$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ

17.05.2011

Когда ситуация на потребительском рынке Беларуси осложнилась всерьез, власти, наконец, обратили внимание, что отдельные товары просто исчезли с прилавков, а оставшиеся пугают своими ценниками добропорядочных граждан чуть ли не до потери сознания. За годы полурыночного существования население успело позабыть о «прелестях» товарного дефицита. Отечественные промышленность и сельское хозяйство, если верить статистике, постоянно наращивали обороты, а предприниматели довольно оперативно удовлетворяли растущие потребности белорусов. Теперь же этот механизм дал сбой, и чиновники готовы вернуться к прежним методам регулирования.

Серьезность ситуации заставила Совмин принять постановление от 12.05.2011 № 601 «О некоторых мерах по обеспечению внутреннего рынка потребительскими товарами», которое поспешно вводится в силу со дня подписания. В этом документе говорится, что, хотя «работа по обеспечению стабильности на внутреннем рынке, улучшению торгового обслуживания населения, удовлетворению платежеспособного спроса потребителей на основные продовольственные и непродовольственные товары» идет полным ходом, «имеют место факты сужения ассортимента отдельных потребительских товаров, а также необоснованного увеличения цен на них» в рознице.

Не вдаваясь в истинные причины возникшей ситуации (слово «валюта», не говоря уже про «кризис», похоже, скоро станет считаться в органах власти чем-то неприличным), разработчики этого нормативного акта сразу же взяли быка за рога, разработав перечень неких «дополнительных мер», которые, по их замыслу, должны способствовать стабильному обеспечению внутреннего рынка широким ассортиментом потребительских товаров, в т.ч. социально значимых. Что же предлагается?

В первую очередь согласно п. 1 постановления № 601 облисполкомам, Мингорисполкому, Минсельхозпроду, Минпрому, Минстройархитектуры, Минэнерго, концернам «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», а также «Белнефтехим» поручено осуществлять бесперебойную поставку потребительских товаров, в первую очередь социально значимых, на внутренний рынок под полную потребность организаций торговли в необходимом ассортименте и объемах, а при необходимости обеспечивать по заявкам торговых организаций опережающую поставку товаров. Удивительно, что надо давать такие поручения. Ведь поставка товаров и так является прямой обязанностью организаций, входящих в состав перечисленных госорганов и организаций (либо подчиненных им). И если она по каким-либо причинам не исполняется, например, из-за чрезмерного вывоза товаров за рубеж, то нужно подумать, как справиться с этим бедствием — к примеру, пересмотреть запланированные объемы экспорта, заданные этим самым ведомствам и предприятиям.

Совсем другое дело, если каких-либо товаров просто на всех не хватает. Например, белорусской гречки, цена на которую с учетом ее социальной значимости должна быть в разы меньше той, что сейчас свободно лежит на полках магазинов. Но здесь никакие поручения и указания не помогут: если вернуть старые цены, население, чего доброго, просто сметет ее с прилавков.

Еще более странно выглядит поручение принять меры по недопущению ухудшения договорных условий и схем поставки товаров на внутренний рынок. Причина «ухудшения» и появления запутанных схем — ситуация на валютном рынке: множественность курсов и невозможность свободно купить иностранную валюту. Это заставляет импортеров соглашаться на любые схемы поставки, балансируя на грани правового поля. Если же «под шумок» нечто подобное происходит с договорами поставки отечественных товаров, то это вопрос компетенции многочисленных контролирующих органов — полномочий на то у них предостаточно. Самое время приструнить зарвавшихся бизнесменов — как посредников, так и производителей. А начать было бы неплохо с тех «естественных» монополий, которые в числе первых взвинтили цены, навязывая всем остальным крайне невыгодные условия договоров.

Далее постановление № 601 рекомендует облисполкомам и Мингорисполкому по согласованию с Минторгом определять объемы, перечень товаров и оптовых операторов по обеспечению торговых организаций товарами, не производимыми в Беларуси или производимыми в недостаточном количестве, для удовлетворения потребности в них населения. Определить объемы и назначить операторов несложно. Но что дальше? Чтобы наполнить прилавки в заданных объемах, нужны ресурсы, в т.ч. валютные. Получат ли операторы, назначенные по рекомендации местных властей, какие-то особые возможности для покупки валюты на межбанке по приемлемому курсу?

Если да, то мы рискуем породить коррупцию невиданного масштаба: возможность льготного приобретения валюты сегодня без злоупотреблений обеспечить будет крайне трудно. Если же операторам придется действовать на свой риск, то при нынешней ситуации на валютном рынке гарантировать объемы и ассортимент поставок, особенно импортных, могут лишь очень отважные люди.

Но постановление № 601 не отвечает на эти вопросы. Взамен Министерству экономики поручено совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом обеспечить мониторинг отпускных и розничных цен на потребительские товары, принимать меры по выявлению и пресечению фактов их необоснованного увеличения, контролировать деятельность организаций и ИП, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, субъектов естественных монополий, а также принимать меры по недопущению ценового диспаритета в целях исключения неорганизованного вывоза товаров за пределы Беларуси.

Держать в узде монополистов полагалось и ранее – никаких дополнительных полномочий и механизмов постановление № 601 не предлагает. А вот с ценовым регулированием получается интересная ситуация. Директива № 4 требует исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности. Совсем недавно появился Указ Президента от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», освободивший субъектов хозяйствования от обоснования свободных цен на товары, а инструкции Минэкономики, предписывавшие порядок этого обоснования и ряд ограничений – отменены. А там где нет обоснования цен, не может быть и их необоснованного роста. Правда, как показывает практика, некоторые чиновники по-прежнему считают иначе, но правовая основа подобных мнений весьма шаткая.

Будем надеяться, что, в постановлении № 601 речь идет лишь о ценах на социально значимые товары. Но точного указания на то в документе нет. Так что богатые традиции административно-командных методов управления экономикой еще могут вернуться. Правда, вряд ли это поможет: главным основанием роста цен сегодня является не только девальвация, но и стремление бизнеса застраховать свои риски, что тем или иным способом все равно будет заложено в цены. Так что мониторинг мониторингом, а главная задача властей – успокоить деловое сообщество и вернуть стабильность экономическими методами, а не командами и угрозой штрафов.

С другой стороны, борьба с ростом цен на потребительские товары плохо вяжется с недопущением ценового диспаритета, а проще говоря, необходимостью поддерживать внутренние цены не ниже внешних. Если курс белорусского рубля по-прежнему будет падать, вывоз любого товара, цена на который искусственно удерживается, останется делом крайне выгодным. Если ситуация в экономике ухудшится, то к такому «экспорту» начнут подключаться все более широкие слои населения, как то было в «лихие девяностые». В те времена многие белорусы совершали коммерческие вояжи за рубеж, вывозя все, что удавалось купить в магазинах по более или менее твердым постсоветским ценам, чтобы заработать валюту и привести обратным рейсом немного дефицитного импорта, который можно выгодно продать.

Еще одним благим пожеланием постановления № 601 является указание Минторгу, облисполкомам и Мингорисполкому обеспечить постоянный мониторинг ситуации на внутреннем рынке и принимать необходимые меры по стабильному обеспечению населения потребительскими товарами, в т.ч. социально значимыми, а также товарами, не производимыми в Беларуси или производимыми в недостаточном количестве. Так что вслед за призывом Директивы № 4 раскрепостить деловую инициативу и творческий потенциал граждан, устранить излишнее вмешательство государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чиновники получили очередной предлог заняться любимым делом: регулировать, контролировать, распределять, заменяя «невидимую руку рынка» административно-командным протезом.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях