$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОГНОЗАМ©

16.05.2014

Относительно благополучные итоги работы белорусской экономики в I квартале позволили избежать «разбора полетов» в правительстве. Но вряд ли это повод для расслабления: ситуация на внешних рынках становится все более напряженной. Поэтому усилий властей по стимулированию экспорта и защите внутреннего рынка от импорта может оказаться недостаточно для выполнения запланированных показателей, которые существенно расходятся с прогнозами международных организаций.

Например, Евразийский банк развития в недавно опубликованном очередном макроэкономическом мониторинге стран СНГ утверждает, что в настоящий момент ситуация в мировой экономике развивается в направлении относительно благоприятном для стран СНГ. В частности, прогноз Международного валютного фонда, обнародованный в апреле текущего года, предполагает ускорение роста общемирового ВВП с 3% в 2013 г. до 3,5% в 2014-м на фоне восстановления экономического роста в развитых странах. Отмечается, что большинство прогнозов предполагает сохранение высоких, хотя и постепенно замедляющихся темпов роста экономики в Китае. В этих условиях обеспечивается рост физического спроса, ограничивающий потенциальные масштабы снижения цен на экспортируемое странами СНГ сырье, несмотря на понижательное давление, которое оказывает на них процесс нормализации денежно-кредитной политики в США. Влияние последнего на регион дополнительно купируется переходом Банка России к относительно гибкому (несмотря на значительные масштабы интервенций в периоды высокой волатильности на рынке) режиму курса национальной валюты.

На фоне сравнительно благоприятной внешнеэкономической ситуации в конце 2013 — начале 2014-го ключевым негативным фактором стало резкое обострение политических рисков в регионе в связи с событиями в Украине. Хотя пока их влияние на экономику стран региона (кроме самой Украины) носит умеренный характер, оно является заметным. В частности, связанный с ним рост неопределенности и ухудшение условий доступа на международные финансовые рынки оказывают негативное влияние на инвестиционную активность, и оно сохранится в течение периода, продолжительность которого трудно предсказать.

В ДАННОЙ ситуации консенсус-прогноз международных организаций в отношении роста совокупного ВВП экономик СНГ составляет 3% на 2014-й и 3,4% на 2015 г. по сравнению с ростом на 2% по итогам 2013 г. Прогнозы находятся в процессе постепенного пересмотра в негативном направлении, хотя наиболее вероятные прогнозные сценарии в отношении большинства экономик региона не предполагают их перехода к негативным темпам роста. Это связано, в частности, с тем, что экономики СНГ находились на рубеже 2013 и 2014 годов в состоянии, в целом далеком от перегрева. Негативный внешний шок, если его масштаб останется умеренным, может усилить процессы консолидации внешнего баланса, намечающиеся во многих экономиках региона, в частности, в странах — экспортерах трудовых ресурсов, одновременно приостановив процессы консолидации госфинансов. Неопределенными являются перспективы развития ситуации в экономиках Беларуси и Украины, нуждающихся в мерах по восстановлению устойчивости платежных балансов. Движение в указанном направлении, начатое второй из этих двух стран, существенным образом осложняется действием факторов сугубо политического характера.

По оценке ЕАБР, в текущем году темпы роста ВВП в Беларуси будут определяться действием разнонаправленных факторов. Прежде всего необходимость консолидации внутреннего спроса с целью восстановления устойчивости платежного баланса страны означает, что торговля и строительство могут внести отрицательный вклад в общий рост в текущем году. Негативное влияние на показатели роста перестанут оказывать нефтепереработка и химическая промышленность — в этих отраслях исчезнет эффект высокой базы 2012 г. Неопределенный характер носят перспективы экспорта — его динамика в большой степени зависит от развития ситуации в российской экономике. Данные за первые месяцы 2014-го указывают на отрицательные темпы роста экономики, поскольку в прошлом году экономическая активность наиболее интенсивно стимулировалась именно в первые месяцы. В дальнейшем показатели роста ВВП должны улучшиться, хотя достижение целевого показателя на уровне 3,3%, предусмотренного в официальном погнозе социально-экономического развития на 2014 год, кажется труднореализуемой задачей.

Текущая инфляция (16% за 4 месяца т.г. к январю–апрелю 2013 г.) заметно выше прогнозируемых на 2014 год 11%. По мнению ЕАБР, исходя из месячных темпов роста ИПЦ, наблюдаемых в первые месяцы года, существует опасность приблизительно двукратного превышения инфляцией целевого значения в случае сохранения Нацбанком денежной политики в текущем состоянии.

По итогам первых месяцев 2014-го имело место улучшение показателей состояния госфинансов по сравнению с 2013-м. В частности, республиканский бюджет был сведен с профицитом (0,4% ВВП), однако в прошлом году аналогичный показатель был равен 0,8%. Официальный прогноз, предполагающий бездефицитное исполнение республиканского бюджета в текущем году, ЕАБР, основываясь на фискальных итогах января–февраля, считает реалистичным, но предупреждает, что активное использование квазифискальных мер властями страны снижает значимость этого факта.

Между тем ситуация в области внешней устойчивости не изменилась по сравнению с серединой 2012 г. Падение международных резервов Беларуси до уровней, сопоставимых с концом 2010 г., указывает на ограниченность ресурсов, доступных для поддержания экономики на нынешней траектории. Тем не менее экономика республики начала демонстрировать признаки ограниченного укрепления платежного баланса. В частности, на некоторый прогресс в этом направлении указывает анализ динамики сальдо СТО с учетом сезонности по итогам IV квартала 2013 г. Исходя из данных по внешней торговле за январь– февраль, улучшение продолжилось в I квартале. Его характер остается ограниченным, но оно будет способствовать замедлению падения международных резервов в течение по крайней мере I полугодия, пока сезонные факторы будут оказывать позитивное влияние на платежный баланс. В дальнейшем внешняя устойчивость экономики будет зависеть от проведения в жизнь мер, направленных на сдерживание роста кредитования, расходов бюджета и роста зарплат, полагают в ЕАБР.

ТАКОЙ оптимизм не разделяют коллеги ЕАБР из МВФ и Европейского банка реконструкции и развития. Первые во время апрельского визита в Беларусь в очередной раз посетовали на отсутствие реформ и невыполнение отдельных макроэкономических и бюджетных показателей, что, по их мнению, негативно отразится на экономике и финансовой системе страны в будущем. В свою очередь, Европейский банк реконструкции и развития снизил прогноз роста экономики Беларуси и России в 2014 г. до нуля, а в 2015 г. — до 0,5% и 0,6% соответственно. Еще хуже придется Украине, где ЕБРР ожидает в 2014 г. спад на 7%, а в 2015-м — нулевой рост.

Инфляция, согласно прогнозам ЕБРР, в Беларуси в 2014 г. составит 16,4%. Похоже, что этот прогноз ближе к истине, чем запланированные правительством 11%: в апреле т.г. индекс потребительских цен на товары и услуги по сравнению с декабрем 2013 г. уже составил 106,6%, в т.ч. с мартом — 101,6%. Одновременно цены производителей промышленной продукции в апреле 2014 г. по сравнению с мартом 2014 г. выросли на 1,1%, с декабрем 2013 г. —- на 4,1%, в т.ч. на инвестиционные товары — соответственно на 1,3% и 3,2%, промежуточные — на 0,9% и 3,1%, потребительские — на 1,4% и 6,4%. Цены производителей сельхозпродукции увеличились на 1% и 10,3%, цены в строительстве — на 4,5% и 6%.

ЕСЛИ белорусские власти не имеют привычки пересматривать годовые прогнозы, то у их российских коллег более гибкие подходы. Так, Минэкономразвития РФ уже подготовило скорректированный макроэкономический прогноз на 2014– 2017 гг., который предполагает сохранение инерции, консервативную инвестиционную политику бизнеса при сокращении — в реальном выражении — государственных инвестиций. По базовому прогнозу, российская экономика в 2014 г. вырастет всего на 0,5%, в 2015 г. — на 2%, инвестиции в основной капитал вместо роста на 3,9% сократятся в текущем году на 2,4%. Если же экономические санкции Запада будут ужесточаться, а внешнеполитическая напряженность — расти, то ВВП у наших соседей в 2014 г. сократится на 0,2–0,3%. Продолжение российско-украинского кризиса может привести к ухудшению условий заимствования, росту премии за риск и усилению оттока капитала, что вызовет ослабление российского рубля, рост инфляции и сокращение потребительской уверенности. Пока у России достаточно резервов для компенсации большей части потерь, но в долгосрочной перспективе санкции могут расшатать бюджет, сократить возможности модернизации из-за ограничений на импорт технологий, инвестиций и передовых практик, считают в Минэкономразвития РФ. Это приведет к технологическому отставанию и сокращению доли в мировой экономике. Согласно базовому сценарию за 2013–2017 гг., разрыв в приросте мировой и российской экономики будет двукратным: 19,8% против 9,6%. Разумеется, аналитики Минэкономразвития РФ не считают, во что эти факторы обойдутся союзниками по евразийской интеграции. Однако несомненно, что спад у основного торгового партнера скажется на экономике Беларуси. Между тем наши прогнозы основаны на предположении об улучшении конъюнктуры внешних рынков, и прежде всего — российского.

В заключение отметим, что ст. 72 проекта договора о создании Евразийского экономического союза предполагает проведение согласованной макроэкономической политики государств-членов. Эта политика включает обеспечение устойчивого развития экономики государств-членов с использованием интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ каждого государства-члена, формирование единых принципов функционирования экономики стран-участниц и обеспечение их эффективного взаимодействия, создание условий для повышения внутренней устойчивости экономики государств-членов, включая обеспечение макроэкономической стабильности, устойчивости к внешнему воздействию, а также разработку общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития государств-членов. Между тем последние политические события уже оказывают дестабилизирующее влияние на экономическое будущее Союза.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях