$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

РАДОСТИ РОСТА И БРЕМЯ ДОЛГОВ

12.10.2010

Структура и объем иностранных инвестиций, привлекаемых в экономику республики, пока не свидетельствует ни о количественном, ни о качественном прорыве. А их преимущественно заемный характер провоцирует отток капитала из страны. Однако представители Минэкономики на пресс-конференции 7 октября делали акцент на объеме поступлений, а не на их структуре.

По данным Белстата, в I полугодии 2010 г. в реальный сектор экономики поступило 4,4 млрд. USD иностранных инвестиций, или на 4,4% больше, чем годом ранее, в т.ч. прямых — 2,66 млрд. USD (+7,2%). Однако 91,7% ПИИ пришлось на т.н. прочие прямые инвестиции, которые представляют собой любую кредиторскую задолженность наших предприятий перед их зарубежными собственниками. Невольно напрашивается вопрос: какая часть ПИИ, о которых рапортуют чиновники, сформирована долгами ОАО «Белтрансгаз» перед его акционером — Газпромом? Между тем доля транспорта, включая трубопроводный, к которому относится Белтрансгаз, составила 2,01 млрд. USD, или 75,8% всех ПИИ в реальный сектор экономики Беларуси. Не объясняет ли это предельно высокий вес резидентов России в объеме ПИИ — 92%. Для сравнения: на Китай и Германию пришлось лишь по 0,7%, хотя в последние годы правительство усилило работу по поиску инвесторов в дальнем зарубежье. И не в этом ли причина того, что 2,6 млрд. USD, или 58% общего объема поступивших в экономику иностранных инвестиций, оказались неиспользованными? К слову, на транспорт, в т.ч. трубопроводный, пришлось 2,01 млрд. USD, или 77,3% всех неиспользованных иностранных инвестиций.

Определенную угрозу для экономики несет высокая доля заемных средств в структуре иностранных инвестиций. На кредиты, займы и финансовый лизинг в I полугодии 2010 г. суммарно пришлось 1,76 млрд. USD, или почти 40% всех зарубежных вложений. Проблема в том, что стоимость таких ресурсов для наших предприятий куда выше, чем у зарубежных компаний, что снижает конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках. Если же инвестпроекты рассчитаны на внутреннее потребление, то их окупаемости мешает планомерная девальвация белорусского рубля. Конечно, поддержать производителя можно, субсидируя проценты за счет госбюджета. Такая практика получает все большее распространение в последние годы. Однако вряд ли перекладывание издержек на налогоплательщиков сделает в итоге всю экономику богаче.

Выступая на пресс-конференции, начальник главного управления инвестиций Минэкономики Сергей Трофимович отметил, что в рамках постановления Совмина от 10.02.2010 № 169 «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2010 году» органами госуправления реализуется 542 проекта с привлечением около 5 млрд. USD иностранных инвестиций. Существенным дополнением обещают стать 15 млрд. USD китайских средств, договоренность о выделении под различные производственные и инфраструктурные проекты достигнута на межгосударственном уровне. Если же учесть тот факт, что все это в основном связанные кредиты, то нам придется не только возвращать долг с процентами, но и оплачивать китайское оборудование, материалы и, возможно, рабочую силу для реализации проектов. К тому же привлечение заемного зарубежного капитала госпредприятиями формирует квазисуверенный долг страны. А опыт предыдущих лет показывает, что обязательства госпредприятий нередко приходится погашать государству.

Не прокомментировали представители Минэкономики и тенденцию чистого оттока иностранных инвестиций из страны, который по результатам I полугодия составил 134,5 млн. USD против 730,7 млн. USD чистого поступления годом ранее. По кредитам, займам и финансовому лизингу отток суммарно достиг 255,4 млн. USD. Иными словами, по ранее взятым на себя долговым обязательствам субъекты хозяйствования уплатили больше, чем привлекли новых.

Если же 4,4 млрд. USD иностранных инвестиции I полугодия очистить от рискованных заемных средств, а ПИИ от сомнительных «прочих», то в распоряжении реального сектора остаются весьма скромные 221 млн. USD. Именно столько вложили иностранцы в принадлежащие им в Беларуси предприятия.

