Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Исследования
10.06.2011 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАБОТАЙТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Молодые сотрудники по всему миру не заинтересованы в работе: им не хватает вовлеченности, они подвергаются наибольшему стрессу на местах. Все это ведет к проблемам в управлении, замедлению развития компаний и экономик в целом. Такие выводы получены в ходе международного исследования вовлеченности персонала, проведенного немецкой транснациональной исследовательской группой в феврале—апреле 2011 г.

Молодые сотрудники по всему миру не заинтересованы в работе: им не хватает вовлеченности, они подвергаются наибольшему стрессу на местах. Все это ведет к проблемам в управлении, замедлению развития компаний и экономик в целом. Такие выводы получены в ходе международного исследования вовлеченности персонала, проведенного немецкой транснациональной исследовательской группой в феврале—апреле 2011 г.

Анкетирование охватило более 30 тыс. работающих из 29 стран Европы и Америки, включая Россию и США. Беларусь осталась в стороне от опроса, однако, по мнению отечественных аналитиков, основные мировые тенденции кадрового менеджмента явно присутствуют и в нашей жизни.

Как показало исследование, рынок труда по всему миру поляризован между разочарованными людьми 18–29 лет и их старшими коллегами, среди которых немало пенсионеров. Несмотря на то что молодые сотрудники, как правило, не несут большую ответственность на работе, именно они «часто» или «почти всегда» озабочены балансом между жизнью и работой (почти 40% молодежи и лишь 24–28% сотрудников старше 50 лет).

Во многих странах стресс на работе, который ощущают 40% молодого поколения сотрудников (самая большая доля среди всех возрастных групп), вредит их самочувствию. Ситуация еще больше осложнилась в связи с экономическим кризисом: стремления многих молодых специалистов не оправдались. Более трети из них были вынуждены принять предложение о работе, которая им не нравится (36%), или работают не по специальности (37%) из-за сложной экономической ситуации.

Кроме того, молодые сотрудники в полной мере ощутили на себе то, что бизнес «затянул пояса»: 39% полагают, что работодатель выгодно использует экономический спад, чтобы оправдать свои чрезмерные требования. Среди работников старшего возраста так считают 24%. Треть молодежи обеспокоена тем, что у них недостаточно ресурсов для эффективной работы. Сотрудники старше 60 озабочены этим в меньшей степени (22%).

Ощущения молодежи на рабочем месте не всегда комфортны. Почти треть сотрудников младше 30 (31%) тяготит необходимость работать сверхурочно (17% их старших коллег). В результате 2/5 молодых специалистов (39%) недовольны соотношением между работой и свободным временем — снова рекордно высокие показатели по сравнению с другими возрастными группами.

Едина ли команда?

Сравнивая противоположные по возрасту группы сотрудников, следует отметить, что только 21% работников 18–29 лет активно вовлечены в дело, которым занимаются в рабочее время. При этом больше других «загружено» поколение предпенсионного возраста (31%). Этот 10-процентный разрыв между молодыми «рабочими лошадками» и теми, кто чаще занимает более высокие позиции, приводит к реальным проблемам для бизнеса во всех странах мира, потому что создает отчуждение на рабочих местах, вызывает чувство обиды, затрудняет попытки рекрутировать, удерживать и мотивировать квалифицированные юные таланты.

Но есть ли у нанимателей желание «растить» молодых специалистов? Не всегда. Существуют сферы, где сотрудников традиционно не удерживают. Например, рестораны обновляют состав официантов не реже 1 раза в 2 года, а то и каждые полгода. Сферы же, в которых требуется высокая квалификация персонала и глубокое знание отрасли, ориентированы на удержание персонала десятилетиями, вплоть до создания рабочих династий (как в компании «Белтелеком»). В консалтинге также важно формирование команды, которая со временем будет обладать опытом и глубокими разносторонними знаниями.

Чтобы занять руководящую должность, нужно то, чему невозможно научиться, — опыт, говорит директор Института PR Наталья Громадских. Молодой руководитель производственного предприятия вызывает недоверие партнеров не из-за недостатка образования или полномочий, а по объективной причине отсутствия опыта, в т.ч. международного общения. С другой стороны, у молодых руководителей есть присущая малоопытности смелость, гибкость и решительность, что является основой для развития предприятия. Как показывает практика, особенно успешны те компании, в которых должности топ-менеджеров одновременно занимают два руководителя: один со стажем 20–25 лет, второй — 10–15 лет.

