$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

РАСКОЛ И ЕДИНСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ©

17.06.2014

5–6 июня в БГУ проходила Международная конференция «Европейский союз и Республика Беларусь: перспективы сотрудничества». Мероприятие стало площадкой не только для обмена опытом, но и для дебатов, связанных с экономическими, политическими, правовыми отношениями между ЕС и Беларусью.

Поскольку конференция проходила вскоре после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе Беларуси, Казахстана и России, вопросы дальнейшего сотрудничества нашей страны с Евросоюзом — индивидуально и в рамках ЕАЭС — стали одной из основных обсуждаемых тем. Организаторы предусмотрительно отвели дискуссиям о политике отдельную секцию.

Политика: без сенсации

Перед Беларусью не стоит цель не только вступления в Европейский союз, но и получения статуса ассоциированного члена, подчеркнул начальник управления общеевропейского сотрудничества МИД РБ Денис Сидоренко. На данном этапе нашим приоритетом является евразийская интеграция. Но этот выбор должны дополнять тесные прагматичные отношения с ЕС. В рамках политического диалога мы хотели бы выйти на новую форму взаимоотношений. Это могло бы быть модернизированное либо усиленное соглашение о партнерстве и сотрудничестве, что на данном этапе полностью отвечало бы структуре взаимоотношений с партнерами как в ЕАЭС, так и в Евросоюзе. Нет сегодня и стремления заключить с ЕС соглашение о зоне свободной торговли по примеру Грузии, Молдовы и Украины. Наш приоритет — вступление в ВТО. В ответ глава представительства Евросоюза в Беларуси Майра Мора заметила, что ЕС не заинтересован в бесконечном расширении своих границ. Сейчас в приоритете — усиление сплоченности союза, установление хороших отношений с соседями, в т.ч. на основе образовательных, социальных и культурных программ.

Страны ЕС тоже по-разному участвуют в общих проектах. Есть наиболее интегрированные зоны сотрудничества, например, Шенгенское соглашение, экономический и валютный союз, торговая и сельскохозяйственная политика. Менее интегрированы социальная политика, образование, еще меньше — здравоохранение и социальное страхование.

Невидимый бюджет

Наши вузы достаточно активно участвуют в ряде международных программ и проектов. Как сообщил директор главного информационно-аналитического центра Министерства образования РБ, координатор программ Еврсоюза «TEMPUS/Erasmus+» в Беларуси Николай Листопад, в стране запущено 26 проектов по программе TEMPUS (всего их было 64) и 20 партнерств по программе Erasmus Mundus. Беларусь также является одной из 77 стран, участвующих в программах Жана Моне, реализуя в настоящее время 5 проектов (4 из них — в БГУ).

Первый проректор БГУ, профессор Михаил Журавков надеется, что Беларусь в недалеком будущем станет участником Болонского процесса. Очередным шагом на пути к этому должна стать минская конференция. Сегодня БГУ активно участвует в ряде международных европейских программ. Студенты и преподаватели вуза заняты более чем в 20 грантах, стоимость которых составляет от 10 до сотен тысяч EUR.

Отметим, что доля расходов на образование в бюджете Беларуси составляет 5%, России — 4,1%, Казахстана — 3,6%, примерно как в большинстве стран ЕС (в Израиле 7,5% — и это максимальная сумма).

За систему образования и обучения каждая страна ЕС отвечает самостоятельно. Совместные задачи изложены в стратегии «Образование и подготовка - 2020»: непрерывное обучение и мобильность; повышение качества и эффективности образования и подготовки кадров (знакомая нам цель); обеспечение равенства, социальной сплоченности и активной гражданской позиции (т.е. развитие навыков трудоустройства, стандартизация резюме, приложений к диплому, перечня квалификаций); повышение творческой и инновационной деятельности. Приоритеты: обеспечить сопоставимость и признание квалификаций в ЕС; Копенгагенский процесс (повышение привлекательности среднего профессионального образования); Болонский процесс (создание европейского пространства высшего образования, единые стандарты качества); инновации и предпринимательство.

Чтобы представить себе равновесие сторон, директор Центра международных исследований факультета международных отношений БГУ Елена Достанко предложила сравнить 2 показателя: количество людей, которые закончили среднюю школу и продолжили учебу, и число людей в возрасте 30–34 лет, имеющих высшее образование.

В ЕС количество молодых людей 18–24 лет, которые после школы получают профессиональное или высшее образование, в 2009 г. составляло 14,4%, а к 2020 г. планово сократится до 10%. В Беларуси в 2013 г. после школы 75% продолжили обучение в учреждениях среднего специального и высшего образования.

В ЕС высшее образование в 2009 г. имело 32,3% молодежи в возрасте 30–34 лет, к 2020 г. их число планируется довести до 40%. По данным ЮНЕСКО, с 2003 г. в Беларуси отмечается устойчивый рост числа граждан с высшим образованием: в 2010 г. до 83% молодежи имели статус студента вуза (вспомним 75% открытых вакансий по рабочим специальностям в нашей стране).

Социальная мания

В целом ЕС преследует цель реализации экономического потенциала стран-участниц для достижения экономического роста, что невозможно без социальной составляющей, а именно развития и реализации человеческого потенциала. Отметим, что практически все страны ЕС, за исключением Болгарии, в рейтинге стран по Индексу человеческого развития, опубликованному в 2013 г., входят в группу стран «с очень высоким уровнем» потенциала. Кстати, Беларусь занимает в нем 50-е место в группе стран с «высоким уровнем» человеческого развития. Вместе с тем расширение ЕС в некоторой степени усугубило социальную дифференциацию стран, комментирует доцент кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений БГУ Наталья Юрова. Если на начальном этапе это было объединение примерно одинаковых по уровню экономического развития государств, не имеющих «острых» социальных проблем, то членство стран с невысоким уровнем экономического развития спровоцировало обострение структурных социальных проблем. Основные сложности — безработица, неравенство доходов, бедность, иммиграция. За 2008–2013 гг. на 6 млн. уменьшилось количество рабочих мест, а уровень безработицы достиг 11% в среднем по еврозоне — самый высокий показатель за последние 10 лет. Доля бедных в 2012 г. составляла около 10%. Неравенство доходов, измеряемое коэффициентом Джини, оказалось выше, чем 30 лет назад. «Возможность решения социальных проблем на наднациональном уровне, — отметила М.Мора, — остается одним из приоритетов ЕС. Самостоятельно каждая страна в настоящее время очень трудно справляется с решением конкретных социальных проблем».

В ЕС не сложилась универсальная социальная модель. Сегодня большинство социологов принимает классификацию бельгийского профессора Андре Сапира. Он выделяет северную социальную модель (Дания, Финляндия, Швеция, Нидерланды), в которой высок уровень социальной защиты, социального обеспечения и фискальной нагрузки. В англосаксонской модели (Великобритания, Ирландия) гораздо уже сфера применения социальных пособий, зато сильнее стимулы поиска и выше дифференциация зарплаты, весомая доля людей с низким уровнем оплаты труда. В континентальной модели (Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург), а в еще большей степени — средиземноморской (Греция, Италия, Португалия, Испания) особенно значительна роль социальной защиты, пенсионного обеспечения и профсоюзов.

Беларусь, согласно этой классификации, тяготеет к континентальной модели, а по многим признакам социальной защиты — к северной. Однако если другие приверженцы таких моделей входят в число лидеров по объему ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, то мы занимаем лишь 62-е место из 184 стран по этому показателю — 15 753 USD, т.е. почти в 5 раз меньше, чем у Люксембурга, в 2,5 — чем в Австрии, Швеции, Германии и Бельгии. «Протекционизм государства в социальной сфере — привилегия очень богатых стран», — отмечает М.Мора. Поэтому Беларуси был бы полезен европейский опыт реформирования социальной политики и пенсионной системы.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