$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПУТЕВКА ДАЛЬНОБОЙНОГО БИЗНЕСА©

04.06.2013

Несмотря на спад в мировой экономике и замедление роста отечественного ВВП, объем выручки международных автомобильных перевозок растет. Временный ли это парадокс или благополучие автоперевозчиков не зависит от глобальных факторов? Об этом мы спросили у заместителя генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Наталии ВЫСОЦКОЙ.

— Транспорт — это нерв экономики. С одной стороны, статистика за первые месяцы 2013 г. показывает тенденцию к снижению грузооборота. Однако, с другой стороны, на отдельных видах транспорта положение в экономике в краткосрочном периоде сказывается по-разному. Так, грузооборот автотранспорта даже вырос, как и объемы автомобильных грузоперевозок на международных маршрутах.

Международные автоперевозчики обслуживают внешнюю торговлю республики. При этом напомню, что в прошлом году белорусская экономика развивалась активнее, чем стран Евросоюза. В секторе автоперевозок дела тоже шли в гору. В 2012 г. продолжена положительная динамика по основным показателям развития — экспорту услуг, внешнеторговому сальдо, инвестициям в основной капитал. Объем экспортной выручки услуг автомобильного транспорта превысил 1 млрд. USD, увеличившись на 13,6% по сравнению с 2011 г. При этом впервые автотранспорт по данному показателю вышел на первое место среди всех видов экспортных услуг в республике. Отмечу также, что в результате деятельности международного автотранспорта в балансе услуг республики сформировано второе по объему после трубопроводного транспорта положительное сальдо, которое за 2012 г. составило 670,4 млн. USD. Это почти четверть положительного сальдо услуг нашей страны (24%). Особо подчеркну, что 93% поступлений по экспорту услуг автотранспорта обеспечено за счет грузовых автоперевозок.

— Вероятно, эти успехи позволили ставить на 2013 г. перед транспортной отраслью задачи еще большего наращивания экспорта. В частности, подведомственные Минтрансу предприятия должны в нынешнем году увеличить экспорт на 18% и обеспечить положительное сальдо внешней торговли услугами в размере 1150 млн. USD. Есть ли у международных автоперевозчиков возможности для достижения таких результатов? Может ли им что-нибудь помешать?

— Серьезным барьером на пути увеличения экспорта грузовых автотранспортных услуг в международном сообщении остаются разрешения на проезд по территориям иностранных государств. Существующая в этой сфере разрешительная система ограничивает свободный выбор маршрутов и количество перевозок, возможное к выполнению.

В целях расширения доступа белорусских перевозчиков к грузовой базе Минтранс при активной поддержке ассоциации проводит работу по увеличению количества разрешений для грузоперевозчиков нашей страны на проезд по территориям иностранных государств, в т.ч. по дефицитным направлениям. В прошлом году, например, было проведено 22 заседания смешанных комиссий по международным автоперевозкам, дополнительно согласовано и получено более 39 тыс. разрешений на проезд белорусских автоперевозчиков по территориям других стран. В сотрудничестве с Минтрансом проводится работа по либерализации разрешительной системы, в т.ч. в рамках Единого экономического пространства.

— Вероятно, вашим российским коллегам это не очень нравится. С их стороны регулярно звучат заявления о необходимости ужесточения мер по защите национального рынка международных автоперевозок и российской разрешительной системы.

—- Да. Казалось бы, страны — члены ЕЭП, поставив целью интеграцию своих экономических систем, должны стремиться к снятию всех ограничений и барьеров, в т.ч. по перевозкам грузов на своих территориях. Ведь не случайно одним из базовых принципов создания ЕЭП является свобода оказания услуг. Но в реальности такую позицию занимает лишь белорусская сторона. Россияне упорно защищают свой рынок внутренних («каботажных») перевозок. Поэтому белорусский перевозчик, возвращающийся, к примеру, из уральского Челябинска или Перми, не может, несмотря на имеющуюся возможность, доставить попутно груз для какой-нибудь московской компании. Сохраняются ограничения на выполнение перевозок грузов в/из третьих стран.

— Какой позиции на сей счет придерживается Казахстан?

— Нам удалось добиться в 2013 г. существенных подвижек по совершенствованию разрешительной системы во взаимоотношениях с Казахстаном. Наши страны 25 апреля подписали протокол, вносящий изменения в действующее межправительственное белорусско-казахстанское соглашение о международном автомобильном сообщении от 2004 г. После проведения необходимых внутригосударственных процедур разрешительная система на осуществление грузовых автоперевозок в двухстороннем и транзитном сообщении будет упразднена. Следующим этапом совместной работы с казахстанской стороной станет поиск правового решения по снятию ограничений на перевозки грузов в/из третьих стран.

— Поговорим о технической стороне. Позволяет ли имеющийся автопарк предприятий — членов БАМАП наращивать грузооборот на международных маршрутах?

— Парк автотранспортных средств, зарегистрированных для осуществления грузовых международных перевозок по процедуре МДП, составляет порядка 12 тыс. автомобилей. Из них около 70% соответствуют высоким экологическим стандартам «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5», причем на долю двух последних приходится свыше 50% отечественного парка. Важно отметить, что в 2012 г. парк обновлен на 14%. Благодаря этому, 37% автотранспортных средств имеют возраст до 3 лет, а доля автомобилей старше 7 лет составляет только 28%. Так что задачу по модернизации, стоящую сейчас перед всеми отраслями белорусской экономики, международные автоперевозчики начали решать гораздо раньше. Конечно, для этого требуются существенные затраты. Только в прошлом году инвестиции в основной капитал составили 150 млн. EUR. Но полученный результат того стоит. Модернизированный парк белорусских перевозчиков вполне может конкурировать с польским, литовским, латвийским, не говоря уже о России и Украине.

— Популярна ли у наших автоперевозчиков отечественная техника? Как складываются отношения БАМАП и МАЗа?

— У Ассоциации «БАМАП» и ОАО «МАЗ» сложилось хорошее партнерское взаимодействие, подписано и пролонгировано соглашение о сотрудничестве. На сегодня около 13% парка автотранспортных средств организаций, объединяемых ассоциацией, составляет отечественная техника. При эксплуатации автомобилей в международном сообщении для перевозчиков важным является наличие разветвленной сервисной сети и, конечно, нам бы хотелось, чтобы в нашей стране, на территории СНГ, в Западной Европе было больше сервисных центров отечественного производителя, а в уже действующих имелось достаточное количество необходимых запчастей. Белорусские автоперевозчики также заинтересованы в применении к ним стимулирующих схем поставки, включая условия финансирования, автотранспортных средств, позволяющих приобретать белорусскую технику на взаимовыгодных условиях.

— Порой «дальнобойщики» уходят из этой профессии, но не из-за низких заработков, а по причине больших физических нагрузок, с которыми сопряжена такая работа. Как сегодня обстоит кадровая ситуация у членов БАМАП — есть кому сменить тех, кто не выдержал напряжения?

— Да, работа водителя-международника — это тяжелый хлеб. К тому же справится с ней далеко не каждый, кто может крутить «баранку». Особенно в условиях высокой конкуренции на рынке международных грузовых автоперевозок.

Так получилась, что в нашей стране водители, пришедшие молодыми в данную сферу в 1990-х годах, сегодня разменяли пятый, а то и шестой десяток. Для такой работы это критический возраст. Оказалось также, что теперешняя молодежь не спешит занять их места. Между тем динамично развивающийся рынок автотранспортных услуг предъявляет все более высокие требования к персоналу автотранспортных организаций, устанавливает более сложные технические и нормативные требования.

Руководители наших организаций подтверждают, что кадровый вопрос нельзя пускать на самотек, им необходимо заниматься. Несколько лет назад Ассоциация «БАМАП» обсудила эту тему с Министерством образования и мы сообща нашли решение кадровой проблемы в сфере международных автотранспортных услуг. В 2011 г. в Общегосударственный классификатор «Профессии рабочих и должности служащих» внесена специализация «Водитель автомобиля (международные перевозки)». По ней начата подготовка учащихся в системе профтехобразования — в 6 колледжах и лицеях республики: в Гродно, Могилеве, Минске, Смолевичах, Узде и Пинске. Уже в 2012 г. состоялся первый выпуск 160 учащихся. В 2012/2013 учебном году подготовка учащихся ведется уже в 9 учреждениях профтехобразования, которые приняли 231 «новобранца».

Повышением квалификации руководящих работников, специалистов и водителей занимается учебный центр Ассоциации «БАМАП-ВЕДЫ». Здесь в 2012 г. повысили свою квалификацию и прошли дополнительное обучение 12 576 слушателей, в т.ч. 9721 водитель и 2855 специалистов.

Профессиональное обучение и подготовка кадров в этой сфере во многом определяют качество услуг, предоставляемых автотранспортными организациями сегодня и закладывают фундамент для его улучшения в будущем. Это позволит белорусским международным автоперевозчикам в перспективе успешно конкурировать на мировом рынке и зарабатывать нужную для экономики страны валюту.

Беседовал

Михал СТЕЛЬМАК
 

СПРАВКА «ЭГ»

По данным Белстата, экспорт транспортных услуг по перевозкам грузов за I квартал 2013 г. составил 781,2 млн. USD, что на 14% больше, чем в январе–марте прошлого года. Из этой суммы 244,1 млн. USD обеспечили представители грузового автомобильного транспорта.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях