$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПУТЬ К ВИРТУАЛЬНОМУ КЛИЕНТУ

31.08.2010

Осознание роли маркетинга как одного из важнейших элементов стратегии развития предприятий заставило рассматривать различные варианты изучения рынка и продвижения своих товаров и брендов. Один из них — поисковый маркетинг, позволяющий заявить о себе практически в любом уголке планеты. Чем выше положение сайта на странице выдачи по запросу поисковых систем, тем больше вероятность, что его посетит потенциальный клиент.

Сегодня многие предприятия во исполнение требований Указа Президента от 1.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» создают свои сайты или совершенствуют работу ранее открытых. Но желательно, чтобы эта работа не была формальностью, а приносила пользу.

Как вывести ресурс на лидирующие позиции в глобальной Сети, рассказал корреспонденту «ЭГ» директор белорусского направления группы компаний Webcom Media Сергей ЦАРИК.

— Сергей Геннадьевич, можно ли утверждать, что поисковое продвижение сайта является самым эффективным инструментом интернет-маркетинга?

— Это не совсем так. Поисковое продвижение сайта по-настоящему эффективно только когда корпоративный интернет-ресурс соответствует определенным критериям: информативен, имеет удобную поисковую систему.

Кроме того, продвижение более эффективно в сфере торговли при повышении уровня продаж товаров и услуг. В то же время задачи по улучшению имиджа поисковое продвижение решает лишь косвенно.

Хороший результат в интернет-маркетинге дает комплексный подход: использование не только поискового продвижения, но и других маркетинговых направлений — размещение пресс-релизов на тематических площадках, медийная реклама и т.д.

Преимуществом поискового продвижения является его низкая стоимость по сравнению с другими рекламными мероприятиями. Это важно для белорусских предприятий, планирующих выход на зарубежные рынки.

— Как организовать работу по продвижению сайта?

— В первую очередь надо подготовить сайт к приему потенциальных клиентов. Обратите внимание на его эстетику, формат и полноту представленной информации, удобство навигации. Если посетитель будет без задержек получать необходимые данные — высокие позиции в результатах выдачи поисковых систем принесут ощутимую пользу.

Самый простой способ правильно подготовить сайт — оценить его состояние по отношению к ресурсам основных конкурентов и сделать лучше. Обновлять ресурс, следить за статистическими показателями, курировать исполнителей работ по продвижению должен штатный специалист. Завершив организационные работы, сформулируйте цели продвижения, определите показатели, которые требуется достичь.

— Как в дальнейшем оценить эффективность поискового маркетинга?

— По двум основным параметрам. Во-первых — показатели сайта: посещаемость, его позиции в результатах поиска, переходы пользователей из поисковых систем, стоимость пользователя, поведенческие характеристики пользователей. Во-вторых, показатели работы организации: количество звонков, обращений другими способами, конвертация посетителей сайта в клиенты, средний заработок компании с клиента. Оценку проводят специалисты отдела сбыта, маркетинга и исполнители услуг по поисковому продвижению.

Совмещение двух показателей даст общую картину эффективности. Целостный анализ покажет, целесообразны ли вложения в поисковый маркетинг.

— В каких сферах деятельности SEO-продвижение дает быстрый результат?

— Все зависит от спроса на товары или услуги в Интернете. Если бизнес-сфера востребована в Сети, то SEO-продвижение даст быстрый и ощутимый результат. Эффективность интернет-маркетинга снижается из-за специфики бизнеса — длительности цикла продаж, жесткой ценовой политики и т.д.

— Можно ли поддерживать лидирующие позиции сайта в выдаче поисковых систем, не прибегая к услугам специализированных компаний?

— Только если в сфере деятельности предприятия невысока конкуренция на интернет-рынке. В таком случае штатного специалиста надо обучить специфике работы в сфере SEO-технологий. Конечно, никаких гарантий того, что сайт быстро займет лидирующие позиции в поисковой выдаче или на него не будут наложены санкции со стороны поисковых систем при неграмотном подходе в продвижении, от сотрудника получить нельзя. Их предоставляют только специализированные компании. Кроме того, спецификой поискового продвижения является постоянная изменчивость алгоритмов действия поисковиков, что требует аналитической работы целой команды. Поэтому в течение примерно полугода актуальность знаний сотрудника снизится, потребуется обновить их на обучающих курсах.

Есть еще одна проблема — нехватка квалифицированных кадров. Специалистов по поисковому маркетингу не готовят в учреждениях образования, и компаниям приходится вкладывать немалые средства в их обучение. Программист совмещает работу с учебой и, как правило, достигает базового уровня подготовки примерно за год.

— Каков объем затрат на организацию продвижения: разработка профессионального интернет-сайта, дальнейшее поддержание его в актуальном состоянии, оптимизация, сохранение позиций в поиске?

— Бюджет на разработку профессионального сайта зависит от сложности проекта. Средняя стоимость — около 12 млн. Br, а срок службы — примерно 5 лет.

Цена на услуги по продвижению в белорусском поиске — примерно 600 тыс. Br ежемесячно. В зависимости от уровня конкуренции в тематике стоимость продвижения может быть в несколько раз ниже. Она повышается с ростом числа компаний-конкурентов, занимающихся продвижением товаров и услуг в Сети по аналогичному запросу. Поскольку каждый новый сайт в первой десятке кого-то вытесняет из нее, конкуренция оппонентов постоянно растет.

— Существуют ли правовые проблемы поискового продвижения сайтов? Известно, что реклама медицинских товаров связана с множеством ограничений. Не возникает ли у компаний проблем при поисковом маркетинге?

— Если сайт организации не предназначен для интернет-торговли — проблем не возникает. Информация о любом товаре может размещаться на нем, если компания имеет разрешение (лицензию и др.) вести деятельность в специфической бизнес-сфере. Некоторые ограничения в контекстной рекламе (одном из направлений поискового маркетинга) по определенным группам товаров появляются на этапе продаж, но они находятся вне сферы деятельности специалиста по продвижению.

— Сложно ли белорусскому предприятию выйти на зарубежный интернет-рынок и поддерживать лидирующие места сайта в поисковых системах других стран, например России?

— Это не так уж сложно. Порядок работ аналогичен алгоритму продвижения на внутреннем рынке. К сожалению, возможности Интернета недооцениваются руководством предприятий: в среднем на интернет-маркетинг выделяется 5–10% от рекламного бюджета компании. При этом, по нашим оценкам, продвижение сайта различными способами дает 60–70% от общего потока продаж.

— Сколько стоит подготовка сайта к приему иностранных пользователей?

— Если говорить о пользователях в России и странах СНГ, то специальной подготовки не требуется. Здесь нет языкового барьера, поэтому достаточно добавить информацию, ориентированную на выбранный регион, и можно начинать работать.

Для иных пользователей нужно создать соответствующую языковую версию сайта, представить на нем полную контактную информацию. Перевод контента должен быть качественным, выполняться носителем языка. Затем в штат организации надо принять переводчика, который займется постоянным обновлением сведений на сайте, их актуализацией для иностранных пользователей. Одновременно он может быть менеджером, отвечать на звонки зарубежных клиентов.

Затраты на организацию подготовки к продвижению в иностранном поиске в несколько раз ниже, чем на продвижение товаров и услуг офф-лайн.

Беседовала Елена ПЕТРОШЕВИЧ