$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Раньше 2012 года перехода на МСФО не будет

20.02.2007

Обсуждать столь серьезные проблемы лучше всего с профессионалом. Поэтому мы обратились за разъяснениями к директору белорусского офиса международной аудиторской компании Ernst & Young Павлу Лащенко.

- Павел Анатольевич, успеет ли Беларусь перейти на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) до 1 января 2008 г., как это установлено постановлением № 694?

— Нет. Более того, полагаю, что такой переход возможен не ранее 2012-2015 гг. И то при очень благоприятных условиях.

- Но ведь постановлением Совмина заданы конкретные мероприятия и сроки. И в последние годы Минфином и Нацбанком проделана большая работа…

— Конечно. Нормативная база растет. Но для перехода на МСФО этого слишком мало. Чтобы реформировать отечественный бухучет, недостаточно принять ряд инструкций, даже если они будут повторять все существующие 37 стандартов, составляющих IAS/IFRS. Нужно сначала определиться, что бухгалтерская отчетность значит для общества и кто ее составляет.

- Что вы имеете в виду?

— На бухгалтерской профессии лежит важная миссия — обеспечить общество объективной, надежной и достоверной финансовой информацией. И пользователям такой информации совершенно не важно, как она собирается и обрабатывается, т. е. как идет процесс бухгалтерского учета. Важен конечный результат — бухгалтерская отчетность, из которой можно узнать, как работало предприятие в прошлом, каково его финансовое положение в настоящем и в обозримом будущем. От этого зависит правильность принимаемых на всех уровнях управления решений, благополучие работников, владельцев предприятия и страны в целом. Именно поэтому в программе перехода планировалась «переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность». Это и является одной из основных задач приведения национальной системы бухучета в соответствие с МСФО. Но в Беларуси в небанковской сфере эта задача практически осталась нерешенной.

Дело в том, что большинство нормативных актов Минфина, в том числе принятых в рамках программы перехода на МСФО, регламентируют именно порядок отражения в учете хозяйственных операций — корреспонденцию счетов, оформление документов. Этот процесс так зарегулирован, бухгалтер так озабочен заполнением накладных, что на остальное времени не остается. Но пользователю-то все равно, сколько и каких бумажек написали и подшили в бухгалтерии. Ему нужно, чтобы отчетность показывала финансовое состояние предприятия или банка, с которым он работает, где вложены его деньги. Важны не формальные процедуры, а понимание экономической сущности бизнес-процессов, достоверная и объективная оценка всех элементов отчетности — активов, обязательств, доходов, расходов, прибыли и капитала. Именно осознание этих приоритетов обуславливает структуру МСФО. И это прежде всего ряд принципов, методов и допущений, которые лежат в основе самих стандартов. Поэтому совершенно не важно, какими документами оформлено совершение хозяйственных операций и какие проводки при этом сделаны — важна правильная оценка прошедших событий и прогноз будущих. Соответственно МСФО не содержит каких-либо строгих предписаний, к чему так привык и стремится наш законодатель. В них даже плана счетов нет. У нас предприятие без согласия Минфина не может лишний счет ввести. А в странах с рыночной экономикой каждая компания самостоятельно формирует свой план счетов, формы первичных документов и учетных регистров. И никого, кроме нее самой, этот вопрос не касается.

- Такая задача не каждому бухгалтеру по плечу…

— Вот в этом и заключается одна из главных проблем перехода на МСФО. В Беларуси попросту нет достаточного количества квалифицированных специалистов, которые могли бы готовить отчетность по МСФО, руководствуясь не указаниями чиновников, а своим профессиональным суждением. Основная масса белорусского бухгалтерского сообщества не имеет вообще или имеет лишь отдаленное представление об МСФО. О каком переходе на МСФО в 2008 г. может идти речь? Ни одно из учебных заведений не готовит у нас таких кадров. Только на двух-трех экономических специальностях БГЭУ предусмотрен базовый курс «Зарубежный учет» на 40-80 учебных часов. Этого, безусловно, недостаточно, когда мы говорим о целой государственной программе и создании необходимой инфраструктуры для ее реализации. В Беларуси сегодня не более 11 человек имеют специализированное западное бухгалтерское образование по МСФО, способны качественно преподавать предмет и отслеживать текущие изменения по МСФО. Около 50 человек имеют знания по МСФО выше среднего уровня. Все они работают в международных компаниях, банках, аудиторских фирмах. Не исключаю, что они могли бы в свободное от работы время на личном энтузиазме заниматься научной, методической и преподавательской деятельностью.

