Работа для молодежи
Студентам, молодым специалистам и кандидатам с небольшим опытом работы нелегко найти место на рынке труда.
По словам студентов, работодатели ищут любые предлоги отказать молодому соискателю. Не удивительно, что конкуренция в этой профессиональной сфере традиционно зашкаливает и в 2016 г. составляла более 40 резюме на 1 вакансию, поделилась данными PR-менеджер rabota.by Анна ШАГУН. Проблемы трудоустройства молодежи обсуждались на международной научно-практической конференции, прошедшей в БГЭУ в рамках декады студенческой науки.
В 2016 г. в структуре вакансий на сайте компании 6% приходилось на раздел «начало карьеры, студенты» (в топ-3 вошли «продажи» – 30,4%, «информационные технологии, интернет, телеком» – 13,8%, «маркетинг, реклама, PR» – 9,9%).
Одновременно в структуре резюме максимальная доля (23,9%) поступила как раз в категорию «начало карьеры, студенты» (следом идут «продажи» – 16,6%, «бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» – 6,9%). Студенты хотят работать и активно предлагают нанимателям свой труд. В Беларуси конкуренция в этой сфере в 2016 г., по данным сайта, составила 44 резюме на 1 вакансию (для сравнения, в области «высший менеджмент» она достигла 19/1, «юристы» – 15/1, «административный персонал» – 11/1). Средняя конкуренция по рынку труда в 2016 г. составила 11 резюме на 1 вакансию. Ежедневно на сайте в разделе «начало карьеры, студенты» было доступно 36,5 тыс. резюме и примерно 800 вакансий.
Самые популярные вакансии для студентов и молодых специалистов – менеджер по продажам, оператор call-центра, официант, повар, мерчендайзер, тайный покупатель, промоутер. Впрочем, многие с этого начинали.
Но молодежь направляет свои резюме преимущественно в такие профессиональные области, как «продажи», «консультирование», «информационные технологии, интернет, мультимедиа», «туризм, гостиницы, рестораны», «маркетинг, реклама, PR», «административный персонал».
Половина работодателей, указавших величину заработной платы в 2016 г. на сайте компании, предлагали менеджеру по продажам зарплату более 560 BYN.
Оператору call-центров в 50% случаев можно было рассчитывать на зарплату более 470 BYN. Официантам кафе и ресторанов половина работодателей готова платить более 330 BYN/мес.
Что касается опыта работы, то 53% работодателей запрашивают соискателей со стажем 1–3 года. Опыт работы 3–6 лет интересует 24% нанимателей, более 6 лет – 3,9%, а кандидатов с нулевым стажем готовы рассматривать 19,1% компаний.
Конкретно «без опыта работы» сегодня берут в «продажи» (но конкуренция при этом 3,5 человека на место), «маркетинг» (5,4 чел/место), «ИТ, телеком» (10,1 чел/место), «производство» (9 чел/место) и т.д. Видно, что вакансий с таким параметром явно недостаточно.
Вместе с тем взаимосвязь опыта и заработков очевидна. Например, маркетологу без опыта работы наниматели предлагают от 300 до 1,5 тыс. BYN, а с опытом 1–3 года – от 500 до 2 тыс. BYN. Зарплата экономиста без опыта плавает в диапазоне 350–800 BYN, а с минимальным стажем – от 500 до 1,2 тыс. BYN. Юристу без опыта работы предлагают от 350 до 600 BYN, а с опытом 1–3 года – от 500 до 1,4 тыс. BYN. «Зеленый» товаровед зарабатывает от 300 до 750 BYN, а с небольшим стажем – от 450 до 900.
Вопросы Анны Шагун к аудитории показали, что многие студенты пользуются поисковым сервисом rabota.by. Они интересовались настройками видимости резюме, делились неудачным опытом поиска первого рабочего места, рассказывали о случаях дискриминации по возрасту и проблемах совмещения работы с обучением в вузе.