$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Пустой горшок может быть источником валюты

19.10.2007

Белорусская художественная керамика может быть неплохой статьей отечественного экспорта. Но пока не стала. Более того, национальные производители постепенно теряют свои позиции на внешних рынках. По мнению экспертов, ставку нужно делать на малый частный бизнес и эксклюзив. У крупных предприятий — менее динамичных и более затратных — шансов на успех гораздо меньше.

Главное преимущество творческой керамической мастерской перед крупным предприятием — способность оперативно реагировать на потребности рынка. Авторы самостоятельно решают, какую продукцию выпускать. Естественно, что в случае падения спроса они быстро переориентируются. Кроме того, они по большей части выпускают высококачественную эксклюзивную ручную керамику, которая популярна как в Беларуси, так и на внешних рынках.

Участники этого рынка полагают, что хороший результат могло бы дать сотрудничество «крупных» и «мелких». По мнению художника Лины Цивиной, один из возможных вариантов — «это завод, производящий массовую дешевую продукцию, а при нем высокохудожественная мастерская». В этом случае авторы могут делиться идеями, даже являться брэндом бизнеса, и у них при этом не будет проблем с материалами, считает специалист. Дело в том, что доступ к необходимым для производства керамики материалам (вакуумированная масса) для ИП, работающих в этой сфере, в последнее время чрезвычайно усложнился. Никаких письменных распоряжений не продавать частникам этот вид сырья нет, однако, как и весь частный бизнес («ЭГ» писала о сырьевой проблеме малого бизнеса в № 34 за т.г.), художественный получает его по остаточному принципу.

Есть и другие, зачастую общие для крупных и малых предприятий, проблемы. Одной из главных трудностей заместитель директора Ивенецкого завода художественной керамики Антон Бондарь считает качество сырья. «Проблематично расширить производство за счет имеющихся в Беларуси запасов красной глины, которая по своим эстетическим качествам уступает белой. Изначально мы выглядим менее презентабельно для покупателя. Закупать же за рубежом сырье — значит выпускать продукцию, которая только на местном рынке сразу станет на 20-30% дороже, чем иностранные аналоги».

Ударил по производителям художественной керамики и рост цен на энергоносители. Доля энергетических расходов у них достигает 40%. Стоимость продукции в этом году увеличилось в среднем на 15%, отсюда и падение продаж, особенно той продукции, которая шла на экспорт. Например, Ивенецкий завод, в прошлом году сумевший в центральном регионе России и на Урале реализовать 45% объема изготовленного товара, нынче вынужден сократить поставки на внешние рынки на 40%.

В минус крупным предприятиям идет и невозможность оперативно менять ассортимент. Так, «Белхудожкерамика» использует метод литья. Чтобы запустить новинку в производство, необходимо пройти ряд стадий: разработку дизайна — изготовление гипсовой модели — создание пресс-формы, добавим сюда многочисленные согласования и получаем то, что новинка за несколько месяцев запуска в производство просто выходит из моды.

Еще одной проблемой для изготовителей сувениров является отсутствие у нас качественной упаковки. То, что есть, или плохо выглядит, или стоит слишком дорого. Из-за этого наша продукция менее конкурентоспособна за рубежом.

Объем отечественного рынка художественной керамики профессионалы оценивают приблизительно в 5-6 млн. USD в год. К сожалению, половина его приходится на импорт, сокрушаются специалисты. Польша, Китай, Россия вытесняют местного производителя, который теряет позиции не только внутри страны, но и за ее пределами. В Министерстве статистики и анализа не ведется отдельный учет по художественной керамике, но сложением показателей по тем видам продукции, которые могут быть причислены к художественной керамике, мы получили данные, свидетельствующие о тенденции падения объемов продаж за рубеж. За последние десять лет, с 1996 по 2006 гг., экспорт соответствующих товаров белорусских предприятий сократился с 4 576,1 тыс. USD до 4 223,4 тыс. USD, в т.ч. в Россию — с 4 222,2 тыс. USD до 4 045,7 тыс. USD. По оценкам экспертов, нынешний объем российского рынка художественной керамики составляет порядка 100 млн. USD. Тамошние производители за последние три года увеличили объемы производства в 4 раза. Конкуренция, к сожалению, складывается не в нашу пользу.

Как утверждают специалисты, внутреннего рынка для поддержания прибыльности предприятий, выпускающих художественную керамику, недостаточно. Если ориентироваться при миллионных инвестициях только на местный рынок — то убытков не избежать, утверждают они. Кстати, по оценкам экспертов, для создания современного высокотехнологичного предприятия по производству керамики необходимо порядка 10 млн. USD.

Как выйти на европейского покупателя?

Дирк ХАЛЬС, совладелец голландской фирмы «HAMIS int»

— Показать преимущества своего товара европейской публике можно только на специализированных выставках. Наиболее крупная проходит в Брюсселе. Именно там собирают заказы все крупнейшие торговые сети. В столице Бельгии заключается большинство договоров о сотрудничестве и поставке продукции. А вот практика личных переговоров не приветствуется. Даже при высоком качестве товара внесезонная попытка выйти на контакт встретит непонимание. Сотрудничать с вами вряд ли станут.

Второй момент, без которого не обойтись при выходе на европейского покупателя, — его вкусовые предпочтения. Модные тенденции дизайна — минимализм и лаконичность. Абстракция и никакого реализма, а тем более вычурности. Некая экзотика вызывает скорее неприязнь, чем интерес. Сейчас покупатель предпочитает простые линии и формы, цвета: черный, серый, коричневый, белый. Т.е. среднестатистический обыватель, придя в супермаркет, сделает выбор в пользу милой и красивой вещицы, а главное дешевой. Поэтому традиционных местных поставщиков за последние годы потеснили китайские производители дешевой посуды и горшков, сумевшие освоить высокие стандарты качества. Их доля в ЕС составляет от 20 до 80% от общего числа в разных странах.

Еще один вариант выхода на рынок — предоставить эксклюзивную и дорогую продукцию стоимостью от 100 EUR за штуку (обычно большие вазы и кашпо, сувениры). В данном случае имеет смысл, кроме участия в специализированных выставках, попробовать договориться с владельцами сувенирных лавок и владельцами художественных галерей. Они могут как купить понравившуюся коллекцию, так и взять ее на продажу (запросив 10-20% комиссионных от стоимости). Если же вы уверены в высоком художественном уровне своих работ, откройте в одном из крупных городов галерею (общая стоимость затрат от 50 000 EUR) или снимите помещение в одной из ныне существующих (от 3 000 EUR).

Антон БОЙКО