Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Финансы
23.03.2004 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Расчеты: нововведения 2004 года

Законодательство в сфере отношений предприятий с банками в течение двух первых месяцев года существенно обновилось сразу в нескольких направлениях. Так, можно отметить новшества в регламентации кредитования...
Законодательство в сфере отношений предприятий с банками в течение двух первых месяцев года существенно обновилось сразу в нескольких направлениях. Так, можно отметить новшества в регламентации кредитования (подробнее см. "НЭГ" N 10 от 2004-02-10г.), изменился порядок осуществления авансовых платежей в пользу нерезидентов, обновился перечень оффшорных зон. В целом изменения в вышеуказанных сферах являются позитивными и могут привнести некоторое оживление в экономике. Лишь изменения в области вексельного обращения выбиваются из общей тенденции.

Внешнеторговые сделки

Как известно, порядок осуществления авансовых платежей в пользу нерезидентов отличается рядом особенностей в зависимости от суммы такого платежа. Инструкцией по осуществлению авансовых платежей по внешнеторговым договорам (пост. правления Нацбанка от 2003-08-28г. N 153, см."Информбанк" N 91, 2003г.), вступившей в силу 1.01.2004г., определен порядок осуществления соответствующих операций. Ранее при осуществлении авансового платежа или предварительной оплаты в пользу нерезидента в сумме, эквивалентной 100 тыс. USD и выше, требовалась гарантия иностранного банка. Теперь она требуется, если авансовый платеж превышает в эквиваленте 500 тыс. USD, причем лишь на сумму, которая превышает 500 тыс. USD.

Инструкцией существенно расширен перечень механизмов, которые можно использовать для законного осуществления авансового платежа. Например, может быть представлена как гарантия, так и резервный аккредитив иностранного банка. Помимо этого допускается возможность проведения авансовых платежей и без предоставления гарантии (резервного аккредитива), но также в строго определенных случаях, в частности: при наличии договора страхования риска невозврата авансовых платежей на сумму превышения либо более; при наличии разрешения Нацбанка на осуществление авансовых платежей на сумму превышения либо более.

С определенными проблемами столкнулись субъекты, которые сотрудничают с резидентами РФ и оформляют периодические статистические декларации. Даже фактически получив товар и оплачивая его в сумме, превышающей 500 тыс. USD, они могут столкнуться с отказом банка в проведении платежа. Это обусловлено тем, что исходя из требований Инструкции у резидента в течение некоторого периода отсутствуют документы, подтверждающие поступление товаров (партии товаров) на территорию Беларуси (копии свидетельств о регистрации статистических деклараций, поскольку в рассматриваемом случае они оформляется только по истечении месяца). В такой ситуации у резидентов есть два выхода: либо оформлять статистическую декларацию по каждой отгрузке, либо получать соответствующее разрешение Нацбанка.

Нацбанк в очередной раз изменил перечень оффшорных зон. 11 марта вступило в силу постановление правления Нацбанка от 2004-01-28г. N 3 (см. "Информбанк" N 15), которым внесены изменения в Инструкцию по предоставлению банками информации о некоторых валютных операциях. Из перечня исключены, в частности, Объединенные Арабские Эмираты (Дубай), Ирландия (Дублин, Шепион), Республика Кипр, Республика Мальта, Великое Герцогство Люксембург, Швейцарская Конфедерация. Перечень оффшорных зон дополнен Княжеством Монако.

Вексельное обращение

Постановлением правления Нацбанка от 2.02.2004г. N 17 установлен минимальный срок платежа по выдаваемым банками векселям -- не ранее чем через 20 дней от даты составления. Вероятно, данная норма направлена на ограничение использования векселей в различных финансовых схемах, когда эти ценные бумаги в течение короткого периода времени передаются множеством лиц, а затем предъявляются к платежу в ближайшие дни после их выдачи. Несмотря на то, что этот документ привносит определенные неудобства в работу субъектов предпринимательской деятельности, он вряд ли окажет негативное влияние на вексельный рынок.

Гораздо более значительный удар по вексельному рынку был нанесен несколько ранее, когда Законом от 1.01.2004г., которым были внесены изменения в Закон "О налоге на добавленную стоимость" (см. "Информбанк" N4). Так, ст.14 была дополнена п.10, в соответствии с которым при применении вексельной формы расчетов суммы налога, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, подлежат вычету у покупателей после поступления денежных средств на счета продавцов от продажи или погашения полученных векселей. Таким образом, если продавец не предъявит вексель к платежу или не продаст его, то покупатель, который передал вексель в оплату за товар, не сможет применить вычет соответствующей суммы НДС. Правда, впоследствии государственными органами была сделана попытка в некоторой мере разрешить эту проблему, по крайней мере, в сфере расчетов за природный и сжатый газ, электрическую и тепловую энергию (постановление МНС и Минфина от 2004-01-31г. N 15/9 "О некоторых вопросах осуществления налоговых вычетов при расчетах векселями", см. "Информбанк" N 17).

Операции по счетам

Малоинтересным для банков мог показаться Декрет Президента от 2003-07-30г. N 18 "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (см. "Информбанк" N61, 2003г.), согласно которому с 1.01.2004г. в Беларуси введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако этот нормативный акт вносит существенные новшества и в банковскую деятельность. Так, согласно п.15 Декрета расчетный и иные счета страхователя открываются только при наличии документа, подтверждающего его регистрацию в качестве страхователя, и закрываются при наличии документа об отсутствии задолженности страховщику.

Ряд вопросов возник в текущем году в связи с вступлением в силу Общей части Налогового кодекса. Общеизвестно, что инспекции МНС активно пользуются своим правом приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков. В соответствии со ст. 53 НК, в случае приостановления операций по счетам в банке ограничение права плательщика (иного обязанного лица) на распоряжение денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в банке, не распространяется на операции, связанные с исполнением этим лицом налогового обязательства, уплатой пеней. Могут ли производиться при наложении ареста платежи, очередность которых предшествует налоговым? На практике данный вопрос находит неоднозначное разрешение. По нашему мнению, платежи иные, нежели указанные в ст.53 НК, в рассматриваемом случае производиться не могут, поскольку статьей четко определено, какие именно платежи могут производиться со счета, операции по которому приостановлены.

Законодательством предусмотрены меры ответственности банков в данной сфере. Так, согласно п.1.12 Указа Президента от 2004-01-22г. N 36 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" (см."Информбанк" N8), исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица их поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате налога, сбора (пошлины), пени, -- влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением вышеуказанного лица, но не более суммы неисполненных обязательств по уплате налога, сбора (пошлины), пени и не менее 10 базовых величин. Даже открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этих лиц влечет наложение штрафа в размере от 130 до 200 базовых величин (п.1.10 Указа).

Не остаются без внимания государства перечисления в пользу физических лиц. Постановлением Совмина и Нацбанка от 2004-02-17г. N 167/2 (см. "Информбанк" N 17) установлена предельная сумма в размере 600 ЕUR, которая может перечисляться на счета физлиц без предоставления в банк справок налоговых органов. Напомним, что до 1 января этого года эта сумма составляла 200 ЕUR. Отметим, что как это ни парадоксально, но наличные денежные средства могут быть выданы физическим лицам в сумме, превышающей в эквиваленте 600 ЕUR, без получения справки налогового органа. При этом должны строго соблюдаться положения законодательства о наличном денежном обращении.

Очередность платежей

Банки зачастую вынуждены прибегнуть к обращению взыскания на заложенное имущество. Эта процедура возможна не только в судебном порядке, но в ряде случаев в порядке, определенном соглашением сторон, а также в соответствии с Декретом Президента от 2003-01-27г. N 5 "Об упорядочении реализации заложенного имущества". Однако практика показала, что средства, вырученные от продажи заложенного имущества, после поступления на текущий счет продавца могут быть списаны в безакцептном порядке иными лицами, а не банком. В связи с изложенным, Указом Президента от 2003-12-23г. N 565 (см. "Информбанк" N 2) б ыли внесены изменения в Указ от 2000-06-29г. N 359 и платежи по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством, отнесены к первой группе очередности. Нацбанк, в свою очередь, постановлением от 2004-02-24г. N 24 внес дополнения в Инструкцию об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в очередности, установленной законодательством (пост. правления Нацбанка от 2001-03-29г. N 63), и более детально определил порядок исполнения соответствующих платежных инструкций.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by