Вызывает также вопросы расходование денег. В здания, машины и оборудование направлено лишь 259,9 млн. USD или 14% использованных экономикой иностранных инвестиций. 1,6 млрд. USD или 85,8% иностранных инвестиций пошли на «прочие» цели — оплату производственных запасов и товаров реализации, работ и услуг сторонним организациям, погашение кредитов, займов и т.д. Распространено у нас и кредитование для финансирования потребительского импорта, которое экономисты в шутку называют «инвестициями в сникерсы».

Судя по всему, политика государства и состояние экономики пока не слишком убедительны для иностранных инвесторов. Из 20 договоренностей, достигнутых в ходе I Белорусского инвестиционного форума в Лондоне, до подписания договора дошла только одна — с бельгийской компанией AOI NV о строительстве на территории Национального аэропорта “Минск” транспортно-логистического центра, сообщил С.Трофимович. В таких результатах в министерстве винят мировой финансово-экономический кризис и надеются взять реванш в ноябре на очередном форуме во Франкфурте-на-Майне. Правительство готовит очередной пакет предложений для потенциальных инвесторов.

В Минэкономики также воодушевлены результатами действия Декрета от 6.08.2009 № 10 “О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”. По оценке С.Трофимовича, нормативный акт вызвал всплеск активности инвесторов, с которыми заключено 255 договоров на сумму около 11 млрд. USD.

Впрочем, как показывает практика, подписание договора еще не означает приход реальных инвестиций. Порой зарубежные партнеры откровенно медлят, в некоторых случаях ограничиваются минимальными вложениями, а под иные проекты привлекают все те же заемные средства. Определяющим здесь являются риски, которые всякий бизнесмен стремится минимизировать. Как это ни парадоксально, но реформы, даже прогрессивные, повышают бизнес-риски. В период перемен труднее, чем обычно, просчитать развитие проекта на несколько лет вперед. Скажем, в нынешнем году довольно внушительный рост прибыли компаний США на фоне вялого посткризисного восстановления экономики сопровождался едва заметным ростом инвестиций в основной капитал. Экс-председатель ФРС США Алан Гринспен в статье в Financial Times объяснил это начавшимися преобразованиями финансовой системы, что породило опасения инвесторов. Заметим, есть они и в отношении нашей страны: неясны пока перспективы развития Таможенного союза, отношений с Россией, приватизацией и прочими реформами.

Правда, в Беларуси темпы роста инвестиций в основной капитал составили за январь—август 2010 г. 106,3%, что выше, чем в большинстве стран СНГ. Скажем, в России они за этот период составили 102,8%, Армении — 97,6%, Азербайджане — 111,3%, Казахстане — 97,3% Украине (в I полугодии) — 92,6%, Молдове — 96,4%. Впрочем, если наши партнеры по СНГ не задаются целью строить что угодно любой ценой, вплоть до наращивания внешнего долга, то мы запланированных 123—125% пока не достигли. При этом на объектах производственного назначения по результатам 8 месяцев отмечено снижение объема инвестиций в основной капитал на 0,8% против увеличения на 18,1% годом ранее. Затраты на приобретение машин и оборудования сократились на 1,7% до 11 трлн. Br.

Примечательно, что инвестиции в основной капитал организаций государственной формы собственности в январе—августе увеличились на 13,4% до 16,1 трлн. Br, в т.ч. республиканской — на 10,4% до 6,7 трлн. Br, коммунальной — на 15,6%, до 9,4 трлн. Br. То есть, основное падение приходится на частные компании, а также АО с долей государства. Это и неудивительно. Если госпредприятия могут рассчитывать на финансирование из инновационных фондов министерств, компенсации процентов по кредитам из бюджета и реструктуризацию долгов, то остальным приходятся действовать на собственный страх и риск.

Чтобы заинтересовать частных инвесторов, Минэкономики обещает им новые льготы, которые планируется включить в Декрет № 10. Правда, что это будут за преференции и в чем их отличие от уже действующих в СЭЗ, малых и средних городах, сельской местности, пока не уточняется. Кстати, такая таинственность инвестиционному климату тоже не помогает.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях