$

2.0255 руб.

2.2800 руб.

Р (100)

3.2150 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Актуально

ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ

17.05.2011

Когда ситуация на потребительском рынке Беларуси осложнилась всерьез, власти, наконец, обратили внимание, что отдельные товары просто исчезли с прилавков, а оставшиеся пугают своими ценниками добропорядочных граждан чуть ли не до потери сознания. За годы полурыночного существования население успело позабыть о «прелестях» товарного дефицита. Отечественные промышленность и сельское хозяйство, если верить статистике, постоянно наращивали обороты, а предприниматели довольно оперативно удовлетворяли растущие потребности белорусов. Теперь же этот механизм дал сбой, и чиновники готовы вернуться к прежним методам регулирования.

Серьезность ситуации заставила Совмин принять постановление от 12.05.2011 № 601 «О некоторых мерах по обеспечению внутреннего рынка потребительскими товарами», которое поспешно вводится в силу со дня подписания. В этом документе говорится, что, хотя «работа по обеспечению стабильности на внутреннем рынке, улучшению торгового обслуживания населения, удовлетворению платежеспособного спроса потребителей на основные продовольственные и непродовольственные товары» идет полным ходом, «имеют место факты сужения ассортимента отдельных потребительских товаров, а также необоснованного увеличения цен на них» в рознице.

Не вдаваясь в истинные причины возникшей ситуации (слово «валюта», не говоря уже про «кризис», похоже, скоро станет считаться в органах власти чем-то неприличным), разработчики этого нормативного акта сразу же взяли быка за рога, разработав перечень неких «дополнительных мер», которые, по их замыслу, должны способствовать стабильному обеспечению внутреннего рынка широким ассортиментом потребительских товаров, в т.ч. социально значимых. Что же предлагается?

В первую очередь согласно п. 1 постановления № 601 облисполкомам, Мингорисполкому, Минсельхозпроду, Минпрому, Минстройархитектуры, Минэнерго, концернам «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», а также «Белнефтехим» поручено осуществлять бесперебойную поставку потребительских товаров, в первую очередь социально значимых, на внутренний рынок под полную потребность организаций торговли в необходимом ассортименте и объемах, а при необходимости обеспечивать по заявкам торговых организаций опережающую поставку товаров. Удивительно, что надо давать такие поручения. Ведь поставка товаров и так является прямой обязанностью организаций, входящих в состав перечисленных госорганов и организаций (либо подчиненных им). И если она по каким-либо причинам не исполняется, например, из-за чрезмерного вывоза товаров за рубеж, то нужно подумать, как справиться с этим бедствием — к примеру, пересмотреть запланированные объемы экспорта, заданные этим самым ведомствам и предприятиям.

Совсем другое дело, если каких-либо товаров просто на всех не хватает. Например, белорусской гречки, цена на которую с учетом ее социальной значимости должна быть в разы меньше той, что сейчас свободно лежит на полках магазинов. Но здесь никакие поручения и указания не помогут: если вернуть старые цены, население, чего доброго, просто сметет ее с прилавков.

Еще более странно выглядит поручение принять меры по недопущению ухудшения договорных условий и схем поставки товаров на внутренний рынок. Причина «ухудшения» и появления запутанных схем — ситуация на валютном рынке: множественность курсов и невозможность свободно купить иностранную валюту. Это заставляет импортеров соглашаться на любые схемы поставки, балансируя на грани правового поля. Если же «под шумок» нечто подобное происходит с договорами поставки отечественных товаров, то это вопрос компетенции многочисленных контролирующих органов — полномочий на то у них предостаточно. Самое время приструнить зарвавшихся бизнесменов — как посредников, так и производителей. А начать было бы неплохо с тех «естественных» монополий, которые в числе первых взвинтили цены, навязывая всем остальным крайне невыгодные условия договоров.

Далее постановление № 601 рекомендует облисполкомам и Мингорисполкому по согласованию с Минторгом определять объемы, перечень товаров и оптовых операторов по обеспечению торговых организаций товарами, не производимыми в Беларуси или производимыми в недостаточном количестве, для удовлетворения потребности в них населения. Определить объемы и назначить операторов несложно. Но что дальше? Чтобы наполнить прилавки в заданных объемах, нужны ресурсы, в т.ч. валютные. Получат ли операторы, назначенные по рекомендации местных властей, какие-то особые возможности для покупки валюты на межбанке по приемлемому курсу?

Если да, то мы рискуем породить коррупцию невиданного масштаба: возможность льготного приобретения валюты сегодня без злоупотреблений обеспечить будет крайне трудно. Если же операторам придется действовать на свой риск, то при нынешней ситуации на валютном рынке гарантировать объемы и ассортимент поставок, особенно импортных, могут лишь очень отважные люди.

Но постановление № 601 не отвечает на эти вопросы. Взамен Министерству экономики поручено совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом обеспечить мониторинг отпускных и розничных цен на потребительские товары, принимать меры по выявлению и пресечению фактов их необоснованного увеличения, контролировать деятельность организаций и ИП, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, субъектов естественных монополий, а также принимать меры по недопущению ценового диспаритета в целях исключения неорганизованного вывоза товаров за пределы Беларуси.

Держать в узде монополистов полагалось и ранее – никаких дополнительных полномочий и механизмов постановление № 601 не предлагает. А вот с ценовым регулированием получается интересная ситуация. Директива № 4 требует исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности. Совсем недавно появился Указ Президента от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», освободивший субъектов хозяйствования от обоснования свободных цен на товары, а инструкции Минэкономики, предписывавшие порядок этого обоснования и ряд ограничений – отменены. А там где нет обоснования цен, не может быть и их необоснованного роста. Правда, как показывает практика, некоторые чиновники по-прежнему считают иначе, но правовая основа подобных мнений весьма шаткая.

Будем надеяться, что, в постановлении № 601 речь идет лишь о ценах на социально значимые товары. Но точного указания на то в документе нет. Так что богатые традиции административно-командных методов управления экономикой еще могут вернуться. Правда, вряд ли это поможет: главным основанием роста цен сегодня является не только девальвация, но и стремление бизнеса застраховать свои риски, что тем или иным способом все равно будет заложено в цены. Так что мониторинг мониторингом, а главная задача властей – успокоить деловое сообщество и вернуть стабильность экономическими методами, а не командами и угрозой штрафов.

С другой стороны, борьба с ростом цен на потребительские товары плохо вяжется с недопущением ценового диспаритета, а проще говоря, необходимостью поддерживать внутренние цены не ниже внешних. Если курс белорусского рубля по-прежнему будет падать, вывоз любого товара, цена на который искусственно удерживается, останется делом крайне выгодным. Если ситуация в экономике ухудшится, то к такому «экспорту» начнут подключаться все более широкие слои населения, как то было в «лихие девяностые». В те времена многие белорусы совершали коммерческие вояжи за рубеж, вывозя все, что удавалось купить в магазинах по более или менее твердым постсоветским ценам, чтобы заработать валюту и привести обратным рейсом немного дефицитного импорта, который можно выгодно продать.

Еще одним благим пожеланием постановления № 601 является указание Минторгу, облисполкомам и Мингорисполкому обеспечить постоянный мониторинг ситуации на внутреннем рынке и принимать необходимые меры по стабильному обеспечению населения потребительскими товарами, в т.ч. социально значимыми, а также товарами, не производимыми в Беларуси или производимыми в недостаточном количестве. Так что вслед за призывом Директивы № 4 раскрепостить деловую инициативу и творческий потенциал граждан, устранить излишнее вмешательство государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чиновники получили очередной предлог заняться любимым делом: регулировать, контролировать, распределять, заменяя «невидимую руку рынка» административно-командным протезом.

Александр ГАНАГО


Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы