$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Работа для пожилых

01.03.2016

На фоне сложной демографической ситуации и перспективы увеличения пенсионного возраста правительство определило основные точки приложения усилий в сфере социальной интеграции и повышения качества жизни пожилых людей.

В Государственной программе о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы планы по обеспечению условий для нормальной жизни и занятости старшего поколения декларируются в двух подпрограммах, но никаких конкретных предложений по обеспечению занятости людей старшего возраста нет.

В настоящее время доля пожилых граждан (60 лет и старше) составляет около 20% от общей численности населения республики. За 5 лет показатель увеличился на 1,3 п.п. и продолжает расти.

В связи с этим в подпрограмме 5 «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан» поставлена цель определить комплекс мер по повышению качества жизни людей старшего возраста, создании им условий для эффективного участия в жизни общества.

Пожилыми гражданами, как оговорено в подпрограмме, являются лица, достигшие возраста, дающего право на пенсию на общих основаниях (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет), кроме женщин в возрасте от 55 до 60 лет, мужчин в возрасте от 60 до 65 лет, не имеющих права на государственную пенсию. Как известно, право на трудовую пенсию по возрасту возникает при стаже работы с уплатой взносов на обязательное государственное страхование не менее 15 лет 6 месяцев. Соответственно, неплательщики взносов в ФСЗН должны будут в течение 5 лет ожидать не только назначения социальной пенсии, но и признания себя пожилыми гражданами страны. Надо полагать, что предусмотренные подпрограммой № 5 возможности получить технические средства социальной реабилитации, социальные услуги, места в стационарных учреждениях и т.д. будут для этой категории граждан также недоступны. Никаких конкретных предложений по интеграции пожилых людей в экономическую жизнь общества в этой подпрограмме нет.

Можно предположить, что хоть какие-то меры по повышению интеграции людей старшего возраста в деловую среду и защите «возрастных» работников на рынке труда предлагаются в других подразделах госпрограммы. Так, в подпрограмме 1 «Содействие занятости населения» декларируется необходимость стимулирования экономической активности населения, вовлечения в трудовую деятельность экономически неактивного населения (инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, лица пенсионного возраста и др.). Отмечено также, что в состав трудовых ресурсов включаются трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица старше и младше трудоспособного возраста. Акцентировано внимание на том, что формирование трудовых ресурсов происходит в условиях сокращения численности, старения населения, а также роста демографической нагрузки на трудоспособное население. Далее одной из задач реализации подпрограммы 1 признано стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения (в т.ч. лиц пенсионного возраста), совершенствование институциональных, организационных и финансовых механизмов содействия занятости населения. Но на этом разговор о содействии занятости пенсионеров заканчивается.

Правда, риском при реализации подпрограммы 1 признается превышение уровня зарегистрированной безработицы над запланированным его значением по причине ухудшения экономической ситуации в стране и, как следствие, сокращения количества свободных рабочих мест, увеличения количества высвобожденных работников из-за оптимизации имеющихся рабочих мест. Риском номер два является сокращение уровня трудоустройства граждан, зарегистрированных безработными, что повлечет за собой неполное решение задачи по вовлечению в трудовую деятельность экономически неактивного населения. По крайней мере, путь отступления продуман.

К госпрограмме прилагается Комплекс мероприятий подпрограмм 1–5. Это предметный план, в котором определены сроки исполнения инициатив, заказчики (исполнители), источники и объем финансирования каждого проекта. Такую задачу, как стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения, предложено решать в несколько этапов. Огромное число предложений касается адаптации инвалидов на рынке труда, есть мероприятия по усилению деловой активности женщин с детьми и других категорий уязвимых в социальном плане работников. Для лиц же пенсионного возраста, планирующих продолжать работу, равно как и для людей старшего возраста, которые, возможно, с увеличением порога выхода на пенсию будут нуждаться в рабочем месте, не предложено ничего.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