$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

РАБОТА НАД ОТДЫХОМ©

21.01.2014

Туристические компании открывают новый сезон с оптимизмом. Минувший год был удачным: приток туристов по всем популярным направлениям вырос вдвое, а акции раннего бронирования уже более востребованы, чем прошлой зимой. Об опыте минувшего года и перспективах нынешнего рассказывает генеральный директор туристического предприятия «Solvex» Оксана БИЧУН.

— Оксана Анатольевна, как завершился туристический сезон – 2013 и чем он отличался от предыдущего?

— Можно поблагодарить прошлый год за то, что он прошел спокойно — без особых потрясений и вызовов. Все наши клиенты остались довольны организацией отдыха, благополучно вернулись домой. У граждан слово «сезон» ассоциируется с организацией летнего отдыха. Но для профессионалов турбизнеса важно круглый год предлагать клиентам не только популярные туры, но и новые турпродукты. Так, в минувшем году 6 компаний-туроператоров создали пул, предлагавший в весенне-осенний период туры в Иорданию. Это направление не заменило путешествий в ОАЭ, Израиль, Египет, но все же стало подарком для тех, кто не может по каким-то причинам путешествовать в летний период.

Традиционно популярны летние направления, такие как Греция, Турция, Болгария, Черногория. По ним турпоток увеличился практически в 2,5 раза по сравнению с 2012 г. Количество авиарейсов из Минска приблизилось к тысячной отметке, т.е. почти удвоилось за год. Успешно стартовали новинки — туры в Грецию на Пелопоннес, острова Закинф и Кос, испанский остров Майорка. Получили развитие такие направления, как Апулия, Сицилия.

В маршруты путешествий стали вовлекаться региональные аэропорты нашей страны. Так, в Турцию в прошлом году успешно проходили чартерные рейсы из Бреста. В этом году из Гомельского аэропорта планируется чартер в Болгарию (Бургас). Улучшила качество обслуживания Национальная авиакомпания «Белавиа». Как правило, авиаперевозки из Минска осуществлялись практически без задержек и переносов.

По-прежнему проблемным сезон оказался для желающих посетить страны, где необходимы шенгенские визы. Так, не удалось удовлетворить всех желающих белорусов отправиться в путешествие в Прибалтийские страны с целью отдыха на Балтийском море, в частности, в любимую туристами Палангу — из-за трудностей, которые возникали при открытии литовских виз. Также, несмотря на то что Хорватия не входит в шенгенскую зону, возникли серьезные проблемы в связи с необходимостью открывать визы белорусам. Поскольку хорватского посольства в нашей стране нет, приходилось открывать визы в Москве, что составило определенные трудности для туроператоров и клиентов. Поэтому, к сожалению, спрос на красивое хорватское направление упал.

Есть проблемы с автобусными перевозками. По-прежнему качественных отечественных автобусов не хватает, а ввезенные импортные не выдерживают долго на дорогах СНГ. Особенно это касается перевозок в Украину, Румынию, Болгарию. В минувшем сезоне по-прежнему остро стояли вопросы получения разрешений на автобусные перевозки, их безопасности.

Радует то, что белорусские туристы не утратили желания путешествовать и чаще всего приходят в туркомпанию, как правило, уже зная, куда и когда хотят поехать. Например, глубина продаж летних туров на начало апреля 2013 г., благодаря акциям раннего бронирования, составила около 60%.

— Как вы оцениваете изменения объема рынка туруслуг в прошлом году по сравнению с 2012-м?

— Прежде всего произошла существенная активизация рынка. Например, количество чартеров и, соответственно, отдыхавших выросло практически в два раза. Белорусы «оправились» от сложной экономической ситуации 2011 г., свою роль сыграли и высокие депозитные ставки в банках страны. Но несмотря на прошлогодние успехи, мы стараемся быть осторожными в прогнозах на новый сезон. Впрочем, и в пессимизм не стоит впадать. Будем надеяться, что туризм по-прежнему останется одним из приоритетов в ряду потребительских интересов белорусского среднего класса. Но есть опасения по поводу девальвации и общей ситуации в экономике. Заметно, что люди сейчас осторожны в расходовании заработанных денег на отдых.

Заметно, что емкость белорусского туристического рынка в последние годы и минувшим летом значительно выросла. Но в целом только около 5% белорусов сегодня путешествуют организованно. Думаю, они стали осознавать, что работающему человеку отдых необходим, и стали больше ценить свое время и качество услуг. Устойчиво мнение, что мы только-только подходим к объемам туристического рынка 1998 г., когда за границу выезжало около полумиллиона белорусов. В былые времена были очень популярными туры выходного дня. Еще 5 лет назад в каждый четверг или пятницу из Минска выезжали десятки автобусов в Санкт-Петербург, Киев, Прибалтику, другие страны Европы — тогда не были такими жесткими визовые ограничения, да и политическая обстановка у некоторых соседей была спокойнее. Но белорусы все-таки сохранили желание путешествовать, особенно к морю.

Наши зарубежные партнеры отмечают доброжелательное отношение к белорусским туристам. Они, как правило, не скандальные, не шумные, воспитанные, число их растет, и с мнением отечественных туроператов считаются.

— Какие направления белорусские туристы считают наиболее привлекательными? О чем говорит анализ заявок раннего бронирования?

— Мода на тот или иной тур связана с тем, что конкретная страна, заинтересованная принимать наших туристов, старается демонстрировать свое гостеприимство, улучшать качество сервиса, расширять ассортимент услуг, баловать гастрономией. Последние несколько лет мы наблюдаем позитивную динамику болгарского направления. Если в 2011 г. в Болгарии отдохнуло около 44 тыс. туристов, то в 2012-м — около 80 тыс. А по данным болгарского посольства, летом 2013 г. эту страну посетило около 120 тыс. наших граждан. Также Греция показала прекрасный рост — приблизительно с 18 тыс. туристов в 2012 г. до 35 тыс. в 2013-м. А ведь еще в 2009 г. там насчитывалось всего 1500 первых организованных белорусских туристов. Отдых в Турции по-прежнему занимает лидирующие позиции, и хотя самым динамично развивающимся это направление не назовешь (в 2012 г. из Минска улетело около 25 тыс. чел., а в 2013-м — 29 тыс.), оно сохраняет позиции качественного, доступного и любимого белорусами. Тем более есть еще авиарейсы из Москвы и Киева.

Больше всего привлекают белорусов туры с оптимальным соотношением цены и качества. По этим параметрам сегодня в лидерах опять Болгария, где самая приемлемая цена отдыха для семей с детьми, для молодежи, людей пожилого возраста. Нас, болгарского туроператора, это не может не радовать, к новому сезону мы приготовили ряд сюрпризов — новые курорты и отели, предложим организацию работы детских клубов на курортах, где родители смогут оставить на несколько часов детей, чтобы заняться своими делами.

Радует то, что белорусы все чаще планируют свой отпуск заранее. В этом году активность и популярность приобретения туров нашими клиентами заранее возросла на 50%. Приобретая путевку за 3–6 месяцев до начала тура, клиенты экономят до 35–40%, т.е. семья из трех человек может сэкономить от 400 евро и более.

— На какие туристические продукты делают ставку туроператоры в 2014 г.?

— Поскольку наши соотечественники ценят время, деньги, безопасность и качество услуг, то основными станут проверенные временем туры, полюбившиеся направления. Несомненно, привлекательны страны с благоприятными природно-климатическими и политическими факторами и, конечно, где рады белорусам. Это по-прежнему Болгария, Греция, Турция, Черногория. Другие европейские страны также ждут наших туристов, но тут по-прежнему сказываются визовые ограничения.

Кроме того, в весенне-осенний период будут востребованы туры на Кубу, в Марокко, Аргентину, Чили, Уругвай, Китай, Шри-Ланку, Таиланд, Иорданию, Израиль. Эти программы новыми не назовешь, но мы сделали их более экономичными за счет уменьшения себестоимости авиаперевозки, а также включили в пакет наиболее выгодные стыковки за счет сотрудничества с различными международными авиакомпаниями. Надеюсь, что туристы оценят эти усилия по достоинству.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА