$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РАСХОДЫ ЭКОНОМ-КЛАССА©

16.04.2013

Беларуси предстоит справиться с множеством фискальных рисков, чтобы обеспечить макроэкономическую стабильность, восстановить бюджетные резервы и поддержать структурную трансформацию экономики. Для этого потребуется сбалансированное сочетание бюджетной дисциплины с инвестициями, направленными на восстановление экономической активности и социального развития, говорится в докладе Всемирного банка «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста».

Сегодня перед многими странами мира, столкнувшимися с глобальным кризисом и его локальными проявлениями, стоит проблема дефицита бюджета. Проще всего призвать к тотальному сокращению госрасходов. Однако цена такого шага — стагнация экономики и ухудшение в социальной сфере. Поэтому особое значение приобретает рационализация госрасходов. Беларусь пережила макроэкономические кризисы последних лет, однако перед страной одновременно встали сложные задачи и открылись уникальные возможности, позволяющие сформировать основу для устойчивого общего благосостояния, отметил Чимяо Фан, директор ВБ по Беларуси, Молдове и Украине. По его мнению, повышение качества и эффективности расходования средств на критически важные сектора позволит повысить жизненный уровень и развивать человеческий капитал в нашей стране.

Государственные финансы страны серьезно пострадали в результате кризиса, отметил старший экономист Всемирного банка Себастьян Эккарт. Однако осторожное управление бюджетом обеспечивало его сбалансированность. За последние 4 года бюджет страны сократился на 10 процентных пунктов по отношению к ВВП, а совокупный объем расходов — на 13 п.п. Это было одно из самых значительных в регионе сокращений такого рода. Однако расходы госсектора по-прежнему составляют около 44% ВВП, что почти на 3 п.п. выше, чем в среднем по региону, и почти на 5 п.п. — чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Одновременно произошли важные изменения в структуре расходов. Первичные расходы сократились на 9 п.п. ВВП, в то время как процентные платежи возросли практически вдвое: с 0,6% в 2008 г. до 1,1% в 2011-м, а капитальные расходы снизились с 10% до 5%. Основная часть коррекции пришлась на капитальные расходы (44%), в то время как сокращение трансфертов, субсидий и расходов на приобретение товаров и услуг составили 33% коррекции, а зарплаты бюджетной сферы — 17%.

До кризиса Беларусь резко отличалась от других стран, направляя на Государственную инвестиционную программу около 10% ВВП. Неудивительно, что именно на долю капитальных расходов пришлась основная часть сокращения расходов — почти на 48% в реальном выражении, а в долевом — с 20% в 2008-м до 14% совокупных расходов в 2012 г. В то же время текущие трансферты и субсидии сократились с 21,3% до 16,5% ВВП, или на 17% в реальном выражении, фонд заработной платы в бюджетном секторе — с 10,3% ВВП до 7,9%, или на 18%. Понятно почему сокращение госаппарата стало одной из ключевых задач властей в текущем году.

По мнению С.Эккарта, для сохранения положительного эффекта от реализованных мер макроэкономической коррекции важно осторожно подходить к повышению зарплаты во избежание повторного возникновения инфляционного давления и дисбалансов в экономике. Так, хотя общий объем расходов сократился, из-за резкого увеличения долговой нагрузки растут процентные платежи — единственная статья расходов, которая за последние годы увеличилась, причем практически вдвое: с 0,6 до 1,1% ВВП. Если ранее на процентные платежи приходилось 1,2% всех расходов, то теперь — 4,7%, вытесняя продуктивные расходы.

Сокращение ассигнований на национальную экономику с 12,7% до 5,3% ВВП в 2011 г. представляет собой львиную долю (70%) всей коррекции. Однако эта статья расходов по прежнему значительно выше, чем в других странах региона (4,6% ВВП). В республике уменьшились капитальные расходы из бюджета на транспорт и энергетику, а также субсидии и общегосударственные расходы — в связи с сокращением фонда зарплаты и снижением расходов в рамках Государственной инвестиционной программы. В частности, 80% сокращения пришлось на республиканский бюджет и 20% — на местные.

По оценке ВБ, в целом коррекция сократила дальнейшие адаптационные возможности бюджета, ограничив выбор вариантов фискальной политики в будущем. В результате коррекции доля недискреционных расходов (зарплата, социальные трансферты и процентные платежи) в совокупных расходах увеличилась с 65% в 2008 г. до 73% в 2011-м. Дальнейшее сокращение госинвестиций грозит снижением производительности госрасходов, ухудшением состояния государственной инфраструктуры и перспектив экономического роста. Поэтому важно усилить стратегическое перераспределение ресурсов, в т.ч. путем дальнейшей рационализации субсидий, повышения качества и эффективности расходов, в частности, в сфере здравоохранения и образования. Это особенно важно, поскольку оба данных сектора характеризуются разветвленной сетью учреждений (школ, больниц, поликлиник), содержание которых может оказаться неподъемным для бюджета в случае роста зарплаты. Этим секторам необходимо адаптироваться к ситуации, когда в результате старения и сокращения численности населения снижается количество учащихся и возрастает нагрузка, связанная с хроническими и дегенеративными заболеваниями, что приведет к изменениям спроса на государственные услуги и будет иметь значительные последствия для бюджета. Кроме того, ВБ рекомендует вырабатывать меры бюджетно-налоговой политики в рамках согласованной системы среднесрочных макроэкономических показателей с учетом общего состояния экономики. Во-вторых, необходимо сбалансировать политику зарплаты и доходов. В-третьих, следует закрепить капитальные расходы на нынешнем уровне.

Оксана КУЗНЕЦОВА
 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Александр Чубрик,

директор Исследовательского центра ИПМ

В 2012 г. в белорусской экономике наметились важные перемены, прежде всего в части источников роста. Если еще в начале 2012 г. основной движущей силой был экспорт, то во второй половине года — внутренний спрос. Так, в прошлом году рецессия не произошла исключительно благодаря резкому повышению зарплат — гораздо более значительному, чем до кризиса 2011 г. Кроме того, государство нарастило прямое финансирование капитальных расходов. Позитивное изменение — сокращение квазибюджетных операций, в частности, директивного кредитования.

Завышенные целевые показатели могут стать причиной если не разбалансировки бюджетной политики, то, по крайней мере, наращивания квазибюджетных операций. На данный момент основным риском является Банк развития. Пока бюджетная политика остается весьма консервативной, сохраняется фискальная консолидация, начатая в 2011 г. В этой ситуации ключевыми становятся вопросы эффективности госрасходов. Начать следует с жилищно-коммунального хозяйства, где необходимо доведение тарифов до уровня издержек. Однако одновременно нужно уточнить, насколько эффективно система ЖКХ расходует бюджетные деньги. Также важно не допустить дальнейшего снижения капитальных расходов, чтобы избежать разрушения инфраструктуры. При этом не приходится ожидать от инфраструктурных капвложений такой же высокой добавленной стоимости, как в обычных коммерческих проектах.