$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

РАБОЧИЕ КАДРЫ: ДЕФИЦИТ ИЛИ ИЗЛИШЕК?©

12.04.2013

На нехватку квалифицированных рабочих жалуются руководители крупных и средних промышленных предприятий, заметно выросло за последний год число вакансий в строительстве и легкой промышленности. Почему сложилась такая ситуация? Возможно, система профессионально-технического образования, которой мы так гордимся, работает недостаточно эффективно и выпускает намного меньше специалистов, чем требуется? Или же она готовит не те кадры, которых ожидают на предприятиях?

На эти вопросы «ЭГ» попросила ответить заместителя начальника управления профессионального образования Министерства образования Владимира ЗДАНОВИЧА.

Действительно, в последние годы ощущается нехватка кадров по рабочим профессиям, но не по всей республике, а в некоторых регионах, отдельных отраслях и на предприятиях. Причиной обычно называют недостаточный выпуск рабочих учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования из-за сложившейся демографической ситуации.

Однако если провести сравнительный анализ выпуска специалистов из учреждений, в которых реализуются программы профессионально-технического образования, по годам, то можно убедиться в том, что снижение количества выпускников происходит, но оно не такое уж и существенное. Так, в 1993 г. в учреждениях профтехобразования было подготовлено 61,4 тыс. рабочих и служащих, а в 2013 г. — 50,2 тыс., т.е. произошло сокращение на 19%. В то же время количество школьников, а значит, и выпускников 9 и 11 классов в совокупности, с 1993 г. по 2013 г. уменьшилось на 30%. Кстати, в 1998 г. в Беларуси выпускалось примерно столько же рабочих, как и сейчас — 51,4 тыс., а вот в 1950 г. во всех учреждениях профтехобразования насчитывалось лишь 18 тыс. учащихся.

Да и в целом рассуждения о том, много или мало выпускает рабочих и служащих система профтехобразования, не имеют смысла. Вопрос необходимо ставить иначе: удовлетворяют ли в полной мере качество подготовки и число выпускников потребностям предприятий и организаций?

Что касается первого требования, то выпускникам учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, возможно, не всегда хватает практических навыков, которые они потом (как, впрочем, и молодые специалисты после вуза) приобретают уже в ходе самостоятельной работы. Но в плане качества подготовки претензий им никто особо не предъявляет. В отличие от той же высшей школы, которая готовит специалистов в избытке, особенно экономистов и юристов, а рекламные газеты между тем забиты объявлениями о вакансиях по этим специальностям. Руководители организаций месяцами ищут сотрудников, имеющих диплом юриста и реально готовых работать в этой сфере.

Что касается объемов подготовки, то количество учащихся, которых набирают в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, на 20% превышает число заявок, поступающих от организаций — заказчиков кадров, и здесь всегда готовы увеличить прием при наличии выпускников школ, желающих получить профессию.

Кроме того, необходимо учитывать и те рабочие кадры, которые были обучены непосредственно в условиях производства исходя из его специфики и насущных потребностей. В республике ежегодно по программам профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и служащих обучается около 100 тыс. человек.

Не следует сбрасывать со счетов и тех, кто трудится по рабочим профессиям, но имеет диплом о среднем специальном или высшем образовании. В последние годы доля выпускников со средним специальным образованием, трудоустраивающихся по рабочим профессиям, по республике составляет 36,7%. А в структуре занятости некоторых современных предприятий начинают преобладать рабочие с высшим образованием.

В итоге получается любопытная картина. Всего в нашей стране, по данным Белстата, на конец 2012 г. рабочими (с профессионально-техническим образованием и ниже) трудилось 1 млн. 765 тыс. человек. Если вместе сложить ежегодный выпуск из учреждений профтехобразования и число прошедших подготовку и переподготовку, то получим в сумме 151,4 тыс. человек. Разделив на это число предыдущее, получим 11 лет, т.е. за этот период в республике происходит полный оборот в подготовке кадров по рабочим профессиям. Таким образом, примерно за 11 лет мы выпускаем столько, что можно полностью заменить всех рабочих. А ведь люди должны трудиться как минимум 20–25 лет.

Возникает закономерный вопрос: а почему же они не закрепляются на такой продолжительный период по месту работы и куда исчезают?

Например, в легкой промышленности, предприятия которой испытывают наибольший кадровый голод, сегодня требуется 1193 швеи. Но если подсчитать количество подготовленных по этой специальности хотя бы за последние 5 лет и ушедших в течение этого же периода в другие сферы, то их количество намного превысит число вакансий. Другими словами, необходимые кадры были подготовлены в соответствии с потребностями предприятий, они и сейчас есть в стране, даже в избытке. Причина в другом — работать по полученной профессии люди не желают из-за низкой зарплаты, сложных условий труда, что в последнее время даже стало мешать плановому набору обучающихся по этой профессии. В то же время совершенно нет жалоб на нехватку кадров со стороны предприятий, которые, как говорят, «находятся на плаву». Там очередь из желающих работать.

Частично ослабить напряженность на внутреннем рынке рабочей силы можно было бы за счет увеличения срока обязательной отработки по распределению. Но для этого необходимо заключение договоров о подготовке рабочих (служащих) между гражданином, организацией — заказчиком кадров и государственным учреждением образования. Ведь при заключении договора о целевой подготовке в соответствии с Гражданским кодексом срок работы выпускника в организации по соглашению сторон может быть установлен выше определенного законодательством. Но для того чтобы человек действительно захотел связать свою судьбу с организацией, на предприятии должны быть созданы соответствующие условия (предоставление жилья, социальный пакет, достойная зарплата и т.д.), а на это, к сожалению, идут не все руководители.

Сегодня систему профтехобразования финансирует преимущественно государство, предприятия получают обученных швей, станочников, строителей и т.д. практически бесплатно. Думаю, если бы организации полностью оплачивали из собственных средств подготовку нужных им специалистов, то и отношение к ним было бы другое.

Обидно, что в итоге огромное количество рабочих и служащих, получивших знания за счет госбюджета (по числу учащихся учреждений профтехобразования на 10 тыс. человек населения Беларусь в последние годы значительно опережала все другие страны СНГ), ищет и находит работу в России и других сопредельных государствах. И если мы продолжим механически наращивать объемы выпуска в колледжах и профессиональных лицеях без встречных усилий отечественных предприятий по закреплению выпускников, то наша система образования будет во многом работать вхолостую и укреплять кадрами иностранные предприятия.