Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Резонанс
24.08.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Работаем "по-докапиталистически", считаем "по-империалистически"

Итак, даже оппоненты правительства вынуждены признать: белорусская экономика набрала хорошие темпы развития. Основные результаты этого полугодия показывают, что сейчас как никогда возможен быстрый рост доходов всех категорий, занятых в экономике...
Итак, даже оппоненты правительства вынуждены признать: белорусская экономика набрала хорошие темпы развития. Основные результаты этого полугодия показывают, что сейчас как никогда возможен быстрый рост доходов всех категорий, занятых в экономике.  За счет чего он происходил, что его стимулировало? Рынок или административное распределение? Как мы сами выстраиваем свою систему заработной платы, пенсий, стипендий, пособий? На практике ответить на эти вопросы необычайно трудно.

Кто же получил первые преимущества от экономического роста? Предварительные результаты показывают, что по сравнению с другими быстрее увеличивалась доля доходов от предпринимательской деятельности, которые составляют сейчас 30,2% от всех заработков, пенсий и иных доходов наших жителей. Те, кто живет на заработную плату, получили 49,1%, а пенсионеры -19,1%.

Можно ли считать, что в нашей стране сформировалась адекватная экономическим и социальным целям ситуация в сфере распределения? Скорее нет, чем да. Частная собственность составляет почти 25%, но дает более высокие доходы, чем государственная. Несобственники (это наемные работники) получают половину доходов, хотя численность их в разы выше. Не хотелось бы открывать дискуссию о классовой природе доходов, но труд и капитал у нас существуют как факторы производства. Кто станет опровергать эту истину? Капитал получает примерно 1/3, а труд - 50% всех доходов. Скажем прямо, для всей славной когорты тружеников это малая величина. Работники по найму составляют до 90% всех занятых в стране, как писали раньше в учебниках политической экономии.  Считалось, что существуют частные предприятия, построенные на труде, которые не относили к капиталистическим:  это когда собственник капитала и собственник труда представлены в одном и том же лице.

Может, мы вообще неправильно считаем доходы? Относим к предпринимательским доходам то, что по природе своей не является предпринимательством, а есть форма   самозанятости?   Наш "некооперированный кустарь без мотора", торгующий на рынке вермишелью, только при очень сильном воображении может считаться предпринимателем. Но налоговики и статистика именно таким его и считают. С точки зрения теории и здравого смысла этого делать не надо. Не надо их вообще заставлять писать отчетность, ходить в налоговые службы. Достаточно уплаты годового подоходного налога. А если работают у такого "предпринимателя" 2-3 человека, то уж точно  нет смысла с ними возиться.  Не  надо  включать  их  в  нашу бюрократическую систему учета и отчетности.

Что же происходит? Скорее, мы столкнулись с первыми диссонансами в экономической теории и практике. Сами себя опередили. Работаем в рамках простого товарного докапиталистического производства и обмена, но взгромоздили "империалистическую" систему учета и отчета. А потом никак не можем понять, что же за экономику создали. На всякий случай называем это собственной экономической моделью.

Есть в нашей экономической действительности и вторая сторона медали. Кроме распределения доходов по факторам производства, существует распределение самих доходополучателей по уровню и размерам доходов.

Для оценки белорусов по пяти группам достаточно было определить критерии уровня доходов. Кстати, обычно это дело непростое и вызывает дискуссии, которые пока нам не нужны. Всю необходимую работу сделали специалисты Министерства статистики и анализа  "здесь и сейчас" в мае 2004 года, что заслуживает одобрения. Такие блиц-замеры, кстати, можно будет сопоставлять и с данными социологических опросов, собственных оценок населением своих доходов и уровня жизни. Что получилось, видно на диаграмме, составленной по данным министерства.

Все мы, включая читателей данной статьи, попадаем в одну из групп: от заработков до 197 тыс. руб. в месяц (минимальный потребительский бюджет) и до 800 тыс. и выше.

Самые богатые -- те, кто близко подходит к доходам в 370 USD в месяц и выше. Бедные - до 100 USD (или, точнее, 97 USD). Самая большая группа - 32% именно тех, кто находится на границе 100 USD ежемесячных доходов.

Самые богатые составляют всего 3%, что и должно быть в нашей стране. Все знают, что в Беларуси нет 24-летних отпрысков миллиардеров, которые покупают между делом автозаводы в Англии. Короче, белорусские богатые - это люди с 400 USD заработной платы.

Понятно, что заработки дифференцируются по уровню предприятий, служебной лестнице, результатам труда. Есть и наше изобретение - фактически установленные оклады директорам частных предприятий, собственникам предприятий, что является социальной и бюрократической инновацией мутантной экономики. Бывает, что он и собственник, и некий директор с окладом. Что это? Фантазии бухгалтерского и иного учета, прорехи в теоретическом образовании, глупость в квадрате? И то, и другое, и третье!

По этим и другим причинам мы сами  для  себя создали дополнительные  трудности. Точнее, аккуратно запутали и теорию, и практику в таком важном деле, как экономическая и социальная детерминация доходов, алгоритм распределения. Отсюда  и  многие иные последствия, с которыми придется разбираться в последующие годы. Не пора ли спросить самих себя: начнем с первого класса? Начнем учиться считать?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by