$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ИТ-технологии

Пюре для непоседы

10.07.2009

На предприятиях плодоовощного детского питания начался сезон заготовки и переработки сырья урожая 2009 г. Кризис помогает им успешно конкурировать с импортерами на внутреннем рынке. Однако за его пределами белорусская продукция особым спросом не пользуется.

В цехах РУПП «Клецкий консервный завод» на открытие нового сезона указывает аромат свежей клубники. Эта ягода — один из компонентов производимого здесь детского питания. Производственный конвейер завода в текущем году, по сравнению с прошлым, функционирует более активно. Так, за январь-май темп роста объемов производства составил 107,9%, здесь вплотную приблизились к рубежу 3 муб (миллионов условных банок). Как отмечает директор предприятия Надежда Пальчинская, объем производства и реализации детского питания по сравнению с 2006 г. вырос в 3 раза.

По ее словам, это — следствие технической модернизации предприятия. Например, в 2008 г. здесь появилась линия по розливу соков в упаковку тетра-пак. В I квартале т.г. завершились работы по реконструкции котельной с внедрением высокоэффективного оборудования (4 паровых котла) и когенерационной установки мощностью 250 кВт. На эти цели в 2007-2008 гг. израсходовано 3,78 млрд. Br. Модернизация продолжается и нынче. «Запланирована установка линии по розливу соков и пюре для детского питания в упаковке тетра-пак вместимостью 0,2 л. Мощность увеличится до 10 муб. Объем предполагаемого финансирования — 3 млрд. Br. «Это будут инновационные деньги концерна «Белгоспищепром» и иностранная кредитная линия», — сообщила Н.Пальчинская.

Модернизация идет и на двух других предприятиях, изготавливающих плодоовощное детское питание. Так, в ОАО «Витебский плодовоовощной комбинат» появилась новая линия быстрой заморозки ягод и овощей. В ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат» ведутся пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию импортных линий по подготовке плодоовощного сырья.

Обновление производственных фондов отечественной отрасли плодоовощного детского питания, которую составляют три указанные выше предприятия, происходит в соответствии с Программой развития производства плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Совмина от 27.01.2006 № 106. В частности, банковскому сектору, согласно постановлению № 106, было указано профинансировать техперевооружение внесенных в Программу организаций «с уплатой ими процентов за пользование кредитами в белорусских рублях в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной не более чем на 3 процентных пункта маржи, за пользование кредитами в иностранной валюте — в размере не выше 12 процентов годовых». В 2007-2008 гг. модернизация велась «ускоренными темпами».

По словам главного технолога управления координации и развития алкогольной, плодоовощной и крахмалопаточной отраслей концерна «Белгоспищепром» Зои Пересятник, благодаря этому документу белорусские перерабатывающие предприятия, в т.ч. и специализирующиеся на детском питании, «изменились до неузнаваемости». Сегодня ассортимент детского питания в Беларуси насчитывает более 150 наименований. Основной акцент при внедрении его новых видов делается на пюре и соки без сахара. Продукция выпускается под торговыми марками: «Топтыжка» (Малоритский КОСК), «Новка» (Витебский ПОК), «Непоседа» (Клецкий КЗ). Детское питание фасуется в стеклянную баночку с крышкой ПТ вместимостью 190 мл производства стеклозавода «Елизово». «Мы не используем никаких добавок, загустителей, красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса», — указала Н.Пальчинская. Натуральное качество отечественного детского питания выгодно отличает его от аналогичной импортной продукции. Кроме того, главный акцент в производственной политике белорусские предприятия сделали на максимальном использовании местного сырья — яблок, клубники, кабачков, моркови, капусты… «Наши дети должны питаться прежде всего тем, что дает родная земля, что ели предки», — убеждена З.Пересятник. О ценности и пользе отечественного питания для детей сегодня широко рассказывают в учреждениях образования и здравоохранения.

Похоже, такая массированная пропаганда вкупе с действительным улучшением пищевых качеств и внешнего вида продукции имели успех. Во всяком случае, как отмечают в Белгоспищепроме, на внутреннем рынке она пользуется спросом, причем интерес к ней отечественных потребителей растет. Это подтверждается экономическими параметрами хозяйственной деятельности предприятий. Например, рентабельность производства Клецкого КЗ по итогам пяти месяцев составила 27,6%, рентабельность реализации — 16,5%.

Впрочем, нельзя не видеть, что сопутствует этому успеху и нынешний кризис. Из-за девальвации национальной валюты на внутреннем рынке подскочили цены на импортное детское питание. «Сегодня белорусская продукция — самая дешевая», — рассказала «ЭГ» менеджер минской фирмы РИОК.КО Татьяна Кучинская. Эта фирма поставляет в нашу страну и реализует здесь российские продукты питания для детей. Так вот, импортеры считают, что в конкурентной борьбе за потребителя белорусам большую помощь оказывает государство. «Для местных магазинов установлены квоты, и они должны выбрать белорусское детское питание», — отметила Т.Кучинская. Кстати, что касается качества продукции, в частности, ее натуральности, то, как заявляют импортеры, ввозные плодоовощные пюре и соки по этим параметрам не уступают нашим. В то же время широкое разнообразие в использовании «заморского» сырья позволяет ей даже при повышенных ценах иметь свой устойчивый контингент белорусских потребителей. Как признают в Белгоспищепроме, порядка 40% отечественного рынка плодоовощного детского питания все еще занимает продукция иностранных производителей.

Естественно, белорусские предприятия также лелеют мечту о зарубежных рынках. «Мы провели работу по получению разрешений на экспорт в Россию и сейчас можем поставлять туда 26 наименований своей продукции», — сообщила Н.Пальчинская. Однако, как признала директор, там высокая конкуренция и нужно приложить много усилий, чтобы найти свою нишу. Поэтому за январь-май т.г. экспорт предприятия составил лишь 34 тыс. USD. Сложно обстоят дела с завоеванием внешних рынков и у других представителей отрасли. В частности, для Малоритского КОСК географическая близость украинского рынка также пока не оборачивается заметной экономической выгодой. В январе-апреле предприятие экспортировало в Украину продукции всего на 45 тыс. USD.

Михал СТЕЛЬМАК