Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
ИТ-технологии
26.12.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПВТ 2.0: объявят ли США и ЕС Беларусь оффшором?

Декрет Президента от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» предусматривает очень низкие налоги для резидентов Парка высоких технологий и неслыханную ранее свободу движения капиталов, в том числе через использование криптовалют. Звучат голоса, утверждающие, что Беларусь за такие дела внесут в «черные списки» Европейского Совета, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других международных организаций. Попробуем разобраться, почему это не так.

Что означает попадание в «черный список» ОЭСР? Перевести из США или ЕС деньги в такую страну крайне сложно, иногда невозможно в принципе. Либо банки совсем отказываются проводить платеж, либо этот перевод сопровождается выплатой большого дополнительного налога. Фактически, стране объявляется финансовая блокада. Большинство государств мира боится такой ситуации, а те, кто попал в «черный список», всеми силами стремятся из него выбраться.

Есть ли здесь опасность для Беларуси? И почему резидентов белорусского ПВТ и, к примеру, свободных экономических зон, еще раньше не внесли ни в какие запретные реестры?

Смысл всех этих налоговых «черных списков» – борьба с созданием фиктивных фирм, которые прячут от налогов деньги крупных компаний и бизнесменов из развитых стран. И в числе ключевых критериев для определения таких «фальшивых» контор – отсутствие реальных сотрудников и офиса в стране регистрации и реального ведения бизнеса там. Ничего подобного Беларусь не делает. Даже настоящей компании со штатом программистов, офисами и выручкой надо еще доказать свое право быть резидентом Парка высоких технологий. В ПВТ нет подставных фирм, и их никто не собирается туда пускать.

Да, про IT-компании упоминается в анализе ситуаций, которые юристы международных организаций называют «Вредные налоговые практики» (harmful tax practice). Но о чем там идет речь? О том, что фактически разработанное в США или Германии программное обеспечение объявляют собственностью, например, ирландской или кипрской компании. И крупная корпорация типа Microsoft или Google «загоняет» выручку со всего мира на счета такой островной фирмы-пустышки, якобы за пользование интеллектуальной собственностью или аренду софта. Налоги, в итоге, платятся, но в мизерном объеме.

Как доказывается отсутствие harmful tax practice? Наличием людей, которые это программное обеспечение разработали, их перепиской, служебными командировками, репозиториев с программным кодом, офисов с подключенными электричеством, Интернетом и другими удобствами. В каждой компании ПВТ все это есть. Особенно хорошо, что во всем мире уже знают, что именно в Беларуси написан код Viber, MSQRD, World of Tanks. Это защитит нас от необоснованных подозрений.

И еще. Вероятность того, что Google, Apple, Microsoft и прочие крупные налогоплательщики США и ЕС начнут прятать в Беларуси свои миллиарды долларов смехотворно мала. Пока нашей юрисдикции начнут доверять такие суммы, как какому-нибудь Люксембургу и уже упомянутой Ирландии, пройдут десятилетия.

Что делать государству? Правильные меры наши власти уже принимают. Чтобы точно не попасть в эти «черные списки», Беларусь должна:

– подписать Конвенцию о взаимной административной помощи (Mutual Administrative Assistance Convention) ОЭСР;

– присоединиться к международной системе обмена налоговой информацией CRS (Common Reporting Standard);

– привести национальное налоговое законодательство в соответствие с принципами международной инициативы BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), на базе которой появились эти конвенция и система обмена;

МНС РБ уже ведет необходимую работу, она начата давно, задолго до запуска проекта ПВТ 2.0. И в ближайшие 2–3 года этот вопрос будет закрыт.

Но и сейчас никаких оснований для паники нет. Беларусь имеет репутацию не налоговой гавани, а сурового ревнителя своих фискальных интересов. Если потребуется, мы в состоянии доказать, что все резиденты ПВТ – это реальные бизнесы, а не подставные фирмы-пустышки.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by