$

2.1008 руб.

2.3470 руб.

Р (100)

3.3592 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

АПК

Пути возрождения села. Объявлен поиск

03.10.2003
"До конца года внести научно обоснованную общенациональную программу возрождения села, конечная цель которой -- поднять уровень жизни крестьян и эффективность сельскохозяйственного производства" -- такую задачу поставил Президент перед правительством. В то же время планы такого рода уже есть, но какая-то неведомая сила мешает их реализации. Удастся ли исполнителям поручения Президента изобрести белорусскую модель возрождения села и победить неведомую силу?

Пути возрождения наметил сам А.Лукашенко во время выездного совещания, посвященного "вопросам совершенствования сельскохозяйственного производства и возрождения белорусского села", которое прошло в самом начале осени на агрокомбинате "Снов". В каждой области будет выделено 8--10 хозяйств (надо понимать, тех, что покрепче), "развитием которых государство будет заниматься в первую очередь". "На примере агрокомбината "Снов" глава государства еще раз подчеркнул правильность избранного курса на сохранение в стране крупных сельскохозяйственных предприятий", -- цитирует А.Лукашенко его пресс-служба. Поэтому судьба крупных еще живых предприятий определена. Проблемой отрасли, конечно же, являются не они, а "предприятия с критическим уровнем экономики", или, проще говоря, убыточные. "За ними, -- определил А.Лукашенко, -- будут закреплены субъекты хозяйствования, которые обеспечат эффективное руководство ими, будут вкладывать в них средства и нести за них ответственность". Президент сказал, что он готов подписать документ, защищающий "интересы лиц, которые намерены вкладывать средства в развитие сельского хозяйства страны", обещая при этом предусмотреть "соответствующие гарантии, в том числе в виде права собственности на долю в сельхозпредприятиях".

Что интересно, проект документа, подписать который был готов Президент, до главы государства не дошел. Его "завернули" распорядитель бюджета -- Минфин и собиратель средств в казну -- МНС.

Проект Указа Президента "О государственной поддержке юридических лиц, присоединивших к себе сельскохозяйственные организации" имел очень прогрессивный характер. Он предлагал освободить предпринимателей, которые возьмутся поднимать колхоз, от налогов и сборов на три года с суммы, равной в эквиваленте не более 500 тыс. ЕUR, если они "направлены на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного производства, погашение финансовых обязательств". Проект разрешал ввозить технику и оборудование для сельхозпроизводства без уплаты таможенной пошлины и НДС. Чтобы долги, накопленные нерадивыми колхозами ранее, не висели неподъемным грузом на предприятии, документ предлагал предоставить отсрочку их уплаты на два года "с последующим погашением до 1 января 2009г.". Если сельхозпредприятие после того, как его взяли на поруки, "обнаружило положительную динамику производственных и экономических показателей", то проект предлагал разрешить списать задолженности вообще.

Несмотря на то что разработчики документа указывают на "относительность" потерь бюджета при предоставлении таких льгот, ибо "имеющаяся недоимка приобрела хронический характер на протяжении ряда последних лет", для Минфина и МНС это не стало убедительным аргументом. Можно предположить, что, отвергнув методы экономического стимулирования, экономические стратеги нажмут на излюбленный административный рычаг. Обяжем -- возьмут и так. Взять то возьмут, но как возьмут, так и сделают. Поэтому "в большинстве регионов республики выполнение соответствующего поручения Совета Министров РБ не находит логического завершения", -- приходится констатировать исполнителям.

Как показывает опыт выполнения одобренной Указом Президента Программы совершенствования АПК РБ на 2001--2005гг., экономически не просчитанное присоединение убыточных хозяйств к более крепким оказалось губительным для последних. В результате "пали все". Специалисты Минсельхозпрода утверждают, что число убыточных предприятий среди "присоединивших" возросло в 2 раза и достигло 53%. Особенно "результативным" оказалось присоединение убыточных хозяйств к птицефабрикам. Игнорируя экономическую целесообразность, к 30 птицефабрикам присоединили 46 колхозов и совхозов. В итоге только 7 из них сохранили рентабельное производство на уровне 1--9%. В 2000--2002гг. в развитие присоединенных хозяйств птицефабрики вложили 68,6 млрд.руб. Их выручка за эти годы составила 44,7 млрд.руб. Потери, таким образом, равны 23,9 млрд.руб. В то время как в 2002г. на 39 млрд.руб., которые исчезли в этих хозяйствах, можно было купить 40% годовой потребности зерна. Предусмотренное Программой создание ФПГ не идет тоже по причине отсутствия экономических стимулов для банков.

В то же время приход в колхоз заинтересованного собственника, что тоже предусмотрено Программой, ведет к "стабилизации не только производственных, но и экономических показателей". В 2002г из 24 колхозов, на базе которых созданы АО, 20 (83%) работали рентабельно. В 16 фермерских хозяйствах, взявших на различные сроки в аренду убыточные колхозы, тоже отмечается положительная динамика экономических показателей.

Выход из кризиса -- в реформировании отношений собственности и либерализации аграрной политики, утверждают специалисты. К сожалению, концепция реформы, которая предусматривает продажу убыточных хозяйств за символическую цену, либерализацию цен и свободу товаропотоков, экономическую заинтересованность руководителей хозяйств в результатах труда, прекращение субсидирования убыточных колхозов и совхозов и переориентацию на оказание помощи через выделение надбавок к закупочным ценам, списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности, разработанная специалистами Минсельхозпрода, прочно залегла под сукном. Какой велосипед удастся изобрести, разрабатывая "научно обоснованную общенациональную программу возрождения села", если все, что для этого возрождения необходимо, уже написано?

Автор публикации: Валентина ВЕШТОРТ