Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №68(2762) от 10.09.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1821
EUR:
3.5126
RUB:
3.5184
BTC:
57,641.00 $
Золото:
255.74
Серебро:
2.88
Платина:
96.58
Назад
Факты, комментарии
16.10.2012 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПЯТЬ СПОСОБОВ ВЫБРАТЬ НАДЕЖНЫХ АУДИТОРОВ©

Выбор аудиторской компании — дело непростое. Аудит — услуга специфическая, со своими правилами игры и сложившимся рынком. Особенно актуальна эта тема в связи с отсутствием лицензирования аудиторской деятельности. Что же должны знать руководитель и главный бухгалтер при выборе аудитора, чтобы получить качественные услуги, сохранить финансовую безопасность организации и не купить по ошибке «кота в мешке»?

Выбор аудиторской компании — дело непростое. Аудит — услуга специфическая, со своими правилами игры и сложившимся рынком. Особенно актуальна эта тема в связи с отсутствием лицензирования аудиторской деятельности. Что же должны знать руководитель и главный бухгалтер при выборе аудитора, чтобы получить качественные услуги, сохранить финансовую безопасность организации и не купить по ошибке «кота в мешке»?

При выборе аудиторов стоит руководствоваться несколькими принципами.

1. Первый — репутация аудиторской компании. Часто о ней можно узнать по «сарафанному» радио — слухи о хороших и не очень аудиторах постоянно циркулируют среди бухгалтеров и партнеров по бизнесу.

Под репутацией мы имеем в виду деловой имидж: профессиональную историю (досье), обязательность, объективность, способность комплексной оценки аудируемого лица, учет особенностей деятельности клиента, способность к выдаче конкретных рекомендаций.

2. Несомненно, реноме аудиторской компании зависит от уровня квалификации и профессионализма персонала. Сюда входят знание не только законодательства в области аудита, бухучета, налогообложения и права, но и особенностей проверяемого сегмента бизнеса (энергетика, транспорт, связь и т.п.). Некоторые аудиторские фирмы специализируются, например, на проверке предприятий торговли, но вряд ли знакомы со всеми нюансами транспортных или строительных фирм.

Не менее важны корректность, вежливость и коммуникабельность аудиторов. При этом важно понимать, что репутация фирмы и индивидуальный профессионализм персонала, по сути, одно целое.

3. Следующий критерий — возможность аудиторской фирмы предоставлять комплекс услуг — консультации в области бухучета и налогообложения, консалтинга в сфере международных налоговых отношений, оценка имущества, управленческое консультирование и т.п.

Способность аудиторской компании предоставлять комплекс услуг снижает затраты предприятия и риск привлечения некомпетентного специалиста. Меньше времени требуется на вхождение в курс дела, сужается круг лиц, посвященных в тонкости финансовой деятельности клиента.

Наличие квалифицированного консультационного сопровождения клиента — зачастую не меньший, нежели непосредственно сам аудит, фактор успешного сотрудничества аудиторской компании и заказчика услуг.

4. Самый болезненный вопрос — стоимость аудита. К сожалению, приходится констатировать, что отечественный рынок аудиторских услуг сегодня находится в состоянии стагнации. С 1.01.2011 г. в республике было отменено лицензирование аудиторской деятельности, что привело к измельчанию этого бизнеса. На рынке усилились позиции предпринимателей, которые ранее работали в составе аудиторских организаций или главными бухгалтерами. Многие из них зачастую не обладают надлежащей квалификацией, опытом самостоятельной работы в сфере аудита, достаточным пониманием его места и значения, а потому завоевывают рынок лишь путем ценового демпинга.

В среднем стоимость одного человеко-дня работы аудитора столичной аудиторской компании составляет около 150 USD, а аудитора — индивидуального предпринимателя — 60–80 USD. Впрочем, найдутся и фирмы, готовые «за копейки» выдать аудиторское заключение, не думая ни о качестве, ни о профессиональной этике, ни о последствиях своих действий.

Нередко при выборе аудитора заказчик интересуется стоимостью человеко-дня, а не проверки в целом. Это серьезная ошибка. Необходимо потребовать, чтобы аудиторы предварительно оценили стоимость аудита и составили его план. Планирование аудита — одно из основных правил аудиторской деятельности, которое позволяет не только организовать свою работу, но и показать заказчику, какие вопросы будут проверяться, каким способом и сколько на это потребуется времени. Такой подход позволяет исключить из числа возможных соискателей недобросовестных аудиторов, которые предлагают заниженные цены, но иногда и их не отрабатывают.

Желая получить оптимальный вариант, выбирайте среднюю стоимость, которая позволит при разумных затратах получить достойное качество.

5. Последний, но не менее значимый критерий — ответственность. В связи с отменой лицензирования аудита исчезло и одно из его условий — страхование профессиональной ответственности. Тем не менее, большинство аудиторских фирм продолжают страховаться — теперь уже добровольно. Традиционно, национальные компании страхуются на сумму в размере минимального страхового лимита ответственности.

Такое страхование осуществляется на случай возникновения факта причинения работниками аудиторской компании при оказании различных аудиторских услуг вреда имуществу (имущественным правам) аудируемых лиц, повлекшее его предъявление аудиторской компании обоснованных требований о возмещении причиненного вреда вследствие:

профессиональной небрежности, содержащейся в выданных в письменном виде рекомендациях;

непреднамеренной утраты или порчи работниками аудиторской компании в период проведения аудита документов бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и иных документов, полученных аудиторской компанией от аудируемых лиц в ходе осуществления аудита, если передача данных документов была зафиксирована в письменном виде;

невыявления ошибок, просчетов, упущений, допущенных аудируемым лицом (его работниками) и содержащихся в бухгалтерской (финансовой) документации аудируемого лица за период и в части вопросов, подвергнутых аудиту.

Отметим, что если в первом случае заказчику могут возместить штрафные санкции и убытки в пределах уровня существенности, то в последнем они будут возмещены в полном объеме. Стоимость такой страховки гораздо выше, а потому используют ее далеко не все аудиторы. Поэтому, при заключении договора стоит потребовать у аудиторской компании копию страхового полиса.

В последние годы среди национальных компаний встречается использование индивидуального страхования, то есть, в страховом полисе указывается конкретный заказчик аудиторских услуг и лимит ответственности, который будет выплачен в случае наступления страхового случая. Данный вид страхования потенциально очень интересен ввиду своего индивидуального подхода к заказчику, условиям его деятельности.

Помимо описанных принципов определенную информацию можно получить из рейтинга аудиторских организаций, составляемого Минфином и опубликованном на сайте министерства http://www.minfin.gov.by. Рейтинг основан на ранжировании по объему выручки и ряду других показателей.

Верхние строчки в рейтингах традиционно занимают компании «Большой четверки» и других международных аудиторских сетей. Их услуги стоят довольно дорого, а потому к ним, как правило, обращаются очень крупные предприятия при необходимости оформления документов для получения кредитов в иностранных банках либо проведения аудита отчетности, составленной по МСФО. Другие белорусские участники, занимающие лидирующие позиции рейтингов, также характеризуются значительным объемом выручки. Впрочем, оценка исключительно по этому показателю не гарантирует качества работы, а зачастую служит стимулом для «приписок» некоторыми участниками рейтинга, или набирается за счет демпинговых цен — «дешево, зато много». Поэтому место в рейтинге должна рассматриваться, на наш взгляд, только как дополнительная информация при выборе аудиторских компаний.

В последнее время некоторые заказчики при выборе аудиторской организации изучают мнения их бывших клиентов путем телефонного опроса, не доверяя традиционно представляемым рекомендациям, которые иные аудиторы сами же иногда пишут. При этом кто-то руководствуется отраслевой принадлежностью, кто-то — масштабом деятельности, численностью, временным фактором. Представляя такие сведения на своем сайте, аудиторская фирма демонстрирует открытость и дает возможность потенциальному заказчику получить наиболее полную и достоверную информацию о качестве своей работы.

Итак, кого и как выбрать?

Аудиторские компании в течение года активно работают с потенциальными заказчиками. Обычно у предприятия есть сразу несколько коммерческих предложений. Как правило, каждый заказчик знает свои требования к аудитору. Далее соберите рекомендации — мнение партнеров и коллег, участие в рейтинге, квалификационные характеристики аудиторской компании — опыт работы на рынке, опыт работы в вашей отрасли, навыки, умения, опыт работы команды аудиторов и т.д.

Определитесь с объемом аудита. Для этого надо заполнить анкету и предоставить данные выбранным претендентам для расчета объема аудита, получить от них план аудита или на крайний случай коммерческое предложение с количеством человеко-дней, необходимых для проведения проверки. Если аудитор предлагает цену, существенно ниже, чем у других компаний, предложите ему застраховать договор на аудиторские услуги, чтобы получить дополнительные гарантии ответственности.

Планируйте сотрудничество: проводите аудит поэтапно. Это позволит выиграть время для устранения выявленных нарушений и облегчит составление годового отчета.

Проведите переговоры с выбранными кандидатами, оговорите важные для вас моменты — на какие участки учета следует обратить особое внимание, исходя из специфики предприятия, согласуйте этапы и сроки проведения аудита, другие существенные условия договора. Обязательно уточните с аудитором порядок внесения исправлений в отчетность и рассмотрения проекта отчета (письменной информации) по результатам аудита и аудиторского заключения.

Некоторые считают, что аудиторскую компанию стоит менять хотя бы один раз в три года. Но такая ротация необязательна. Если вы вполне удовлетворены услугами вашей «старой» компании и не хотите от нее отказываться, то желательно, чтобы проверку за очередной финансовый год проводил другой состав аудиторов. Таким образом, вы получите свежий взгляд на старые проблемы, сохранив стабильные партнерские отношения.

Наконец, дополнительной гарантией солидности и качества послужит членство будущего проверяющего в Ассоциации аудиторских организаций.

В остальном, выбор всегда за вами.

Елена ЖУГЕР, директор ООО «БелАудитАльянс», Ассоциация аудиторских организаций


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений