$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ДЕЛУ

18.10.2011

Белорусский рынок деловых поездок развивается под давлением полугодового валютного кризиса, в условиях низких доходов населения, чрезмерного и нестабильного госрегулирования, узости частного сектора в гостиничном бизнесе и авиаперевозках, инвестиционной недостаточности и дефицита собственных средств для развития. Проблемы и перспективы бизнеса обсудили участники пятой конференции «Корпоративный трэвел-менеджмент: вызовы и перспективы», организованной авиакомпанией airBaltic при поддержке компании «ХХI Век Консалт», прошедшей в Минске 6 октября.

Ежегодно Беларусь посещает более 4 млн. иностранцев. Из них примерно 40% прибывает в страну с деловыми целями. Объем внутреннего рынка деловых поездок оценить достаточно сложно. Если учесть, что глобальный оборот сферы делового туризма в 2010 г. составил 280 млрд. USD, при этом на долю России пришлось около 2 млрд. USD, а затем применить стандартную формулу корреляции, то в Беларуси деловой туризм займет нишу в 135 млн. USD. Примем в расчет, что ежегодные расходы средней американской или западной компании на деловой туризм составляют 2 млн. USD, следовательно, в нашей стране активно участвуют в сфере делового туризма примерно 70 компаний. Профессиональными участниками рынка являются консалтинговые и туристические фирмы, отели, авиакомпании, организаторы выставок и конгрессов. При этом на долю отелей приходится 35% совокупной прибыли, авиакомпаний — 20%, фирм, организующих деловые поездки (консолидаторов), — 45%.

Отрасль делового туризма в кризисный год пережила падение в пределах 20%, в прошлом году достигла прежних значений, а в 2011 г., по прогнозам экспертов, должна прибавить от 5 до 8%.

Вызовы делового туризма отражают тенденции мировой экономики. Достаточно упомянуть текущий социально-политический кризис в Африке и на Ближнем Востоке, курсовые колебания валют, нестабильность евро и доллара, что сказывается на состоянии экономик, бюджетах компаний, планах делового сотрудничества стран. В такой ситуации все большее число профучастников отрасли сталкиваются с падением доходности, убытками, вынуждено ставить цели экономии, удержания клиентов, освоения новых способов дистрибьюции. К тому же отрасль находится под влиянием цен на энергоносители, что регулярно подталкивает вверх стоимость авиаперевозок и размещения.

Встречаем деловых гостей

Несмотря на то, что поток бизнес-путешественников, прибывающих в нашу страну, с каждым годом прирастает примерно на 8%, их расходы на поездки втрое выше, чем у отдыхающих, а маржа услуги достигает 28% (как в фармацевтическом, химическом или ИТ секторах), на белорусском рынке работает не более 10 компаний, специализирующихся на приеме деловых туристов.

Их представители отмечают, что за последние 2 года структура въездного потока существенно изменилась. Традиционно многочисленные группы англичан, немцев и итальянцев уступили место гостям из России и Китая. Причем если поток прибывающих россиян, скорее, лишь стабилизируется, то китайцев — поступательно растет.

А в целом ситуация примерно как в 90-х годах прошлого века: та же визовая политика, препятствующая увеличению туристического потока, недостаток мест в гостиницах, малый парк автотранспорта (особенно комфортабельных автобусов), дефицит экскурсоводов и гидов.

Действительно, особых предпосылок для активного развития делового туризма до сих пор не просматривалось. Это признал и представитель Минспорта и туризма. В свое время акцент был смещен в сторону агроэкотуризма и обновления республиканской санаторно-курортной базы, а отельный комплекс при этом оставался в запустении. В 2009 г. в гостиницах республики разместилось 383 тыс. иностранных граждан, прибывших с деловыми целями, а в 2010 г. — 505 тыс. Естественно, остальная часть таких туристов вынуждена была снимать частные квартиры, что совсем невыгодно государству. Если же в стране проводится международное мероприятие, неудовлетворенный спрос одновременно начинает давить на цены (они растут) и на качество обслуживания (оно падает). Дефицит отелей лишает столицу возможности проводить крупные международные конференции и конгрессы с участием боле 1,5 тыс. человек. Недостаток гостиничных мест сильно ощутим в Минске и Бресте.

Обычно более 50% туристов прибывают в страну авиатранспортом. Поэтому немаловажно иметь развитую сеть авиамаршрутов, от чего напрямую зависит инвестиционная привлекательность государства. Реально ли наладить коммерческие связи со страной, в которую невозможно или очень трудно попасть? Однако пока география полетов национального авиаперевозчика не отвечает современным вызовам. Отметим, что развитость сферы авиаперевозок имеет огромное значение и для экономики: 1 млн. пассажиров «формирует»1 тыс. специализированных высокооплачиваемых рабочих мест.

Едем в заграничную командировку

На рынке закрепилось несколько моделей организации деловых поездок за рубеж. Первая, доживающая свой век в мелких компаниях, т.н. «натуральное хозяйство», когда поездку организует сам командированный. Вторая, популярная у подавляющего числа организаций, — внутренняя или внешняя консолидация, в этом случае поездку организует ответственное лицо компании (секретарь, администратор, трэвел-менеджер) либо партнер по бизнесу. Третья, «продвинутая» модель, — аутсорсинг услуги — в Беларуси пока не прижилась.

Кто же помогает выезжать за рубеж белорусским бизнесменам? Поскольку неотъемлемой частью полного корпоративного сервиса является бронирование и заказ авиабилетов, а в нашей стране это лицензируемый вид деятельности, связанный с высокими финансовыми затратами и повышенными квалификационными требованиями, компаний, предоставляющих услуги по сопровождению авиаперелетов, на рынке немного. Однако на нем представлены три мировых бренда в сфере делового туризма: American Express (Smok Travel), Carlson Wagonlit Travel (СООО «Мерлинтур»), Hogg Robinson Group (Алатан Тур).

Тенденцией нынешнего года стала миграция рассматриваемой услуги в online. Правда, пока речь идет лишь о создании более практичных сайтов и предоставлении все большего количества услуг в электронном виде. Западного пользователя такие возможности, естественно, уже не привлекли бы. В развитых странах услуга перемещается в поле мобильного Интернета, а большинство туристов предпочитают решать оперативные проблемы (планирования, бронирования, заказа ресторанов и проч.) с помощью мобильного телефона, т.е. практически на лету. Поскольку количество белорусов, выходящих в Интернет с мобильников, за текущий год удвоилось и составило 300 тыс. человек (или 8% пользователей Интернета), а число тех, кто хоть раз выходил с мобильного телефона в Интернет, достигло 1,8 млн. (на 10,8 млн. абонентов мобильной связи), пора бы и нам приобщаться к мировой практике.

Иные проблемы online обслуживания — ограниченное предложение со стороны турфирм по оплате услуг через Интернет картами, отсутствие на рынке платежных агентов (кроме банков), отсутствие продвижения возможностей Интернета со стороны основных игроков турбизнеса, высокая конкуренция с мировыми ресурсами, в т.ч. доступность иностранных сервисов на русском языке.

Представители бизнеса отмечали архаичность авиационного рынка, предлагающего услуги 12 авиаперевозчиков, исключая компании Low cost с более привлекательными ценами. Сейчас отсутствие бюджетных предложений «выталкивает» туристов в ближнее зарубежье. Ведь цена поездки в Европу из Минска в 2–3 раза выше, чем из Вильнюса, Риги или Варшавы. К тому же белорусов привлекает лояльная политика некоторых европейских посольств (литовского, польского и др.) в вопросах выдачи шенгенских виз. В итоге национальный аэропорт «Минск» ежегодно обслуживает лишь 1,2 млн. пассажиров. Для сравнения суммарный поток авиапассажиров из аэропортов Москвы в 2010 г. составил 50 млн. человек, из Киева — 6,7 млн., из Риги — 4,5 млн., из Вильнюса, аэропорт которого белорусы именуют «Минск-3», — 1,5 млн. пассажиров.

Бизнесу не хватает авиамаршрутов. Национальный перевозчик не выполняет рейсы в некоторые стратегически приоритетные страны, например в Венесуэлу. Но и альтернативные компании при этом не могут оперативно открыть новый маршрут или увеличить на уже действующем пассажиропоток без целого ряда согласований, что не только ограничивает бизнес-контакты, но и лишает страну деловых гостей и туристов.

Впрочем, решения большей части проблем участники рынка ждут уже не первый год. Цель проведения конференций такого рода в ином: представители почти 150 организаций обменялись мнениями, опытом, планами на будущее и обсудили события, влияющие на состояние отрасли. К сожалению, представители властей в этом диалоге «по традиции» не участвовали.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