На производственных предприятиях все еще силен стереотип о том, что руководитель должен пройти все ступени карьерной лестницы, начиная с низов. «В этом есть доля истины, — считает Н.Громадских. — Конечно, начальник, знающий процесс «до винтика», руководит более осознанно. Но опыт управления, приобретенный методом проб и ошибок, иногда дорого обходится компании. Нельзя полагаться на самообразование, управлению необходимо учиться, и лучше за рубежом». Есть мнение, что в консалтинге, юриспруденции и творческих профессиях путь построения карьеры с верхней позиции, минуя годы «подмастерья», более приемлем. «Я с этим не согласна, — отвечает Н.Громадских. — Риски слишком велики — как личные, так и для компании».

Вовлечена ли в работу молодежь?

При рассмотрении ситуации на национальном уровне обнаруживается, что некоторые страны сталкиваются с гораздо более серьезной проблемой вовлеченности молодых сотрудников. Так, в Македонии (36%), Франции и Турции (по 32%) почти треть работников 18–29 лет сильно вовлечены в работу, что приводит к их довольно стабильному положению в компаниях.

Находящиеся внизу «списка вовлеченности» Венгрия и Чехия (по 6%), Сербия и Португалия (по 7%) сталкиваются с противоположной ситуацией. По мере усиления экономического роста удержание молодых талантов в этих странах может стать проблемой. Вовлеченность российской молодежи в бизнес (10%) ниже, чем в Румынии и Болгарии (по 12%), Польше (15%), Украине (16%) и многих европейских странах.

В Минске на конец 2010 г. средний возраст работающих женщин составил 40,3 года, мужчин — 40 лет. Самыми «молодыми», по информации столичного статистического ведомства, оказались организации общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, информационно-вычислительного обслуживания, финансов, кредита и страхования, торговли и общественного питания, культуры. Средний возраст работающих в этих отраслях составил 34,7–37,6 года.

В то же время на предприятиях и в организациях работало 114,9 тыс. человек пенсионного возраста — 12,9% от общего числа занятых. Наибольшее количество работающих пенсионеров наблюдалось в сферах образования и здравоохранения — более 22% от числа работающих в каждой отрасли.

На сегодняшний день вопрос высокой вовлеченности персонала в работу крайне актуален. Во всем мире компании с высоким индексом вовлеченности сотрудников достигают более высоких финансовых результатов в более короткие сроки, они быстрее реагируют на изменения рыночной ситуации и лучше к ним адаптируются, постоянно наращивают свои мощности и, как следствие, долго и успешно существуют на рынке. В таких компаниях сотрудники — это основной актив. Поэтому склонность молодежи видеть свое рабочее место как недолгосрочную перспективу — одна из наиболее важных проблем, к решению которой необходимо активно подключаться современным работодателям, считают авторы исследования.

Как и где строить карьеру?

Несмотря на проблемы, 61% молодых сотрудников по всему миру верят в возможности карьерного роста. Однако многие видят их у другого работодателя или в другой стране. Значительная часть молодых специалистов (58%) активно ищет работу или планирует начать поиск в течение ближайших 6 месяцев. При этом почти 60% готовы эмигрировать ради нового рабочего места.

Сейчас многие частные компании закрываются. От экономических проблем особенно страдают дистрибьюторы и импортеры, говорит директор кадрового агентства «КИАТ» Игорь Кочетов. На рынок труда хлынул поток соискателей вакансий. При этом если два года назад наниматели сокращали в основном «фронт», т.е. молодежь из отделов обслуживания (маркетологов, кадровиков и т.д.), то сейчас под нож идет и бэк-офис (операционно-учетные подразделения) — отделы продаж и поставок, а увольнения коснулись не только «юных» сотрудников. По нашим сведениям, многие руководители отделов современных успешных компаний второй месяц находятся в отпусках за свой счет, причем наниматели не возражают, если они вообще уволятся. Вполне благополучно чувствует себя лишь IT-сегмент.

Заметно, говорит И.Кочетов, что желание строить карьеру и улучшать свое материальное положение теперь маячит на втором плане. Многим банально нужно выжить и прокормить свои семьи. Поэтому люди соглашаются с любым мало-мальски приемлемым предложением.

По оценкам консалтеров, более половины занятых в частном сегменте (50–55%) параллельно присматривают себе новое рабочее место. Особенность сезона — повышенный интерес к вариантам трудоустройства за границей, особенно в России и, в частности, в Москве.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений