$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПУТЬ НАВЕРХ

22.01.2008

Путь к повышению рейтинга нашей страны по условиям ведения бизнеса лежит через либерализацию условий хозяйствования. Эта идея — лейтмотив совместного плана правительства и Нацбанка, подготовленного специально для выполнения вышеупомянутой задачи.

Документ принят еще в декабре прошлого года. Кое-что из запланированного в нем уже даже реализовано. В частности, Указ от 27.12.2007 № 667, упрощающий процедуру предоставления земельных участков. Если и остальные предложения правительства и Нацбанка найдут понимание у Президента, то нас ждут изменения в 10 сферах экономики. Напомним, что с идеей войти в число первых 25 государств в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса выступил глава Нацбанка П.Прокопович. А.Лукашенко ее поддержал и потребовал разработать соответствующие решения. Об их подготовке руководители правительства и Нацбанка должны регулярно докладывать Президенту.

В первую очередь, речь идет об условиях привлечения иностранных инвестиций. Правительство и Нацбанк предлагают разрешить компаниям, доля иностранного капитала в которых превышает 51%, самостоятельно формировать цену на их продукцию и самим устанавливать размер заработной платы для сотрудников. Рассматривается также вариант освобождения их от обязательной продажи валюты. Правда, есть одно «но». Поставив задачу развивать бизнес в регионах, правительство намерено осчастливить таким правом только того иностранного инвестора, который придет в белорусский населенный пункт с численностью жителей до 50 тыс. человек.

В планах также использовать такой инструмент повышения инвестиционной активности, как концессия. Перечень объектов, которые могут быть переданы в концессию, готовится.

Разработчики документа фактически признают, что использование института «золотой акции» в нашей стране не соответствует мировым стандартам (хотя уверения в обратном звучали неоднократно). Во всяком случае, запланировано привести белорусскую практику в регулировании этого вопроса в соответствие с мировой.

Не только изменение условий деятельности, но и стабильность обещает реализация задуманного резидентам СЭЗ. Для них предлагается сохранять действие законодательства, существовавшего на момент регистрации, в течение 10 лет. На такой же срок предлагается освободить их от необходимости уплачивать налог на прибыль, если стоимость реализуемого инвестпроекта превышает 20 млн. EUR. Если инвестируется более 10 млн. EUR, то расходы по созданию внешней инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта, предлагается финансировать из бюджета. Раз в три года, а не ежегодно, предлагается пересматривать перечень импортозамещающих производств. Присутствие в нем является основанием для получения некоторых преференций, поэтому составление перечня всегда превращается в широкомасштабную кампанию, выбивающую из производственной колеи. Документ обещает также снять ограничения по видам производств для резидентов СЭЗ и требование обязательной продажи валюты.

В рамках повышения нашей инвестиционной привлекательности предлагается кое-что изменить и в условиях хозяйствования для отечественных компаний. Поскольку у нас стоит задача наращивать экспорт, то коснутся они участников ВЭД. В частности, упрощения обещаются тем предприятиям, которые обладают статусом «добросовестный участник ВЭД». Сборы и платежи, взимаемые при экспорте и импорте, могут стать меньше, поскольку планируется привести их стоимость «в соответствие с фактическими затратами на их осуществление».

Правительство и Нацбанк предлагают оживить фондовый рынок. В частности, отменить запрет на продажу акций, полученных в ходе приватизации госпредприятий. Правительство высказывает намерение избавиться от практики продажи государству долей тех коммерческих организаций, которым оказывается господдержка. Правда, из документа, имеющегося в распоряжении «ЭГ», не ясно каким образом: то ли перестать помогать, то ли помогать не в обмен на собственность…

Очевидно, что разработчики документа от Нацбанка настроены более решительно. Об этом свидетельствуют разногласия, проявившиеся при подготовке предложений по распоряжению госимуществом. Нацбанк предлагает передать правительству право продавать предприятия как имущественные комплексы, если их стоимость менее 1 млн. базовых величин (порядка 16 млн. USD). Такой же стоимостный порог они предлагают установить и для распоряжения акциями госкомпаний, если после продажи части из них в собственности государства все равно останется более 50%. Правительство, однако, такую ответственность брать на себя не хочет. Там готовы распорядиться лишь собственностью, которая стоит не более 100 тыс. БВ (чуть более 1,6 млн. USD). Напомним, что в настоящее время госимуществом, которое стоит более 10 тыс. БВ, распоряжается Президент.

Более консервативно правительство и в отношении регулирования финансового рынка. Тамошние эксперты не согласны с предложением Нацбанка отменить установленный порядок очередности платежей. Либерализация в этом вопросе, по мнению авторов идеи, повысила бы ответственность руководителей за финансовое состояние предприятий и платежную дисциплину. Правительство же устраивает ситуация, когда несмотря ни на что бюджет получает положенные ему средства в первую очередь. По мнению Нацбанка, следовало бы упростить отношения банков с клиентами по вопросам кредитования. Предлагается внести изменения в Указ от 13.10.2006 № 615. Некоторые его требования не соответствуют существующей практике оценки банками залогового имущества, а необходимость независимой оценки залога ведет к дополнительным финансовым затратам при получении кредита. В правительстве же считают, что уход от этих требований приведет к неадекватности оценочной стоимости и неплатежам по кредитам.

Есть шанс, что сбудутся надежды страховщиков на либерализацию этого рынка. План правительства и Нацбанка предусматривает внесение изменений в Указ от 25.08.2006 № 350, которые позволят частным компаниям работать по обязательным видам страхования.

К марту 2008 г. должны появиться проекты нормативных актов, определяющие условия деятельности в нашей стране инвестиционных фондов и венчурных компаний. Создание белорусской венчурной компании, судя по всему, намерено инициировать само государство. К этому же сроку планируется подготовить изменения в Закон о банкротстве, который должен упростить прописанные там процедуры. Очередной раз планируется рассмотреть возможность реформирования пенсионной системы. Концепция многоуровневой системы пенсионного обеспечения должна быть подготовлена к уже к началу весны.

Будут ли приняты предложения правительства и состоится ли хоть и не революционная, но все-таки либерализация в отдельных секторах экономики, видимо, станет понятно уже к лету. Правда, даже при положительном исходе говорить о нашем инвестклимате, как об одном из самых лучших в мире, все равно будет очень рано.

Елена ГОЛУБЬ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях