$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Распределен на село

09.01.2007

К сожалению, подавляющее большинство молодых врачей, учителей, культработников не хотят работать в деревне. Выпускники вузов прилагают максимум усилий, чтобы получить распределение в столицу или поближе к ней. Как преломить ситуацию? Что надо сделать для закрепления молодых специалистов на селе?

На мой взгляд, основная причина бегства молодежи из деревни — отсутствие благоустроенного жилья. По данным Министерства архитектуры и строительства, 60% сельских построек возведены до 1951 г. Лишь треть сельчан пользуются водопроводом и только у 20% есть дома горячая вода.

Выпускник медицинского или педагогического вуза, который привык к тому, что в квартире есть холодная и горячая вода, газ, телефон, санузел, попав по распределению в сельскую местность, где всего этого нет, отрабатывает положенные два года и навсегда уезжает.

Бывая в своем избирательном округе, я вижу, что местная власть связывает санитарно-эпидемиологическую ситуацию на селе со строительством общественных бань. Над решением этой проблемы бьются санитарные врачи, штрафуя руководителей хозяйств, заставляя их строить бани на территории центральной усадьбы и возить туда автобусами жителей соседних деревень. Я не против этого, бани, конечно, нужны. Но времена меняются, сегодня надо думать о том, чтобы горячая вода и ванна были в каждом сельском доме.

Конечно, в деревнях сейчас возводится неплохое жилье. Однако вопросы передачи вновь строящихся домиков молодым педагогам, врачам, представителям других несельскохозяйственных профессий, к сожалению, решаются очень медленно. Даже в том случае, когда новостройки пустуют и постепенно разрушаются.

Это весьма болезненный вопрос: до сих пор во многих сельхозорганизациях делят людей на своих и чужих. Эти слова даже в кавычки не нужно брать, все понимают, о чем идет речь. Свои — это механизаторы, доярки, полеводы, другие специалисты АПК. Они работают непосредственно в сельхозорганизациях, чужие — в школе, амбулатории, на почте, в магазине.

Отношение к этим двум группам существенно отличается: обработка приусадебных участков, посадка и уборка картофеля проводится в порядке очередности. Кто в очереди последний? Конечно же, учитель и врач. Своим отдельные руководители бесплатно выделяют технику, продукты, зерно, сено, солому, чужим — нет.

Если бы отъезд из деревни врача, учителя, культработника и других специалистов расценивался также, как невыполнение плана по зерну, молоку или мясу, уверен, местная власть нашла бы возможность устроить быт молодых людей и не стала бы делить жителей на своих и чужих.

Думаю, что правительству следует обратить внимание также на то, что процесс кредитования молодых специалистов, которые хотели бы с помощью банковской ссуды построить на селе жилье, идет весьма слабо. Да, определенные льготы вроде должны предоставляться, но, во-первых, они незначительны, а во-вторых, на деле получить такой кредит довольно сложно.

Отрадно, что впервые за многие десятилетия государство по-настоящему взялось за возрождение села. Правильно и то, что подходы к решению сельских проблем выбираются индивидуальные: где-то появится агрогородок, в другом месте предпочтение отдадут агротуризму, на базе ряда деревень возникнут предприятия по производству продукции для населения. Есть надежда, что сюда приедет молодежь, и село зазвенит детскими голосами.

Кстати, ученые утверждают, что лет через 30 начнется бегство из крупных городов. Компьютерные технологии и развитие средств передвижения позволят многим специалистам выполнять интеллектуальную работу в любой точке страны и передавать ее результаты работодателю. Жить в деревне в тесном единстве с окружающей природой, конечно же, в комфортных бытовых условиях, станет нормой. Вот только эти условия нужно создавать сейчас.

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу