$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Путь из варягов на НПЗ

19.11.2010

Рига, Вентспилс и Лиепая готовы стать логистическими центрами для белорусских грузов на Балтике, заявил в Минске посол Латвии Михаил ПОПКОВС. Однако наша страна не спешит принимать эти предложения.

В настоящее время белорусско-латвийский диалог, инициированный Минском, продолжается, сообщил дипломат. Идет поиск наиболее выгодного маршрута транспортировки венесуэльской нефти на отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Но если украинский, литовский и эстонский варианты уже опробованы на практике, то латвийский пока остается на уровне предварительных расчетов.

Рига предлагает рассмотреть для доставки три порта, два из которых вполне конкурентоспособны, проверены, но... принадлежат другим государствам. Вентспилсский порт, на первый взгляд, наиболее интересен. В свое время он создавался под перевалку наливных продуктов, поэтому способен хоть сейчас принять любой танкер из Венесуэлы. Через него можно было бы организовать прямые поставки в Беларусь по нефтепроводу Вентспилс — Полоцк. Для этого необходимо запустить трубу в реверсном режиме, сообщил М.Попковс. Однако он признал, что эксплуатация здесь не велась с 2004 г. Сейчас нефтепровод заполнен технологической нефтью, которую необходимо слить перед тем, как закачать венесуэльскую. Кроме того, нефтепровод всегда работал в обратном направлении — его инфраструктура была создана для продажи в советские времена сырья на Запад. Поэтому подготовка маршрута к практическому использованию потребует денег и времени. По оценке посла, практическая реализация проекта может начаться не ранее чем осенью 2011 г.

Но главный камень преткновения в том, что владельцем нефтепровода является компания LatRosTrans, принадлежащая Ventspils nafta (66%) и российскому «Транснефтепродукту». А потому на прокачку нефти придется получить согласие LatRosTrans и ее собственников, в т.ч. российских.

Согласно латвийским источникам, Минск уже обращался к «Транснефтепродукту» по этому вопросу, но получил отрицательный ответ. Кроме того, неясны перспективы собственности самой Ventspils nafta. В течение ближайшего года она, как сообщают местные СМИ, может быть продана за 300–400 млн. EUR одной из российских компаний. В качестве возможных покупателей называют «Газпром», «Tрaнснефть», несколько лет назад уже проявлявших интерес к данной покупке, а также «Руснефть».

В этой связи наиболее перспективным маршрутом для белорусов является, как считают в Латвии, транспортировка нефти через Рижский свободный порт. Одно из главных его преимуществ — месторасположение: это самый близкий к территории Беларуси порт на Балтике. По словам посла, правительство РБ сейчас изучает предложения латвийской стороны о возможности строительства терминалов для белорусских грузов. В частности, нам предлагается создавать здесь СП, компании со стопроцентным белорусским капиталом, арендовать новые терминалы, которые будут построены латвийцами самостоятельно или совместно с какими-либо зарубежными фирмами.

Правда, пока Рижский порт не готов к приему венесуэльской нефти. Ведь до сих пор он специализировался только на транзите сыпучих продуктов и контейнеров, а чтобы принимать океанские танкеры, как считают специалисты, придется углубить акваторию.

Все это, разумеется, требует инвестиций, на которые владельцы гавани готовы пойти только в случае получения гарантий от белорусской стороны. Тогда рижане обещают на начальном этапе переваливать 2 млн. т венесуэльской нефти, а в будущем — до 10 млн. т.

Насколько заманчивы эти предложения? Среди минских экспертов бытует мнение, что привязка к одному из портов лишит нашу страну возможности выбора в зависимости от транспортных тарифов. Поэтому, якобы, опрометчиво создавать свою инфраструктуру в одной из соседних стран. Правда, долговременное партнерство иногда обходится дешевле, но окупится ли оно вообще в данном случае — вопрос спорный.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях