$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг

14.10.2016

(Начало в «ЭГ» № 75, 77)

Для развития фондового рынка большое значение имеет наличие действенной системы и раскрытия, и защиты деловой информации. Такая система должна, с одной стороны, снаб­жать инвесторов, регуляторов и остальных участники рынка необходимыми для работы сведениями, а с другой – исключить доступ к ним посторонних лиц и использование подобной информации для недобросовестной конкуренции, гринмейла и рейдерских действий. Для решения этой задачи в белорусском законодательстве в 2016 г. появился ряд новшеств.

Для развития фондового рынка большое значение имеет наличие действенной системы и раскрытия, и защиты деловой информации. Такая система должна, с одной стороны, снаб­жать инвесторов, регуляторов и остальных участники рынка необходимыми для работы сведениями, а с другой – исключить доступ к ним посторонних лиц и использование подобной информации для недобросовестной конкуренции, гринмейла и рейдерских действий. Для решения этой задачи в белорусском законодательстве в 2016 г. появился ряд новшеств.

Согласно ст. 13 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в ред. от 15.07.2015 № 308-З, далее – Закон № 2020-XII) участники хозяйственного общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его документацией в объеме и порядке, установленных уставом. При этом в соответствии со ст. 14 Закона № 2020-XII в уставе, среди прочего, должны быть определены порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе.

Исходя из ст. 54 Закона от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 231-З) к конфиденциальной информации на рынке ценных бумаг относятся инсайдерская и закрытая информация.

Перечень лиц, располагающих инсайдерской информацией на рынке ценных бумаг, определен в ч. 1 ст. 60 Закона № 231-З. Эти лица не имеют права использовать данную информацию в личных целях, а также передавать ее третьим лицам, за исключением случаев, установленных законодательными актами РБ.

В ст. 61 Закона № 231-З определяется круг лиц, располагающих закрытой информацией на рынке ценных бумаг, которые не вправе передавать такую информацию третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 231-З и иными законодательными актами РБ. Эти лица также не вправе отчуждать ценные бумаги эмитента в течение 6 месяцев со дня их приобретения. За незаконное использование либо распространение указанной информации эти лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами РБ.

Сделки с ценными бумагами, совершенные с нарушением требований ст.ст. 60 и 61 Закона № 231-З, являются ничтожными.

В силу норм ст. 43 Закона № 231-З конфиденциальную информацию о депоненте составляют сведения о нем (наименование и место нахождения (для юридических лиц) либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства или место пребывания (для физических лиц)), состоянии счета «депо» депонента и об операциях депонента по счету «депо».

Сведения, составляющие конфиденциальную ин­формацию о депоненте, являются охраняемой законодательными актами РБ тайной. Они могут предоставляться только ограниченному кругу лиц при соблюдении определенных условий.

Обязанности депозитария

Депозитарий вправе предоставлять сведения, составляющие конфиденциальную информацию о депоненте, ему самому и его представителям при наличии у них соответствующих полномочий, а также аудиторским организациям или аудиторам – индивидуальным предпринимателям (ИП), оказывающим аудиторские услуги депоненту. В случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, сведения, составляющие конфиденциальную информацию о депоненте, предоставляются также:

– судам (судьям) по делам, находящимся в их производстве, а также по исполнительным документам;

– органам принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов по судебным постановлениям и иным исполнительным документам, находящимся в их производстве;

– прокурору или его заместителю;

– с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия по находящимся у них на рассмотрении материалам или в их производстве уголовным делам;

– органам Комитета госконтроля РБ;

– налоговым и таможенным органам;

– нотариусам для совершения нотариальных действий в отношении ценных бумаг депонента;

– республиканскому органу госуправления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг, либо его уполномоченному структурному подразделению;

– эмитенту ценных бумаг в виде реестра владельцев ценных бумаг данного эмитента;

– иным юридическим или физическим лицам.

Иной круг лиц может быть установлен Президентом и международными договорами РБ.

Депозитарии предоставляют конфиденциальную информацию о депонентах в части их ценных бумаг, обремененных залоговыми обязательствами, в центральный депозитарий для последующего предоставления этой информации в рамках интегрированного информационного ресурса об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, банкам, небанковским кредитно-финансовым и лизинговым организациям в порядке, определяемом Совмином.

Центральный депозитарий, депозитарии, их долж­ностные лица и другие работники, иные лица, имеющие (имевшие) доступ к конфиденциальной информации о депоненте в силу гражданско-правового договора, а также лица, имеющие (имевшие) доступ к кон­фиденциальной информации о депоненте в силу служебного положения, не вправе передавать такую информацию третьим лицам, за исключением случаев, установленных Законом № 231-З и иными законодательными актами РБ, или использовать ее иным образом в личных целях. Также в ст. 13 Закона № 2020-XII и п. 3 ст. 64 ГК среди обязанностей участников хозяйственного общества названо требование не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности об­щества, полученную в связи с участием в нем.

Лица, в т.ч. должностные лица государственных органов и иных указанных выше государственных организаций, а также лица, входящие в состав коллегиальных органов управления и контрольных органов эмитента, и иные лица, имеющие (имевшие) в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора доступ к сведениям, внесенным в реестр владельцев ценных бумаг, не вправе передавать такие сведения третьим лицам, за исключением случаев, установленных законодательными актами РБ, или использовать их иным образом в личных целях.

Обязанности эмитента

Статья 71 Закона от № 2020-XII обязывает акционерное общество заключить с депозитарием договор на депозитарное обслуживание, в соответствии с условиями которого по требованию этого АО депозитарий формирует реестр акционеров.

Эмитенты обязаны вести работу с реестром владельцев ценных бумаг в соответствии с утвержденным ими регламентом, с учетом требований, определенных Минфином, и принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в данный реестр. При этом эмитенты вправе предоставлять такие сведения только аудиторской организации или аудитору – ИП, оказывающим аудиторские услуги эмитенту, а также госорганам, юридическим или физическим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, в т.ч.:

– судам (судьям) по делам, находящимся в их производстве;

– прокурору или его заместителю;

– с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия по находящимся у них на рассмотрении материалам или в их производстве уголовным делам;

– органам Комитета госконтроля;

– налоговым органам;

– нотариусам для совершения нотариальных действий;

– республиканскому органу госуправления, осуществляющему государственное регулирование рын­ка ценных бумаг.

Порядок предоставления

Особенности предоставления конфиденциальной информации на рынке ценных бумаг, включая конфиденциальную информацию о депонентах и сведения из реестра владельцев ценных бумаг, регламентируются постановлением Минфина от 5.09.2016 № 80 (далее – постановление № 80). Оно вступает в силу с 9 октября т.г. и заменяет постановление Мин­фина от 4.09.2009 № 111 «О требованиях к регламенту работы акционерного общества с реестром владельцев ценных бумаг».

В соответствии с постановлением № 80 особенности работы эмитента, депозитария с конфиденциальной информацией (далее – Правила) устанавливаются в следующих локальных нормативных актах:

– в регламенте работы эмитента с реестром владельцев ценных бумаг, который утверждается эмитентами, являющимися акционерными обществами, – общим собранием акционеров либо иным органом управления АО, если он уполномочен на принятие такого решения уставом АО;

– эмитентами, созданными в иных организационно-правовых формах, – руководителем либо органом управления, уполномоченным учредительными документами;

– в регламенте депозитария, определяющем порядок и условия осуществления депозитарной деятельности, который утверждается руководителем либо органом управления, уполномоченным учредительными документами.

Правила, насчитывающие более одного листа, нумеруются, прошиваются, заверяются подписью руководителя и скрепляются печатью депозитария, эмитента.

Правила должны включать:

перечень уполномоченных работников – сотрудников, ответственных за предоставление и обеспечение сохранности конфиденциальной информации, а также имеющих доступ к конфиденциальной информации, содержащейся на бумажных носителях и (или) в электронном виде, в соответствии с их должностными инструкциями;

порядок и условия предоставления доступа к конфиденциальной информации, ее передачи уполномоченным работником, разграничение доступа по кругу лиц и характеру информации;

порядок учета работников, имеющих доступ к конфиденциальной информации, а также лиц, получивших ее в случае получения такой информации на бумажных носителях нарочным;

порядок осуществления мероприятий по обеспечению сохранности конфиденциальной информации;

порядок хранения конфиденциальной информации, в т.ч. ее копий на бумажных носителях и в электронном виде (место, условия и срок хранения);

порядок ведения учетных регистров, предназначенных для учета лиц, получивших конфиденциальную информацию.

Правила могут содержать, по усмотрению эмитента, депозитария, иные положения, не противоречащие законодательству РБ о рынке ценных бумаг и о хозяйственных обществах, направленные на обеспечение защиты сведений, содержащих конфиденциальную информацию.

На практике достаточно большое количество разнообразной информации об акционерном обществе имеет существенное значение как для акционеров, так и для иных заинтересованных лиц. Но ни объем, ни формат предоставления таких сведений не урегулирован законодательными актами. Поскольку защита конфиденциальной, в т.ч. инсайдерской информации, очень важна для АО, желательно предусмотреть в локальном нормативном правовом акте (ЛНПА) перечень сведений, которые общество считает нужным раскрывать, а также правила их раскрытия. Обычно таким ЛНПА является Положение об информационной политике, в котором приводится перечень кон­фиденциальной и инсайдерской информации, порядок ее защиты, а также порядок доступа к ней, сроки и способы раскрытия информации, ее формат и т.д.

В свою очередь, для самих акционеров важно, какую информацию, содержащуюся в документах АО, они могут получить. Поэтому в ЛНПА рекомендуется определить достаточно обширный перечень подобных документов, а также сроки и порядок предоставления содержащейся в них информации. Причем право на получение такой информации рекомендуется предоставить каждому акционеру независимо от количества принадлежащих им акций. Обеспечение доступа к такой информации рекомендуется поручить корпоративному секретарю.

Защита и распространение

АО обязано принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр, и вправе предоставлять такие сведения госорганам, юридическим или физическим лицам в соответствии с законодательными актами. Члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, лицо, осуществляющее пол­номочия единоличного исполнительного органа, члены ревизионной комиссии (ревизор) хозяйственного общества, аудиторы, оказывающие хозяйственному обществу аудиторские услуги, иные лица, имеющие (имевшие) в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора доступ к сведениям, внесенным в реестр, не вправе передавать такие сведения третьим лицам, за исключением случаев, установленных актами законодательства, или иным образом использовать их в личных целях.

Регламент работы АО с реестром владельцев ценных бумаг кроме указанных положений должен содержать и порядок работы работников АО со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, а также с иными документами, содержащими сведения из реестра.

Документы, содержащие конфиденциальную инфор­мацию, предоставляются депозитарием, эмитентом по запросу лица, имеющего право на получение такой информации согласно законодательным актам РБ, одним из двух способов:

– в виде электронного документа, соответствующего требованиям, установленным законодательством, предъявляемым к таким документам и их защите;

– на бумажных носителях – нарочным (курьером) или почтовым отправлением.

Документы на бумажных носителях, содержащие конфиденциальную информацию, хранятся в местах, исключающих несанкционированный доступ к ним посторонних лиц.

Документы в электронном виде, содержащие конфиденциальную информацию, хранятся в компьютерной системе, сети, на машинных или цифровых носителях, обеспечивающих систему защиты от несанкционированного доступа, который ограничивается в соответствии с нормативными правовыми актами РБ, регулирующими работу с информацией, рас­пространение и (или) предоставление которой ограничено.

При использовании средств по обработке и доставке электронных депозитарных документов доступ к конфиденциальной информации ограничивается в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление депозитарной деятельности.

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации лицам, имеющим право на получение такой информации в соответствии с законодательными актами, исполняется при наличии в нем:

– цели, основания получения конфиденциальной информации, а также полномочий на ее получение;

– полного наименования госоргана, юридического лица, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) физического лица либо представителя физического лица, запрашивающего информацию;

– регистрационного номера и даты госрегистрации юрлица, за исключением госоргана, наименования регистрирующего органа (при его наличии), иного идентификационного номера нерезидента, запрашивающего информацию;

– подписи руководителя (уполномоченного лица) госоргана, юрлица и оттиска печати (в случае получения ими конфиденциальной информации) либо подписи физического лица.

В учетных регистрах депозитария (эмитента) при предоставлении конфиденциальной информации фиксируются данные о ее получателях, в т.ч. полное наименование госоргана, юрлица, фамилия, имя, отчество физического лица либо его представителя, регистрационный номер и дата госрегистрации юрлица, за исключением госоргана, наименование регистрирующего органа (при его наличии), иной идентификационный номер нерезидента, запрашивающего информацию. Кроме того, в регистрах фиксируются реквизиты документа, удостоверяющего личность работника госоргана, юрлица, физического лица либо его представителя (указывается в случае получения документов на бумажных носителях нарочным).

Указанные требования к содержанию запроса и фиксации данных о получателе в учетных регистрах не распространяются на предоставление и формирование депозитарием реестра владельцев ценных бумаг по запросу эмитента, а также предоставление выписки об операциях по счету «депо» (разделу счета «депо») и (или) выписки о состоянии счета «депо» по запросу депонента, которое осуществляется депозитарием в порядке, установленном нормативными правовыми актами РБ, регулирующими осуществление депозитарной деятельности.

Ответственность

Лица, которым согласно ст. 43 Закона № 231-З и ст. 71 Закона № 2020-XII могут предоставляться кон­фиденциальная информация о депоненте либо сведения, внесенные в реестр владельцев ценных бумаг, несут ответственность за разглашение полученных ими данных в соответствии с законодательными актами РБ. Так, предоставление реестра владельцев ценных бумаг, а также конфиденциальной информации о депоненте лицам, не имеющим на то законных прав или полномочий, влечет на основании п. 3 ст. 11.11 КоАП наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. Кроме того, в силу норм ст. 2261 УК незаконное использование либо распространение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в СМИ либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такая информация известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок, а если те же действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности – ограничением свободы на срок до 4 лет или лишением свободы на срок до 5 лет.

Отдел финансов «ЭГ»

(Продолжение следует)