$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПЯТЬ ЛЕТ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДЫШКИ

22.07.2011

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, содержала основные направления развития страны, одобренные IV Всебелорусским народным собранием в конце прошлого года. Тогда власти были уверены, что все неурядицы, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом, позади, а резкий рост цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы и бурное увеличение зарплат и кредитования экономика страны выдержит. В самой программе и речи нет о многих проблемах, стоящих сегодня перед республикой. Есть ли их решение в перечне мероприятий по выполнению Программы, утв. постановлением Совмина от 11.07.2011 № 942?

Перед авторами постановления № 942 стояла сложная задача: не отойти от исходного документа и учесть нынешние реалии. Первое явно доминировало. Если признать, что валютный кризис, девальвация, рост цен и внешнего долга не временные незначительные затруднения, которые «рассосутся» за пару месяцев, а результат макроэкономических ошибок, то, чего доброго, и до необходимости радикальных перемен бы дошло. Поэтому мероприятия из 249 пунктов представляют собой интересный конгломерат. Тут собрались детальные организационные меры и планы (во многом повторяющие содержание ранее принятых программ по отдельным направлениям), и куда менее конкретные лозунги по самым актуальным экономическим проблемам и выполнения обязательств перед Антикризисным фондом ЕврАзС, аванс от которого уже получен.

Все на экспорт

Особое внимание в постановлении уделено экспорту. Для его роста предстоит мобилизовать все ресурсы, включая обучение иностранцев и их лечение, в т. ч. трансплантацию сердца, почек, печени, кардио- и нейрохирургию, онкологию и др. Хочется надеяться, что для белорусов при этом тоже останется место на больничных койках, и не только в качестве доноров.

Обеспечить рост экспорта и выход на нулевое сальдо внешней торговли в 2014 г. должно увеличение срока представления документов, подтверждающих нулевую ставку по НДС при отгрузке продукции в государства, граничащие с Таможенным союзом, с 60 до 180 дней, надежды на изменение тарифного и нетарифного регулирования импорта по актуальной для белорусов номенклатуре товаров (может, и до легковых автомобилей дело дойдет?), внедрение на предприятиях международных систем менеджмента качества и управления им, а также привычные требования по достижению доведенных прогнозных показателей, мониторинг и системный анализ эффективности ВЭД, обеспечение условий, способствующих созданию производств экспортоориентированной и (или) импортозамещающей продукции.

Запланирован также ряд мер по освоению новых внешних рынков, устранение барьеров по доступу белорусских товаров и услуг на мировые рынки, совершенствование структуры импорта, снятие ограничений и развитие торговли с нашими торговыми партнерами. Среди них особенно обнадеживает п. 223 — работа по вступлению республики в ВТО с учетом национальных интересов, которая будет идти всю пятилетку.

Работа не волк

Вместо громких обещаний, вроде создания 1 млн. рабочих мест, скромно говорится о «формировании кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы». В то же время запланирован ряд мер по борьбе с безработицей, в т.ч. увеличение размера финансовой поддержки безработным, желающим заняться инновационным предпринимательством, и расширение к 2013 г. применения механизмов страхования от безработицы. Об увеличении пособий и пересмотре принципов регистрации безработных в соответствии с требованиями МОТ речи нет. Любопытен п. 74: оптимизация сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, структуры и численности госорганов. Означает ли это сокращение армии чиновников?

Если в программе запланировано увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7–1,76 раза, то постановление предполагает лишь повышение тарифной ставки 1-го разряда бюджетников для сближения их зарплаты со средней по республике, да и то с учетом возможностей бюджета, и периодическое повышение пенсий в связи с ростом средней зарплаты и изменением бюджета прожиточного минимума. Кроме того, планируется уравнять минимальную зарплату с минимальным потребительским бюджетом семьи из 4 человек и довести ее до уровня 1/3 средней зарплаты. В остальном приходится уповать на успехи бизнеса. А потому планируется дать ему широкие права в выборе форм, систем зарплаты, способов мотивации персонала.

Новым выглядит план расширения социальных пакетов, в т.ч. предоставление дополнительных отпусков после реализации крупных проектов, оплата обучения на языковых курсах, компенсация затрат на медобслуживание, страхование квалифицированных специалистов за счет средств организаций, предоставление подарочных сертификатов, а также подготовка предложений о мерах, содействующих активизации участия работодателей и (или) работников в программах добровольного пенсионного страхования. Остается лишь изыскать средства на воплощение этих идей в жизнь, не забывая, что именно избыток незаработанных денег специалисты считают одной из главных причин нынешней инфляции, а одним из условий выделения стабилизационного кредита ЕврАзС было замораживание зарплат и пенсий.

Долгая дорога

Немало предстоит сделать для совершенствования налоговой системы. Постановление № 942 ориентируется на ее максимальное приближение к применяемым в экономически развитых странах. Видимо, авторы данного тезиса полагают, что экономические, правовые и социальные условия в Беларуси от этих стран ничем не отличаются. Так что в ближайшие пять лет предстоит снизить ставку налога на прибыль, установить перенос убытков на прибыли будущих периодов (по плану — 2011– 2013 гг.), усовершенствовать условия применения «упрощенки» (2012–2015 гг.) и порядок предоставления налоговых вычетов по НДС (2013–2015 гг.), оптимизировать налогообложение операций с ценными бумагами (2012 г.), налоговые льготы и сократить их количество, изменить механизм взимания ресурсных платежей (2012–2015 гг.). Кроме того, с 2013 г. планируется перейти к формированию инновационных фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных госорганизаций. Упростить процедуры налогового администрирования и контроля должно внедрение системы расчета налогов для юрлиц с использованием налоговых регистров, максимальное привлечение плательщиков к системе электронного декларирования за счет снижения ее стоимости и расширения сервисов. Так что о бесплатном оказании этих услуг, как в РФ или Казахстане, речь не идет.

Надежда и опора

Меры по стимулированию развития предпринимательства и деловой активности почти полностью повторяет содержание Директивы № 4 — устранение административных барьеров, повышение доступности ресурсов и общие фразы о совершенствовании, упрощении, развитии и повышении.

Более чем скромное место уделяется приватизации. К мерам по ее активизации почему-то отнесено лишь развитие доверительного управления предприятиями и концессии. Кроме того, приватизация объектов госсобственности упомянута в качестве источника реализации в регионах инвестпроектов с привлечением прямых иностранных инвестиций. Совершенствование института банкротства сводится к созданию Единого госреестра сведений о банкротстве, разработке нормативного правового акта, определяющего меры по реализации законодательных актов о банкротстве, анализу и контролю за ситуацией.

Алхимия финансов

Обширное место занимают в постановлении № 942 меры по развитию финансовых рынков. Среди них — создание учебных и информационных ресурсов, национальных рейтинговых агентств и т.п. Правда, общие фразы о развитии факторинга и форфейтинга, лизинга, выпуске и организации торгов акциями и иными инструментами, в т.ч. за рубежом, формирование правовых основ для создания инвестиционных и венчурных фондов еще не создают объемного и ликвидного фондового рынка. Нужны экономические условия, приватизация и гарантии прав собственности.

Нет конкретики и в самом актуальном на сегодня вопросе. Что включает в себя «либерализация операций капитального характера, условий осуществления внешнеторговых сделок и обязательной продажи валютной выручки» (п. 83) не ясно, а поскольку эти мероприятия отнесены на 2012– 2015 гг., придется запастись терпением (а кому повезет — и валютой).

Удивила задача внедрения международных стандартов в законодательство по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, на решение которой отводятся 2012–2015 гг. Я-то думал, что по части внедрения рекомендаций FATF мы давно можем быть всеобщим примером.

Увеличить приток капитала призвано упрощение порядка заключения инвестиционных договоров, создание Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций, а также обширные меры по информационному обеспечению. Отметим также запланированную на август т.г. актуализацию правил по разработке бизнес-планов инвестпроектов с учетом внедрения МСФО (когда и как будут внедрены сами эти стандарты — до сих пор загадка), а также обещание создать равные условия для отечественных и зарубежных инвесторов и защиту их интересов. Впечатляет перспектива создания методики оценки деятельности вертикали власти по привлечению частных отечественных и прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Интересно выглядит требование обеспечить финансирование инвестиционного импорта за счет долгосрочных внешних источников в объеме не менее 85%. В какие долги для этого придется залезть предприятиям и смогут ли они их обслужить?

Цены и монополии

В 2011–2015 гг. планируется поэтапно упорядочить цены (тарифы) для устранения сложившихся ценовых диспропорций, сокращения перекрестного и бюджетного субсидирования, выравнивания цен на товары в рамках ЕЭП. Состоится ли адекватное выравнивание белорусских и российских зарплат, не уточняется. Заметим, что, к примеру, в Польше на достижение ценового паритета со «старыми» членами ЕС ушло около 7 лет, а зарплатный до сих пор не достигнут.

Весьма противоречиво выглядят вопросы борьбы с монополизмом и созданием конкурентной среды. После общих фраз о совершенствовании антимонопольного законодательства и усилении ответственности за его нарушение следуют пункты о создании холдингов, объединений, национального оператора междугородных и международных автоперевозок пассажиров и государственного инжинирингового ПО «Белинжиниринг» (т.е. заведомых монополистов). Вряд ли улучшит конкурентную среду консолидация экспортных потоков через ЗАО «Белорусская нефтяная компания». Зато обещается реструктуризация энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго» на конкурентный сектор (генерация, распределение и сбыт) и монопольный (передача) с последующим акционированием первого, демонополизация рынка электроэнергетики путем допуска иностранного капитала, а также отмена исключительного права Белтелекома на присоединение к зарубежным сетям электросвязи.

Магия терминов

В программе особая роль отводится созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров, финансово-промышленных групп). Этот процесс рассматривается как структурное преобразование экономики (не будем смешивать со структурными реформами). В постановлении № 942 запланировано создание холдингов по производству автокомпонентов и в строительной отрасли — холдинги «БелСпецМонтаж» и «БелСтрой», а в АПК — новая кампания по присоединению мелких, неэффективных организаций к более крупным и стабильно работающим, создание хозяйственных групп и объединений. В таких структурах успешные предприятия должны стать «локомотивами», обязанными вытянуть присоединенные к ним убыточные хозяйства. Видимо, эксперимент с перекладыванием проблем АПК на другие отрасли 7-летней давности пришелся государству по вкусу, чего нельзя сказать о предприятиях, которые до сих пор тянут груз так и не ставших рентабельными колхозов. Кстати, мировой опыт показывает, что надежды на синергический эффект объединения срабатывает далеко не всегда — даже при детальных расчетах и своевременных стимулах. У нас же лишь на 2012 г. запланировано освобождение от налогообложения движения средств централизованных фондов холдингов и рассмотрение вопроса о консолидированной уплате в них налога на прибыль.

Планируется также преобразование проектных организаций в инжиниринговые компании. Вряд ли что-то изменится от смены их вывесок — если, конечно, при этом не появятся новые подходы к формированию цен и качеству их услуг.

Самым важным в постановлении представляется последний пункт, предусматривающий постоянный ежеквартальный мониторинг состояния экономической безопасности, безопасности в денежно-кредитной сфере, и разработку мер по нейтрализации возникающих угроз. Хорошенько смотрите...

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях