$

2.0470 руб.

2.2714 руб.

Р (100)

3.1033 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Актуально

Раньше 2012 года перехода на МСФО не будет

20.02.2007

Обсуждать столь серьезные проблемы лучше всего с профессионалом. Поэтому мы обратились за разъяснениями к директору белорусского офиса международной аудиторской компании Ernst & Young Павлу Лащенко.

- Павел Анатольевич, успеет ли Беларусь перейти на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) до 1 января 2008 г., как это установлено постановлением № 694?

— Нет. Более того, полагаю, что такой переход возможен не ранее 2012-2015 гг. И то при очень благоприятных условиях.

- Но ведь постановлением Совмина заданы конкретные мероприятия и сроки. И в последние годы Минфином и Нацбанком проделана большая работа…

— Конечно. Нормативная база растет. Но для перехода на МСФО этого слишком мало. Чтобы реформировать отечественный бухучет, недостаточно принять ряд инструкций, даже если они будут повторять все существующие 37 стандартов, составляющих IAS/IFRS. Нужно сначала определиться, что бухгалтерская отчетность значит для общества и кто ее составляет.

- Что вы имеете в виду?

— На бухгалтерской профессии лежит важная миссия — обеспечить общество объективной, надежной и достоверной финансовой информацией. И пользователям такой информации совершенно не важно, как она собирается и обрабатывается, т. е. как идет процесс бухгалтерского учета. Важен конечный результат — бухгалтерская отчетность, из которой можно узнать, как работало предприятие в прошлом, каково его финансовое положение в настоящем и в обозримом будущем. От этого зависит правильность принимаемых на всех уровнях управления решений, благополучие работников, владельцев предприятия и страны в целом. Именно поэтому в программе перехода планировалась «переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность». Это и является одной из основных задач приведения национальной системы бухучета в соответствие с МСФО. Но в Беларуси в небанковской сфере эта задача практически осталась нерешенной.

Дело в том, что большинство нормативных актов Минфина, в том числе принятых в рамках программы перехода на МСФО, регламентируют именно порядок отражения в учете хозяйственных операций — корреспонденцию счетов, оформление документов. Этот процесс так зарегулирован, бухгалтер так озабочен заполнением накладных, что на остальное времени не остается. Но пользователю-то все равно, сколько и каких бумажек написали и подшили в бухгалтерии. Ему нужно, чтобы отчетность показывала финансовое состояние предприятия или банка, с которым он работает, где вложены его деньги. Важны не формальные процедуры, а понимание экономической сущности бизнес-процессов, достоверная и объективная оценка всех элементов отчетности — активов, обязательств, доходов, расходов, прибыли и капитала. Именно осознание этих приоритетов обуславливает структуру МСФО. И это прежде всего ряд принципов, методов и допущений, которые лежат в основе самих стандартов. Поэтому совершенно не важно, какими документами оформлено совершение хозяйственных операций и какие проводки при этом сделаны — важна правильная оценка прошедших событий и прогноз будущих. Соответственно МСФО не содержит каких-либо строгих предписаний, к чему так привык и стремится наш законодатель. В них даже плана счетов нет. У нас предприятие без согласия Минфина не может лишний счет ввести. А в странах с рыночной экономикой каждая компания самостоятельно формирует свой план счетов, формы первичных документов и учетных регистров. И никого, кроме нее самой, этот вопрос не касается.

- Такая задача не каждому бухгалтеру по плечу…

— Вот в этом и заключается одна из главных проблем перехода на МСФО. В Беларуси попросту нет достаточного количества квалифицированных специалистов, которые могли бы готовить отчетность по МСФО, руководствуясь не указаниями чиновников, а своим профессиональным суждением. Основная масса белорусского бухгалтерского сообщества не имеет вообще или имеет лишь отдаленное представление об МСФО. О каком переходе на МСФО в 2008 г. может идти речь? Ни одно из учебных заведений не готовит у нас таких кадров. Только на двух-трех экономических специальностях БГЭУ предусмотрен базовый курс «Зарубежный учет» на 40-80 учебных часов. Этого, безусловно, недостаточно, когда мы говорим о целой государственной программе и создании необходимой инфраструктуры для ее реализации. В Беларуси сегодня не более 11 человек имеют специализированное западное бухгалтерское образование по МСФО, способны качественно преподавать предмет и отслеживать текущие изменения по МСФО. Около 50 человек имеют знания по МСФО выше среднего уровня. Все они работают в международных компаниях, банках, аудиторских фирмах. Не исключаю, что они могли бы в свободное от работы время на личном энтузиазме заниматься научной, методической и преподавательской деятельностью.

Но на одном энтузиазме проблемы такого масштаба не решаются. У 2-3 сотен человек есть некоторое представление об МСФО. Но специалистом по МСФО нельзя просто назваться. Нужно иметь сертификацию с международным статусом — ACCA, CPA, если говорить о US GAAP, которые близки к МСФО. Обучение и аттестация такого уровня возможна только с участием специализированных международных организаций и профессиональных обществ. Россия, Казахстан и Украина давно и успешно сотрудничают с такими структурами, созданы учебные центры, готовятся кадры, в т.ч. преподавательские, издается литература. И все равно кадров не хватает — притом что государство и частный бизнес там активно поддерживают эту деятельность. У нас профильные министерства относятся к проблеме обучения МСФО совершенно безразлично, и государство не выделяет на эти цели никаких средств.

- Но в развитии бухучета должен быть заинтересован и отечественный бизнес?

— А это уже вторая проблема. Кто именно и в чем заинтересован? Собственно говоря, и спрос-то в Беларуси на финансовую отчетность по МСФО весьма ограничен. Банки, 2-3 десятка промышленных предприятий с иностранными инвестициями или получающих кредиты за рубежом. Им отчетность по МСФО действительно нужна — для зарубежного инвестора. Если начнут реализовываться планы по размещению белорусских ценных бумаг на международных фондовых биржах, то эмитентам отчетность по МСФО будет просто необходима. Но число таких предприятий опять-таки будет в ближайшие несколько лет невелико. Если в России, Казахстане, Украине можно говорить о тысячах подобных транзакций, то в Беларуси еще не было первичного размещения акций и долговых инструментов на международных фондовых рынках, а случаи прихода институционального инвестора в Беларусь можно пересчитать по пальцам одной руки.

- А как же все остальные — менеджеры, собственники, государство, наконец?

— Большинству наших руководителей, к сожалению, еще надо научиться пользоваться бухгалтерской отчетностью в своей работе. Бытует мнение, что это кухня главного бухгалтера, а у директора своя управленческая отчетность, свои показатели. А что до собственников… Отчетность по МСФО в первую очередь и ориентирована на обеспечение информацией инвесторов, чьи капиталы обращаются на фондовом рынке. Поэтому законодательство Евросоюза, России, Украины, Казахстана обязывает представлять отчетность по МСФО не всех, а только публичные компании — те, чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке. В Беларуси фондовый рынок пока не развит и представлен в основном государственными ценными бумагами. Собственником большинства акционерных обществ остается государство. Оно свои акции не продает. А отчетность предпочитает налоговую и статистическую. И лишь потом бухгалтерскую — и по белорусским правилам.

- Может большего и не требуется? Так ли уж сильно отличаются сегодня наши правила от МСФО?

— Достаточно сильно. Это и отсутствие оценки активов по справедливой и дисконтированной стоимости, механизма учета их обесценивания, различия в признании доходов и курсовых разниц, создании резервов. Перечислять можно долго. Впрочем, развитие бухгалтерии должно происходить в тесной связи с общей экономической ситуацией в стране. Нельзя слепо заимствовать отдельные правила и методы МСФО, не применимые в реально существующих хозяйственных механизмах и при отсутствии рыночных институтов. Так, при отсутствии открытого фондового рынка нет оценки по справедливой стоимости. Если предприятие больше заинтересовано в исполнении прогнозных показателей, чем в своей финансовой стабильности, нет желания создавать резервы, рекомендуемые МСФО, признавать обесценивание активов. Сегодня для бухгалтеров требования налогового законодательства куда приоритетнее, чем декларируемые в МСФО принципы достоверности отчетности. Введение новых методов и процедур бухучета требует времени для их практической отработки.

- Кто же и как их будет отрабатывать?

— Те, кто является третьей проблемой, — бухгалтерское сообщество. Только сами бухгалтеры и аудиторы могут быть настолько заинтересованы в общественном признании своей профессии, чтобы учиться, развивать методологию бухучета, доказывать необходимость и преимущества МСФО. Это путь и Европы, и России.

К сожалению, сегодня мы не видим такой заинтересованности. Бухгалтеры в основной массе привыкли быть лишь исполнителями инструкций. Не улучшает ситуацию и пассивная позиция Министерства финансов, на которое возложена координация выполнения программы. Правда, появился ряд инструкций, темой (но не содержанием) которых являются вопросы, изложенные в отдельных международных стандартах. Тем временем Нацбанк внедрил уже 18 национальных стандартов финансовой отчетности для банков, разработанных на базе соответствующих МСФО с необходимым методическим сопровождением. В результате, к примеру, годовая финансовая отчетность белорусских банков по формату представления и раскрытия информации уже приближена к МСФО. Хотя такие вопросы, как признание доходов по методу начисления, обесценение активов, консолидация дочерних предприятий еще предстоит внедрить. В небанковской сфере процесс движется гораздо медленнее. Замечу, что согласно IAS 1 отчетность считается составленной по МСФО, если она соответствует всем международным стандартам. А у нас мало того, что аналогов, к примеру, IAS 2 «Запасы», 14 «Сегментная отчетность» или IAS 23 «Затраты по займам», до сих пор нет, ряд инструкций Минфина по своему содержанию весьма далеки от своих аналогов в МСФО.

- С 1 января вступили в силу изменения в Закон «О бухгалтерском учете и отчетности». Как они повлияют на переход к МСФО?

— Появление отдельных терминов, определение консолидированной отчетности в какой-то мере тоже шаг вперед. Но многие определения, в частности активов, по-прежнему абсолютно не соответствуют МСФО. Не расшифрованы в Законе основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности, на которых базируется вся система международных стандартов. К сожалению, вопросам организации учета, ведения первичных документов, не имеющих отношения к МСФО, уделено гораздо больше места.

Серьезным минусом является то, что в Законе вообще не упомянуто, что национальная бухгалтерская отчетность ориентирована на МСФО, что ставит под сомнение сам процесс реформирования бухучета и цель Государственной программы. Ведь эти стандарты — разработка общественной организации — Комитета по МСФО, а не международное соглашение, обязательное для исполнения. Поэтому требуется признание на уровне Закона того факта, что бухгалтерская отчетность в Беларуси составляется в соответствии с МСФО, а учет, соответственно, служит этой цели.

Кроме того, надо учитывать, что и сами МСФО изменяются. Так, с 1 января 2005 г. многие стандарты применяются в новой редакции. С 1.01.2007 вступили в силу изменения еще в ряде стандартов, появился новый IFRS 7, который заменит IAS 30 и частично — IAS 32. Если мы хотим, чтобы наш учет соответствовал МСФО, все отечественные инструкции придется приводить в соответствие с этими изменениями.

- Так можно все время ждать и догонять!

— Как будто мы этим все время не занимаемся. Было бы желание. Например, Нацбанк уже работает над изменениями в НСФО. И Ernst & Young в этом ему помогает. Поэтому и программу пора менять с учетом реалий отечественной экономики и нынешнего состояния МСФО. В конечном счете, все будет определять экономическая политика государства, воля профильных министерств и профессиональных сообществ по подготовке кадров и разработке нормативной базы. Я полагаю, что эти процессы тесно взаимосвязаны и, несомненно, влияют друг на друга. А пока будет доминировать заинтересованность в статистике и отчетности, которая не отражает достоверной и объективной картины экономики предприятия, а будет демонстрировать сокращение удельного веса убыточных предприятий, воз и ныне будет там.


Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы