$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ СОГЛАСИЯ И НОВЫЙ КЛУБОК ПРОТИВОРЕЧИЙ

12.11.2010

Правительства России и Беларуси пришли к согласию по вопросу пошлин на нефть и нефтепродукты, заявил в среду директор департамента Минфина РФ Илья Трунин, сообщают российские СМИ. Таким образом, конфликт, едва не разваливший новорожденный Таможенный союз, может наконец разрешиться.

Новые договоренности содержат пять основных принципов сотрудничества. Внутри союза торговля идет без пошлин. Россия сохраняет право увеличить пошлину на нефтепродукты до нефтяной, и, если это решение будет принято, сможет субсидировать свою нефтепереработку. Белорусская сторона, напротив, отказывается от дополнительного субсидирования своих НПЗ и перечисляет все экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в российский бюджет.

Финансовым ведомствам двух стран совместно с таможенными службами осталось урегулировать технические вопросы перечисления пошлин в специальном соглашении. И.Трунин отметил, что Беларуси придется без дополнительных переговоров перечислять поступления от пошлин даже в случае, если они будут резко увеличены.

В настоящее время в РФ экспортная пошлина на нефть составляет 290,6 USD/т, на нефтепродукты — 208 USD/т на светлые и 112,2 USD/т — на темные. Таким образом, при равных объемах импорта российской нефти и экспорта нефтепродуктов Беларусь сможет сэкономить до 2 млрд. USD в год. Однако если Россия повысит пошлины на нефтепродукты до уровня нефтяных, мы снова окажемся в убытке. Поэтому попытки найти оптимальные варианты поставки венесуэльской нефти остаются актуальными. Российский «КоммерсантЪ» отмечает, что в баланс нефтяного сырья по РФ на 2011–2013 гг. уже заложен прогноз снижения поставок в Беларусь на 10 млн. т, которые мы собираемся получать из Венесуэлы.

Дифференциация экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты была введена в РФ, чтобы стимулировать собственную нефтепереработку. Правда, российские компании не слишком торопятся ее развивать, предпочитая, за редким исключением, скупать НПЗ за рубежом. Напомним, в прошлом году Беларусь экспортировала 15,5 млн. т нефтепродуктов, а Россия, произведя 176 млн. т, отправила на экспорт 92 млн. т, в т.ч. 38 млн. т дизтоплива и 50 млн. т мазута.

Однако и дотировать белорусскую нефтепереработку из средств бюджета РФ в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) россияне не собираются. «Мы зарезервировали за собой право повысить пошлины, чтобы потом в ходе создания ЕЭП не было претензий, — заявил И.Трунин. — Мы не связаны 2011 годом никак, поскольку это наше право, и мы не обязаны им воспользоваться».

Согласно расчетам аналитиков, при нынешних ценах на бензин повышение пошлины на нефтепродукты до 90% нефтяной российские компании потеряют 10–12 млрд. USD. С другой стороны, белорусские НПЗ от прекращения субсидирования лишатся 1 млрд. USD в год, а при уровне пошлины на нефтепродукты в 75–80% от нефтяной их работа становится нерентабельной. В то же время российский бюджет, по расчетам аналитиков, при восстановлении объемов торговли до уровня 2009 г. за счет обнуления нефтяной пошлины на границах с Беларусью и Казахстаном потеряет в 2011 году до 8 млрд. USD.

Если идея Минфина РФ повысить пошлины на нефтепродукты до 85–90% от нефтяной воплотится в жизнь, то российским НПЗ обещают субсидии за счет бюджета. По оценкам экспертов, субсидия может составить около 350 млрд. RUB, но порядок ее распределения не ясен. Более того, ряд аналитиков полагает, что такая схема приведет лишь к росту внутрироссийских цен на автомобильное топливо и очередному витку коррупции. Интересно, что российское правительство не видит необходимости поддерживать все существующие нефтеперерабатывающие заводы. «Количество НПЗ, на которых ведется первичная переработка, по-моему, избыточно. Говоря о развитии нефтепереработки, правительство РФ имеет в виду повышение ее качества. Путем удержания пошлин на низком уровне эту задачу решить нельзя», — признал чиновник.

Получается, что если договоренность о «размене» пошлин состоится, перед нашими странами возникнет ряд новых проблем. Видимо, не решит их и взаимная зависимость от нефтяного транзита через Беларусь. Правда, пока мы на нем еще зарабатываем. В частности, Минэкономики РБ недавно постановлением от 1.11.2010 № 157 повысило тариф на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, расположенным на территории республики Беларусь, оказываемые ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт» с 1,6 USD за 1 т нефтепродуктов, перемещенных на расстояние 100 км, до 1,64 USD. Но этот источник может вскоре иссякнуть. На днях первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Михаил Арустамов заявил в интервью журналу «Трубопроводный транспорт нефти», что в скором времени Россия не будет зависеть от стран-транзитеров. «С учетом недалекой перспективы запуска порта в Усть-Луге мы точно уже никак не будем зависеть от стран, по которым проходят трубопроводы, ведущие в чужие порты, — сказал он. — Портовые мощности будем использовать только свои, даже принимая во внимание прогнозируемый значительный прирост отечественной нефтедобычи». При этом Балтийскую трубопроводную систему (БТС-2), строительство которой стремительно продвигается, М.Арустамов сравнил с атомной бомбой, считая новый трубопровод средством сдерживания, гарантией от политического шантажа. «Например, если вдруг возникнут проблемы с прокачкой по «Дружбе», мы сможем пустить нефть по БТС-2, — предположил первый вице-президент ОАО. — И хотя окружным путем, но ровно те же объемы бесперебойно будут поступать европейским потребителям». БТС-2 планируется загружать нефтью, которая сегодня идет по «Дружбе» на Гданьск. Кроме того, «Транснефть» планирует разгрузить Приморск, работающий на пределе, и снять сырье с направлений Броды – Одесса и Броды – Южный».

Получается, что у Беларуси и Украины не будет нужды оглядываться на Россию при переключении нефтепровода «Одесса – Броды» в аверсный режим. Остается только выяснить, какой нефтью его загрузить и будет ли выгодной ее транспортировка и переработка.

Кирилл ПРУДНИКОВ