$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ «ВОДОЧНОГО» КРИЗИСА©

06.10.2015

Объединение в холдинг государственных производителей алкоголя — оптимальный вариант решения многих проблем, считает генеральный директор ОАО «Минск Кристалл» Станислав ИОДИС. Единая сбытовая и маркетинговая политика, сокращение сроков оплаты за отгруженную продукцию позволят нарастить оборотный капитал, снизить кредитную нагрузку и расходы на ее обслуживание, а следовательно, увеличит прибыль.

— Станислав Антонович, в чем, по-вашему, причины кризисного состояния алкогольной отрасли, о котором говорилось на совещании у Президента в августе?

— Сегодня для белорусской алкогольной отрасли характерна низкая загрузка производственных мощностей. Например, в 2014 г. она составляла для водки и ликероводочных изделий 50%, коньяка — 45%, спирта — 67%. Кроме того, велики сверхнормативные остатки готовой продукции. На финансовые результаты давят значительные долговые обязательства и высокая ставка по кредитам. Очевидна и низкая прибыльность.

В прошлом году, несмотря на положительную рентабельность продаж (6,8%), 1,5 трлн. Br прибыли от реализации оказалось недостаточно для обслуживания кредитов. Отрасль получила чистый убыток. Все это является показателями кризиса. Названы и его причины. Во-первых, это ужесточение конкуренции и избыток производственных мощностей. Они превышают потребность внутреннего рынка по водке и ликероводочным изделиям в 2,3 раза, винам плодовым — в 1,7 раза, коньяку — в 1,6 раза. Это не соответствует ни реальному потреблению алкоголя в стране, ни экспортным возможностям, особенно в условиях нарастающей в мире борьбы с алкоголизмом. Такая ситуация наряду с тенденцией сокращения потребления крепкого алкоголя приводит к нерациональному использованию потенциала и низкой загрузке производств.

Во-вторых, негативное влияние на отрасль оказывает агрессивная налоговая политика, проводимая с 2012 г. Унификация ставок акцизов на алкоголь с Россией и дальнейший их паритетный рост (ежеквартально на 10–20%) привели к резкому скачку цен в нашей стране. По сравнению с 2011 г. водка подорожала в 5 раз, ее потребление сократилось.

Это характерно не только для Беларуси, но и для России. Поэтому у наших соседей в последнее время растет теневой оборот спиртного. Его удельный вес, по данным Росалкогольрегулирования, в РФ составляет около 50–60%. В этой связи правительство России заморозило с 1.01.2015 г. ставки акцизов на алкогольные напитки крепостью свыше 9%, были снижены предельные минимальные отпускные и розничные цены. У нас в Беларуси аналогичных решений принято не было.

В-третьих, мы наблюдаем нарастающий теневой оборот алкоголя, возникший из-за подорожания алкоголя под воздействием акцизной политики. В 2014 г. органами внутренних дел из нелегального оборота изъято более 260 тыс. литров спирта и спиртосодержащей продукции (в 2,5 раза больше, чем в 2013 г.) и 202,6 тыс. литров ликероводочных изделий (рост в 4,5 раза). В январе–апреле 2015 г. объемы изымаемого нелегального спирта выросли в 2,2 раза (125 тыс. литров), ликероводочной продукции — практически в 5,5 раза (322 тыс. литров).

В основном нелегальный алкоголь (около 95%) завозится из России и Украины. При этом большая его часть является контрафактной или фальсифицированной (произведена неофициальными предприятиями).

— В какой мере на потребление алкоголя в Беларуси влияет поступление импорта, в т.ч. контрафактной продукции? Как вы оцениваете объем нелегального рынка алкоголя?

— Сегодня официальный импорт не определяет уровень потребления алкоголя. Внутренний рынок обеспечивается преимущественно за счет отечественной продукции. Ее удельный вес в общем объеме реализации составляет в настоящее время от 79 до 100%. Например, по водке — 97,5%; коньяку — 79,3%; вину плодовому — 100%.

Куда больше влияние нелегального импорта. По оценке аналитиков, теневой оборот водки в Беларуси может достигать 1,5 млн. дал, т.е. 13–14% емкости рынка. Потери бюджета из-за этого можно приблизительно оценить в 1 трлн. Br год.

— Какие выгоды получает государство от создания алкогольного холдинга?

— Поскольку холдинг создается на базе крупнейших госпроизводителей, само собой разумеется, что оно в этом заинтересовано. Цели создания холдинга вытекают из интересов государства как владельца акций предприятий, получателя дивидендов, налогов и иных отчислений, обеспечивающего социальные интересы населения. Здесь можно выделить 5 основных целей:

1) сохранить позиции предприятий на внутреннем рынке и поступления в бюджет;

2) сохранить капитал предприятий и акции в госсобственности и исключить их приватизацию по отдельности, невыгодную для государства;

3) обеспечить увеличение производства и экспорта. За счет целенаправленной и скоординированной политики продвижения на внешние рынки возможно увеличение экспорта, а следовательно, и более высокая загрузка имеющихся производственных мощностей;

4) сохранить рабочие места, улучшить за счет эффекта масштаба экономику и результаты финансово-хозяйственной деятельности участников холдинга;

5) исключить наполнение внутреннего рынка контрафактной продукцией сомнительного качества.

— В чем выгоды вошедших в холдинг предприятий?

— Для них такое объединение — оптимальный вариант решения многих проблем. Проведение единой сбытовой, ценовой и маркетинговой политики, сокращение сроков оплаты за отгруженную продукцию позволят нарастить собственный оборотный капитал, снизить кредитную нагрузку и размер расходов на ее обслуживание. А следовательно — увеличится прибыльность.

Более того, создание холдинга отвечает мировым тенденциям. На мировом рынке 10 крупных компаний контролируют более 50% всего алкоголя. Это серьезно сказывается на характере конкуренции в данном секторе. Соперничать на равных с мировыми лидерами может только крупная компания, обладающая большими средствами.

Решаются также другие вопросы, ранее негативно влиявшие на результативность. Так, устраняется конкуренция между производителями в рамках одного собственника, консолидируются средства для реализации перспективных инвестпроектов.

— Судя по опубликованной отчетности, некоторые участники холдинга в 2014 г. и в начале 2015-го понесли существенные убытки. С чем это связано, и удастся ли поправить их финансовое положение в рамках холдинга?

— По инициативе Минфина с начала 2013 г. было принято не выверенное решение об изменении порядка уплаты акциза по отгрузке, тогда как ранее можно было признавать выручку по оплате продукции. Это привело к вынужденному поиску заимствований для уплаты налогов. Только по ликероводочным организациям концерна «Белгоспищепром» сумма привлеченных на эти цели кредитов в 2013 г. превысила 2 трлн. Br. Общая их задолженность по кредитам банков со средней ставкой 40% годовых в 2013–2014 гг. увеличилась с 634,7 до 1803,9 млрд. Br. Затраты на их обслуживание в 2013 г. достигли 273,5 млрд. Br, в 2014 г. — 582,6 млрд. Br и определили убыточность ликероводочной отрасли.

Решения, принятые Главой государства в 2014 г. (указы от 21.01.2014 № 42 и от 8.10.2014 № 471), позволили вернуться к признанию выручки для целей исчисления акцизов по оплате, однако стабилизировать расчеты в короткие сроки не получилось. Полностью ликвидировать последствия решения об изменении налогооблагаемой базы возможно не ранее 2017–2018 гг.

— Какая акцизная политика требуется сегодня производителям алкогольной продукции?

— Акцизная политика последних лет была направлена не только на унификацию ставок с Россией, но и преследовала цель обеспечить дополнительный доход бюджету. Однако мы получили обратный эффект. Рост цен на алкоголь, превышающий рост доходов населения, привел к резкому снижению покупательского спроса. Динамика последних 3 лет показывает, что коэффициент эластичности спроса на крепкий алкоголь находится в пределах 1,2, т.е. каждый процент роста цены снижает объем продаж на 1,2%.

В таких условиях потери несут как бюджет, который, несмотря на увеличение ставок акциза, за счет снижения объемов продаж подакцизной продукции недополучает доходы, так и предприятия, которые для поддержания спроса на рынке вынуждены снижать отпускные цены до минимума за счет своей доходности.

Очевидно, что сегодня назрела необходимость пересмотра акцизной политики. Для обеспечения паритета цены, спроса, поступлений в бюджет и доходности производителей сегодня ставки акциза необходимо снизить не менее чем на 25% и не менять 1,5–2 года.

— Какова просроченная задолженность торговли за поставляемую продукцию? Как она изменилась по сравнению с прошлым годом?

— Просроченная дебиторская задолженность — один из факторов, негативно влияющих на экономику производителей, в т.ч. алкоголя. Финансовый разрыв компенсируется за счет кредитов банка с уплатой высоких процентов. Еще до совещания у Главы государства, состоявшегося 20.08.2015 г., общая сумма задолженности торговли перед алкогольными предприятиями концерна «Белгоспищепром» превышала 1,8 трлн. Br, а просроченная — 680 млрд. Br. По сравнению с прошлым годом она выросла существенно.

Принятые после совещания меры сразу же дали положительные результаты. Сегодня общая сумма долгов снижена до 1 трлн. Br, а «просрочка» — до 300 млрд. Br .

Над стабилизацией платежной дисциплины мы продолжаем работать, используя различные методы и способы. Например, только за т.г. ОАО «Минск Кристалл» в адрес контрагентов направлено 1,6 тысяч напоминаний, 881 уведомление, 415 претензий. В судебные органы подано 198 заявлений. Кроме того, ежемесячно направляется информация о просроченной дебиторской задолженности согласно ведомственной подчиненности в управления торговли облисполкомов, областных органов потребкооперации, главное управление потребительского рынка Мингорисполкома и Минторг для принятия совместных мер по ее погашению. Активно используется и метод принудительного взыскания.

— Выгоден ли в настоящее время экспорт алкоголя, в частности, в Россию? Повлияет ли на наш экспортный потенциал создание холдинга?

— Алкогольный рынок за рубежом очень жестко контролируется — там существует множество технических барьеров. При этом количество стран, потребляющих водку и ЛВИ (так называемый «водочный пояс», к которому обычно относят страны с холодным климатом), ограничено. Поэтому выход на внешние рынки довольно сложен и затратен.

Во всем мире производителям приходится платить за присутствие на полках. В России такая плата достигает 200 тыс. USD в год. В Польше на это потребуется в среднем 1 млн. EUR, в Германии — 3 млн. EUR. В Западной Европе за право продавать свою продукцию в одной трендовой точке следует выплатить около 100 тыс. USD.

Не каждое предприятие может самостоятельно преодолеть эти трудности. Конкурировать мы можем, только предлагая приемлемую цену иностранным дистрибьюторам. Поэтому экспорт белорусского алкоголя, к сожалению, пока не приносит такой же доходности, как на внутреннем рынке. Он низкорентабельный, а его доля в объемах производства не превышает 15%.

Кроме того, экспорт сдерживает отсутствие успешного и известного бренда, а также средств на его создание и продвижение. Производители алкоголя с мировым именем продвигают узкий ассортимент продукции одного и того же класса — не более 4–5 наименований, а белорусские пытаются поставлять несколько сотен наименований. Это не позволяет сформировать узнаваемость и популярность брендов, а также резко увеличивает потребность в средствах для продвижения на внешних рынках.

Отсутствует также стабильное качество алкоголя. Использование для производства водок и ликероводочных изделий спирта, произведенного из разных зерновых смесей, тем более на разных спиртзаводах, не способно обеспечить неизменные органолептические свойства продукта. Поэтому различные партии одного и того же алкогольного напитка воспринимаются потребителями по-разному. Это мешает формированию постоянного спроса на определенные виды.

Подобные проблемы можно решить в рамках холдинга. Только целенаправленной и скоординированной политикой продвижения возможно увеличение экспорта. Он, в свою очередь, должен стать важнейшим направлением деятельности белорусских производителей, обеспечивающим загрузку мощностей и занятость трудовых коллективов.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА
 

Тем временем

Распоряжением премьер-министра от 30.09.2015 № 332р «О мерах по упорядочению производства и оборота алкогольной продукции» устанавливаются новые подходы развития алкогольной отрасли в Беларуси.

С 1 октября т.г. предложения о проектировании и создании новых и дополнительных производственных мощностей по выпуску алкогольной продукции, в т.ч. в рамках инвестиционных проектов, Минсельхозпрод, «Белгоспищепром», Минздрав, Национальная академия наук, Белкоопсоюз, облисполкомы и Мингорисполком должны согласовывать с заместителем премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы АПК. При этом в бизнес-планах должна быть предусмотрена реализация одного из следующих подходов:

поставка на экспорт алкогольной продукции, выпускаемой на вводимых в эксплуатацию производственных мощностях;

производство этой продукции, потребности внутреннего рынка страны в которой не обеспечиваются имеющимися в Беларуси производственными мощностями;

выпуск не имеющей аналогов в стране алкогольной продукции, организация производства которой не представляется возможной на существующих в Беларуси производствах.

«Белгоспищепрому» совместно с министерством экономики и торговли, иными заинтересованными республиканскими органами государственного управления поручено внести до 1 декабря 2015 г. в Совмин предложения о корректировке нормативных правовых актов, регулирующих вопросы производства и оборота алкогольной продукции, с учетом подходов, предусмотренных в настоящем распоряжении.