$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПУТЬ К ИДЕАЛУ

10.05.2011

В Беларуси грядет коррекция законодательства, регулирующего рекламный рынок, сообщила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина БАРЫШНИКОВА, выступая на 7-м заседании Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике стран СНГ.

В частности, по словам И.Барышниковой, планируется упростить административные процедуры, сопутствующие получению разрешений на размещение наружной рекламы и рекламы на транспорте. Кроме того, предлагается отменить согласование рекламы ветеринарных услуг, отказаться от некоторых обязательных требований в рекламе. В Указ от 30.01.2003 № 51 «О проведении рекламных игр» планируется внести изменения, сокращающие пакет документов, необходимых для регистрации рекламной игры, и срок принятия решения о ней — с нынешних 30 до 15 дней.

Подготовленные изменения в Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» предполагают разрешить теле- и радиорекламу казино и других игорных заведений только ночью, а на ее содержание также будут введены ограничения. Рекламодателям запретят использовать в рекламе слова: «подарок», «бесплатно», «ноль рублей», иных, которые создают представление об оказании услуги на безвозмездной основе, если на самом деле предусматривается оплата. Банки обяжут указывать при рекламе кредитов полный размер процентных ставок.

Организации и граждане, которые сегодня бесконтрольно распространяют рекламные листовки в абонентские почтовые ящики, должны будут делать это через оператора почтовой связи. По мнению И.Барышниковой, данная норма позволит предотвратить засорение почтовых ящиков и подъездов листовками. А также значительно упростит для граждан процедуру отказа от рекламной продукции. О том, как вырастут в результате расходы таких рекламодателей и доходы Белпочты — государственного монополиста в сфере почтовых услуг, пока можно только догадываться.

Операторам мобильной сотовой связи придется в момент подписания договоров на обслуживание уведомлять граждан о праве отказа от рекламы или требования ее незамедлительного прекращения. При этом факт предоставления оператором соответствующей информации гражданину должен сопровождаться отметкой в договоре и подписью клиента.

Все эти изменения призваны повысить качество коммерческой и социальной рекламы, создать на рынке атмосферу открытости, сократить и упростить административные процедуры, подчеркнула представитель Минторга, способствовать развитию добросовестной конкуренции. «В последнее время мы наблюдаем рост случаев недобросовестной рекламы. Обострение этой проблемы связано с усилением конкуренции в кризисный и посткризисный периоды. Недобросовестная реклама препятствует не только развитию здоровой конкуренции, но и негативно сказывается на потребителях, т.к. содержит недостоверные сведения о потребительских свойствах товаров, создает впечатление о ложных преимуществах в сравнении с аналогами, в т.ч. посредством использования слов в превосходной степени. В белорусских реалиях такие механизмы для целей продвижения своих услуг часто используют мобильные операторы. Зафиксированы и нарушения со стороны строительных организаций, организаций, оказывающих интернет-услуги. Минторг пресекает факты недобросовестной рекламы и применяет к нарушителям меры административного воздействия, несмотря на то что законодательство позволяет ограничиться выдачей предписания. Так, в 2010 г. по фактам недобросовестной рекламы Минторг составил более 70 протоколов и выдал более 60 предписаний, отметила И.Барышникова. Она напомнила, что нарушение законодательства о рекламе грозит штрафом согласно п. 1 ст. 12.5 КоАП в размере от 20 до 50 базовых величин (220–565 USD в эквиваленте), о рекламе пива и слабоалкогольной продукции, табачных изделий по ст. 12.26 КоАП — от 50 до 100 БВ (до 1130 USD), а за нарушение правил проведения рекламных игр — от 50 до 500 БВ (5,5 тыс. USD) по п. 2 ст. 12.5 КоАП.

Актуальным остается цивилизованное развитие наружной рекламы. Постановлением Совмина от 12.11.2007 № 1497 «О реализации закона о рекламе» установлен единый порядок размещения такой рекламы — на основе разрешений, выдаваемых в соответствии с принципом «одного окна» в течение месяца. В регионах утверждены местные концепции рынков наружной рекламы на период до 2015 г., которые также предусматривают модернизацию рекламных конструкций, увеличение их количества. Особое внимание Минторг придает развитию наружной рекламы вдоль автодорог и на объектах придорожного сервиса. «Рекламы таких объектов крайне мало и представлена она непрезентабельно — в основном вывесками. Дополнительная реклама, как и реклама туристического ориентирования, практически отсутствует. В этой нише мы активно работаем, и есть тенденция улучшения: внедряются новые дизайнерские решения, конструкции, появляются оригинальные формы рекламы придорожного сервиса», — рассказала И.Барышникова.

Еще одна актуальная тема — эффективность социальной рекламы. В Беларуси ее заказчиками могут быть исключительно госорганы, а размещается она безвозмездно. Производство такой рекламы носит стихийный, разрозненный характер, а потому ее качество не соответствует современным тенденциям и ожиданиям общества.

Чтобы изменить ситуацию, планируется передать производство социальной рекламы в ведение межведомственного совета по рекламе. Он будет определять тематику, контролировать качество на этапе приемки-сдачи работ.

По словам И.Барышниковой, объем рекламного рынка в Беларуси в этом году вырастет на 15% по сравнению с 2010 г. — до 120 млн. USD. Это все еще меньше, чем в докризисном 2008 г., когда рынок достиг 124 млн. USD. «Наиболее активно идет развитие рынка интернет-услуг. В 2010 г. здесь доходы выросли на 23%, до 6,1 млн. USD. Половина этой суммы — затраты предприятий на свое продвижение, развитие сайтов. В текущем году данный сегмент сохранится на прошлогоднем уровне»,— уверена И.Барышникова.

Оксана КУЗНЕЦОВА