Но на одном энтузиазме проблемы такого масштаба не решаются. У 2-3 сотен человек есть некоторое представление об МСФО. Но специалистом по МСФО нельзя просто назваться. Нужно иметь сертификацию с международным статусом — ACCA, CPA, если говорить о US GAAP, которые близки к МСФО. Обучение и аттестация такого уровня возможна только с участием специализированных международных организаций и профессиональных обществ. Россия, Казахстан и Украина давно и успешно сотрудничают с такими структурами, созданы учебные центры, готовятся кадры, в т.ч. преподавательские, издается литература. И все равно кадров не хватает — притом что государство и частный бизнес там активно поддерживают эту деятельность. У нас профильные министерства относятся к проблеме обучения МСФО совершенно безразлично, и государство не выделяет на эти цели никаких средств.

- Но в развитии бухучета должен быть заинтересован и отечественный бизнес?

— А это уже вторая проблема. Кто именно и в чем заинтересован? Собственно говоря, и спрос-то в Беларуси на финансовую отчетность по МСФО весьма ограничен. Банки, 2-3 десятка промышленных предприятий с иностранными инвестициями или получающих кредиты за рубежом. Им отчетность по МСФО действительно нужна — для зарубежного инвестора. Если начнут реализовываться планы по размещению белорусских ценных бумаг на международных фондовых биржах, то эмитентам отчетность по МСФО будет просто необходима. Но число таких предприятий опять-таки будет в ближайшие несколько лет невелико. Если в России, Казахстане, Украине можно говорить о тысячах подобных транзакций, то в Беларуси еще не было первичного размещения акций и долговых инструментов на международных фондовых рынках, а случаи прихода институционального инвестора в Беларусь можно пересчитать по пальцам одной руки.

- А как же все остальные — менеджеры, собственники, государство, наконец?

— Большинству наших руководителей, к сожалению, еще надо научиться пользоваться бухгалтерской отчетностью в своей работе. Бытует мнение, что это кухня главного бухгалтера, а у директора своя управленческая отчетность, свои показатели. А что до собственников… Отчетность по МСФО в первую очередь и ориентирована на обеспечение информацией инвесторов, чьи капиталы обращаются на фондовом рынке. Поэтому законодательство Евросоюза, России, Украины, Казахстана обязывает представлять отчетность по МСФО не всех, а только публичные компании — те, чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке. В Беларуси фондовый рынок пока не развит и представлен в основном государственными ценными бумагами. Собственником большинства акционерных обществ остается государство. Оно свои акции не продает. А отчетность предпочитает налоговую и статистическую. И лишь потом бухгалтерскую — и по белорусским правилам.

- Может большего и не требуется? Так ли уж сильно отличаются сегодня наши правила от МСФО?

— Достаточно сильно. Это и отсутствие оценки активов по справедливой и дисконтированной стоимости, механизма учета их обесценивания, различия в признании доходов и курсовых разниц, создании резервов. Перечислять можно долго. Впрочем, развитие бухгалтерии должно происходить в тесной связи с общей экономической ситуацией в стране. Нельзя слепо заимствовать отдельные правила и методы МСФО, не применимые в реально существующих хозяйственных механизмах и при отсутствии рыночных институтов. Так, при отсутствии открытого фондового рынка нет оценки по справедливой стоимости. Если предприятие больше заинтересовано в исполнении прогнозных показателей, чем в своей финансовой стабильности, нет желания создавать резервы, рекомендуемые МСФО, признавать обесценивание активов. Сегодня для бухгалтеров требования налогового законодательства куда приоритетнее, чем декларируемые в МСФО принципы достоверности отчетности. Введение новых методов и процедур бухучета требует времени для их практической отработки.

- Кто же и как их будет отрабатывать?

— Те, кто является третьей проблемой, — бухгалтерское сообщество. Только сами бухгалтеры и аудиторы могут быть настолько заинтересованы в общественном признании своей профессии, чтобы учиться, развивать методологию бухучета, доказывать необходимость и преимущества МСФО. Это путь и Европы, и России.

К сожалению, сегодня мы не видим такой заинтересованности. Бухгалтеры в основной массе привыкли быть лишь исполнителями инструкций. Не улучшает ситуацию и пассивная позиция Министерства финансов, на которое возложена координация выполнения программы. Правда, появился ряд инструкций, темой (но не содержанием) которых являются вопросы, изложенные в отдельных международных стандартах. Тем временем Нацбанк внедрил уже 18 национальных стандартов финансовой отчетности для банков, разработанных на базе соответствующих МСФО с необходимым методическим сопровождением. В результате, к примеру, годовая финансовая отчетность белорусских банков по формату представления и раскрытия информации уже приближена к МСФО. Хотя такие вопросы, как признание доходов по методу начисления, обесценение активов, консолидация дочерних предприятий еще предстоит внедрить. В небанковской сфере процесс движется гораздо медленнее. Замечу, что согласно IAS 1 отчетность считается составленной по МСФО, если она соответствует всем международным стандартам. А у нас мало того, что аналогов, к примеру, IAS 2 «Запасы», 14 «Сегментная отчетность» или IAS 23 «Затраты по займам», до сих пор нет, ряд инструкций Минфина по своему содержанию весьма далеки от своих аналогов в МСФО.

- С 1 января вступили в силу изменения в Закон «О бухгалтерском учете и отчетности». Как они повлияют на переход к МСФО?

— Появление отдельных терминов, определение консолидированной отчетности в какой-то мере тоже шаг вперед. Но многие определения, в частности активов, по-прежнему абсолютно не соответствуют МСФО. Не расшифрованы в Законе основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности, на которых базируется вся система международных стандартов. К сожалению, вопросам организации учета, ведения первичных документов, не имеющих отношения к МСФО, уделено гораздо больше места.

Серьезным минусом является то, что в Законе вообще не упомянуто, что национальная бухгалтерская отчетность ориентирована на МСФО, что ставит под сомнение сам процесс реформирования бухучета и цель Государственной программы. Ведь эти стандарты — разработка общественной организации — Комитета по МСФО, а не международное соглашение, обязательное для исполнения. Поэтому требуется признание на уровне Закона того факта, что бухгалтерская отчетность в Беларуси составляется в соответствии с МСФО, а учет, соответственно, служит этой цели.

Кроме того, надо учитывать, что и сами МСФО изменяются. Так, с 1 января 2005 г. многие стандарты применяются в новой редакции. С 1.01.2007 вступили в силу изменения еще в ряде стандартов, появился новый IFRS 7, который заменит IAS 30 и частично — IAS 32. Если мы хотим, чтобы наш учет соответствовал МСФО, все отечественные инструкции придется приводить в соответствие с этими изменениями.

- Так можно все время ждать и догонять!

— Как будто мы этим все время не занимаемся. Было бы желание. Например, Нацбанк уже работает над изменениями в НСФО. И Ernst & Young в этом ему помогает. Поэтому и программу пора менять с учетом реалий отечественной экономики и нынешнего состояния МСФО. В конечном счете, все будет определять экономическая политика государства, воля профильных министерств и профессиональных сообществ по подготовке кадров и разработке нормативной базы. Я полагаю, что эти процессы тесно взаимосвязаны и, несомненно, влияют друг на друга. А пока будет доминировать заинтересованность в статистике и отчетности, которая не отражает достоверной и объективной картины экономики предприятия, а будет демонстрировать сокращение удельного веса убыточных предприятий, воз и ныне будет там.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях