$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Пюре для малыша

18.12.2009

Реализация отечественного плодоовощного питания для детей в Беларуси в текущем году значительно выросла. Что же касается экспорта, то он не превысит 2% объема выпущенной продукции.

За 11 месяцев в стране произведено 15,5 муб плодоовощных пюре и соков — 108,8% к уровню января–ноября 2008 г. (кстати, мощности позволяют выпускать 19,1 муб). Причем на качество продукции нареканий нет, конкурентна она и по цене. Однако зарубежным потребителям отгружено лишь 257 туб. Такие цифры сообщила журналистам представитель концерна «Белгоспищепром» Зоя Пересятник.

Таким образом, экспорт в отрасли составил 1,65% от произведенного. Отметим, что 97% его обеспечивает ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат». Реализацию продукции в Украине это предприятие начало 4 года назад, рассказала директор Татьяна Каменчук. Специалисты ОАО, разрабатывая экспортную стратегию, обратили внимание на то, что украинскому пищепрому на отечественном рынке принадлежит лишь 20%, остальное — импорт. И хотя потеснить такие известные компании, как Nestle, Nutricia, Heinz сложно, Малоритский КОСК упорно старается там закрепиться.

Но жизнь внесла коррективы в эти планы. В условиях мирового финансового кризиса зарубежные конкуренты, стремясь сохранить рынок, проводят чрезвычайно гибкую ценовую политику. Соперничать с ними на равных белорусы не могут. В итоге в этом году заказы с Украины существенно сократились.

Поэтому предприятию пришлось в срочном порядке искать новые рынки. По словам Т.Каменчук, удалось наладить деловые контакты в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Калининграде, что позволило по объему экспорта детского питания выйти на прошлогодний уровень.

А вот у РУПП «Клецкий консервный завод», по словам начальника отдела продаж и материально-технического обеспечения предприятия Ларисы Киневич, попытки найти свою нишу в России не увенчались успехом. Во-первых, из-за недоверия к потенциальным партнерам — РУПП уже сталкивался с неоплатой отгруженной продукции. Поэтому сейчас предприятие, как правило, настаивает на предоплате, что россиян, мягко говоря, не устраивает.

Во-вторых, в России за вход в торговые сети берется плата, и немалая. В результате дешевая баночка детского пюре становится на местном рынке существенно дороже и, как следствие, трудно реализуется. К тому же государственное белорусское предприятие не может свободно распоряжаться финансами и идти на условия, навязываемые российскими партнерами. Впрочем, администрация клецкого завода намерена в 2010 г. переломить ситуацию.

Со следующего года собирается серьезно заняться экспортом детского питания и РУП «Витебский плодоовощной комбинат». Как сообщил его директор Ростислав Гошко, они изучают экспортный опыт коллег из Малориты и планируют получить разрешительные документы на реализацию продукции в России и Украине.

Почему же белорусы упорно стараются попасть со своей продукцией в Россию и Украину? Есть ведь и другие страны ближнего зарубежья, где наши товары помнят еще с советских времен. Но белорусских экспортеров привлекает огромная емкость рынков детского питания обеих стран. Например, в России он, по оценкам экспертов, приближается к 2 млрд. USD и ежегодно растет на 15–20%. Кроме того, здесь все еще довольно низкий уровень потребления детского питания: в среднем 12 кг в год на ребенка, в то время как в Западной Европе — 22 кг.

Иван МИХАЛЕВИЧ