$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Путь из лабиринта разрешений

09.01.2007

Почти каждый свой шаг вынуждены согласовывать с государством субъекты предпринимательства при открытии бизнеса или в процессе работы. Проведенное правительством исследование разрешительной системы в стране показало, что сегодня госорганы обладают правом выдавать более 1 тыс. различных разрешений и согласований, сообщил директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский в ходе недавней конференции «Разрешения и согласования в предпринимательской деятельности», организованной Международной финансовой корпорацией, Минэкономики и Могилевским облисполкомом. Бороться с «гидрой» разрешений правительство намерено с помощью рабочей группы по упрощению административных разрешительных процедур, которая была создана в декабре распоряжением премьер-министра. Ее возглавил вице-премьер Андрей Кобяков.

Работа группы будет состоять из трех этапов, сообщил А.Лихачевский. На первом планируется определить сферы, где разрешительные процедуры подлежат первоочередному упрощению и минимизации. На втором — проанализировать процедуры в этих сферах, на третьем внести в Совет Министров предложения по их упрощению. Итогом должен стать единый нормативный акт либо изменения в действующие документы по упрощению разрешений и их сокращению. Планируется, что он будет принят в 2007 г.

В состав рабочей группы вошли представители всех органов госуправления, а интересы субъектов хозяйствования там будет представлять Мечислав Витковский, зампредседателя Совета по развитию предпринимательства в РБ и руководитель частного строительного предприятия.

Разрешите согласовать?

Предприниматели тратят в среднем 2 тыс. USD на получение всех разрешений, рассмотрение одного занимает в среднем 79 дней. Из-за сложной и дорогостоящей процедуры около трети предпринимателей отказываются открывать бизнес, в частности, в сфере торговли и общественного питания. По этой причине в 2005 г. не было создано шесть тысяч новых рабочих мест, а бюджет страны не досчитался 20 млн. USD, сообщила представитель МФК Ольга Годунова. Чтобы разобраться, что собой представляет разрешительная система только в одной Могилевской области, экспертам корпорации и местным властям понадобилось больше года. В ходе совместного проекта, который завершился в декабре, здесь была проанализирована система выдачи разрешений при открытии объектов розничной торговли и общественного питания, бытовых услуг, предприятия по производству продуктов питания, а также при размещении наружной рекламы. Специалисты составили алгоритмы прохождения этих процедур, которые стали своеобразным путеводителем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в этой сфере (они были изданы в виде брошюры). «Одно лишь это уже можно назвать упрощением, поскольку многие субъекты хозяйствования до сих пор толком не знали, в какие органы и в какой последовательности им надо обращаться», — сказала О.Годунова. Без каких-либо реформ этой системы удалось сократить сроки прохождения процедур в регионе на 3,5 месяца, отмечают эксперты МФК. При этом они делают оговорку, что в других регионах страны прохождение процедур наверняка будет иным.

Проблема в том, что сегодня в Беларуси нет четкой системы разрешений, нет даже определения этому понятию, сказал советник по правовым вопросам МФК Валерий Фадеев. Разрешения сегодня представляют собой все виды одобрения государством деятельности предпринимателя: разрешительную надпись, визу о согласовании, заключение, оценку, заключение экспертизы, акт обследования и многое другое. Причем на практике разрешений гораздо больше объявленной 1 тыс.

В процессе хождения по кабинетам субъекты хозяйствования наталкиваются на множество новых проблем, пояснил В.Фадеев. Часто с предпринимателей могут необоснованно взыскиваться дополнительные платежи, которые нигде не предусмотрены. Отсутствие прозрачности в этой сфере, по его мнению, ведет к коррупции. «Государство сегодня стремится все за всех решить. Но предпринимательская деятельность предполагает риск, поэтому для многих видов разрешений без какого-либо ущерба для государства можно ввести уведомительный принцип», — сказал В.Фадеев. Кроме того, происходящее сегодня в сфере разрешений идет вразрез и с объявленной главой государства дебюрократизацией, уточнил он.

«Одно окно» по-украински

Далеко вперед в сфере разрешений по сравнению с Беларусью продвинулась наша южная соседка, опытом которой поделился директор департамента регуляторной политики Министерства экономики Украины Владимир Жовтуха.

Процедура получения разрешений субъектами хозяйствования по аналогии со странами Евросоюза там четко прописана в законе — «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», который действует с января 2006 г. В документе определены органы, имеющие право выдавать разрешения, сроки их выдачи, исчерпывающий перечень оснований для отказа. Также предусмотрен декларативный принцип, когда субъект хозяйствования просто информирует разрешающий орган о том, что он имеет возможность выполнять работу и берет на себя ответственность соблюдать необходимые требования. Требовать документы, которые не предусмотрены в законе, запрещено.

«Если бы мы проводили ревизию разрешений «сверху»: создавали комиссию, которая бы определяла, какие разрешения отменять или сохранять, то у нас бы ничего не получилось», — сказал В.Жовтуха, комментируя инициативу белорусской стороны. Гораздо эффективнее, по его мнению, принять рамочный закон, чтобы органы госуправления сами доказывали необходимость разрешений.

Именно по такому пути и пошли в Украине. Каждый орган, конечно, стремился сохранить свои полномочия при выдаче разрешений, однако в украинском законодательстве предусмотрен ряд барьеров. Но не для субъектов хозяйствования, а для министерств и ведомств. Так, проекты их решений должны быть сначала доведены до широкой общественности (через СМИ и Интернет), а также иметь серьезный анализ (что от этого выиграют или потеряют субъекты хозяйствования) и т. д. После этого многие разрешения отпали сами собой. В целом же это позволило сократить их количество с тысячи до примерно двухсот.

В Украине созданы специальные разрешительные центры, где размещается сразу 8 представителей госорганов, выдающих разрешения и согласования. Здесь субъект хозяйствования может получить документы на отвод земельного участка, от СЭС, пожарной службы, согласовать место размещения объекта нового строительства и т. д. Причем предпринимателю не надо ходить по кабинетам, он сдает документы лишь одному человеку — администратору, который занимается всем остальным. Вот он, пресловутый принцип «одного окна», о котором белорусские предприниматели сегодня могут только мечтать.

За год администраторами было выдано почти 140 тыс. различных разрешений. Причем раньше подсчитать их количество было практически невозможно из-за отсутствия прозрачной процедуры получения, отметил В.Жовтуха. Сроки выдачи разрешений сократились со 135 дней в 2005 г. до 30-35 дней по итогам 2006 г.

Сейчас на Украине уже отменено обязательное согласование ассортиментного перечня в торговле, а также времени работы торговых организаций (магазинов, кафе, ресторанов). «Определенные сомнения у нас поначалу были, но потом оказалось, что ничего страшного в этом нет, ничего фактически не изменилось», — сказал В.Жовтуха. Контроль, по его мнению, более важен уже в процессе работы организации.

Кроме того, южная соседка собирается внедрить принцип «молчаливого согласия», который действует в большинстве стран ЕС. Суть его в том, что если госорган в течение определенного законодательством срока не ответил на заявление субъекта хозяйствования, то он вправе начать работу без разрешения этого органа. В Европе этот принцип не распространяется при получении согласования на некоторые виды деятельности, связанные с риском, например, при строительстве зданий и сооружений.

В ЕС «разрешают» бесплатно

Особенностью разрешительной системы в странах Евросоюза можно назвать то, что там все разрешения выдаются бесплатно. Одно из непременных условий — разрешения не должны быть источником пополнения бюджета страны или органа, который их выдает, рассказала Санда Лиепиня, старший руководитель программ технического содействия МФК в Восточной Европе и Центральной Азии. Отбить охоту зарабатывать деньги на разрешениях удалось, по ее словам, очень просто. Финансирование госорганов урезалось прямо пропорционально поступлениям от выданных разрешений и согласований. В итоге министерства от платы просто отказались. Кроме того, в Европе запрещено при помощи разрешений ограничивать конкуренцию на рынке, также они не могут быть источником информации для фискальных органов о субъектах хозяйствования.

Разрешения в странах ЕС делятся на два вида: административные (разрешение после проверки документов соответствующим органом) и уведомительные, когда предприниматель ставит в известность госорган о том, что его деятельность соответствует всем нормам, отсылает бланк за своей подписью и начинает работу. Через какое-то время контролирующие органы могут проверить, насколько соблюдает он правила.

Эксперты МФК убеждены, что и Беларусь рано или поздно не сможет обойтись без законодательного акта, в котором будут четко прописаны условия выдачи разрешений, их критерии, компетенция органов. Лучше, конечно, рано…

Дмитрий ЕРМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях