$

2.1336 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

РАМКИ КОДИФИКАЦИИ И ГРАНИЦЫ КОРРЕКТИРОВКИ

17.05.2011

Традиционная кампания изменения законодательства набирает обороты. Предложения по внесению очередных корректировок в Налоговый кодекс МНС уже направило в Минфин. По данным информационных агентств, нас ожидает около 400 изменений и дополнений. Носят ли они принципиальный, стратегический характер или просто являются редакционными правками?

Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель директора ООО «Партнераудит»

К первой категории, по-видимому, нужно отнести перенос убытков на будущие периоды; закрепление в Общей части НК нормы о том, что выполнение плательщиком письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, данных ему налоговым органом, является основанием для неприменения к нему мер ответственности; освобождение от НДС оборотов по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, а также работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и ИП в международных конференциях, симпозиумах, конгрессах, в выставочно- ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах, и некоторые другие. Все они в случае принятия существенно облегчат жизнь налогоплательщикам. Их предложения, а также инициативы бизнес-союзов, подкрепленные практикой, сыграли немалую роль в формировании пакета изменений налогового законодательства.

Но нынешнее изобилие поправок заставляет очень серьезно задуматься о концептуальном значении Налогового кодекса. Не является ли этот документ механическим формальным соединением ранее существовавших по отдельности законов? Как реализуется и к чему приводит попытка придания нормам Кодекса прямого действия с «урезанием» роли и места нормативных актов МНС?

Напомним, что согласно ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» систематизация законодательства — это деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему; кодификация — вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений. Вроде бы НК по форме отвечает этим требованиям. А как насчет содержания?

Скажем, Особенная часть НК действует только с 1.01.2010 г., однако уже на текущий год в нее было внесено множество изменений и дополнений. Если и дальше идти такими темпами, еще через год целесообразно излагать Особенную часть (да, пожалуй, и Общую) в новой редакции.

Понятно, что некоторые корректировки НК имеют так называемый сквозной и связанный характер и проходят сразу по нескольким главам и статьям. Отдельные правки обусловлены необходимостью приведения Кодекса в соответствие с иными нормативными актами, предложениями бизнес-союзов. Но не сотни же ежегодных корректировок должны получаться в результате таких новаций?

Представляется, что систематизация и кодификация за 1–2 года приобрели характер внешней оболочки налоговой системы. Но придание НК характера прямого действия оборачивается перманентным процессом внесения изменений, причем в чрезмерном количестве. Ссылки на становление «молодого» законодательства уже вряд ли оправданны: 20 лет — достаточный опыт законотворчества. Пора задуматься над тем, что представляет собой НК — название либо иное качество и стабильность налогового законодательства? Что действительно общественно значимо для совершенствования системы налогообложения в нашей стране, а без чего вполне можно обойтись? Где грань между действительной необходимостью отражения тех или иных новшеств непосредственно в НК либо в подзаконных (ведомственных) актах МНС или других ведомств?

Может, следует вернуться к изданию правовых актов МНС не только в виде инструкций по заполнению форм налоговых деклараций, а нормативных разъяснений-комментариев НК, тем более, что в письмах МНС и так нередко берет на себя эту функцию? Не стоит ли попробовать установить хотя бы годичный мораторий на внесение изменений и дополнений в НК?

Возможны различные варианты решения проблемы множества корректировок и нестабильности налогового законодательства. В любом случае было бы ошибкой не замечать их. Ведь налогоплательщику важны в тексте налоговых норм каждая точка или запятая, но главное — смысл и цель новаций. Вместе с тем хотелось бы, чтобы каждый новый год не начинался для бухгалтеров, юристов, менеджеров с цунами новых нормативных актов, заставляющих менять привычные правила работы, порой без реальной экономической необходимости.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях