$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ПУСТЬ ДАДУТ ЗАЦЕПИТЬСЯ

26.08.2008

Руководителей предприятий, легко идущих на контакт с прессой, — единицы. В их числе генеральный директор ОАО «Савушкин продукт» Александр САВЧИЦ. Он поддерживает хорошую традицию — демонстрировать журналистам результаты достижений коллектива в гонке за мировыми лидерами — производителями молока.

В ходе последнего пресс-тура в Брест (повод — вручение представителями Госстандарта сертификатов на право маркировки продукции ОАО знаком «Натуральный продукт») корреспондент «ЭГ» задал А.Савчицу несколько вопросов.

- Александр Васильевич, на Западе продукция со значком «биопродукт» пользуется большим спросом и, говорят, стоит дороже — до 30%. Рассчитываете на рост продаж и отпускных цен?

— Мы реалисты: в ближайшее время такого повышения не ожидается. Хотя это было бы справедливо. Ведь такая продукция производится из отборного сырья, до 2% которого к тому же теряется в ходе дополнительного бакконтроля.

Использование в пищевой промышленности РБ мировой практики биомаркировки — хороший шанс для компании «Савушкин продукт», работающей исключительно на натуральном сырье. Биосертификацию продукции (на ОАО производится более 200 видов) продолжим. Еще 5-6 лет назад именно «натуральность» цельномолочной продукции «Савушкин продукт» дала возможность зацепиться на российском рынке.

Фишкой «Савушкина продукта» в России стало традиционное славянское изделие — творог «101 зерно». В 2008 г. только на московском и питерском рынках доля белых творогов ОАО «Савушкин продукт» составила 10%. Сегодня эти марки творога «прижились» на российских прилавках и потянули за собой другие продукты. Твердо стоит на российском рынке сметана. Теперь наш брэнд присутствует во всех (а это более 20) федеральных сетях России (Метро, Ашан, Патерсон, Пятерочка, Копейка и др.). Почти 50% продукции идет на внешний рынок. Большинство, конечно, в Россию. Отправляем также в Азербайджан, Казахстан, Молдову, Украину, где в целях усиления своих позиций намерены открыть логистический центр.

- А каковы шансы вывода брэнда «Савушкин продукт» на рынок Евросоюза?

— Мы хотим и готовы стать номерным заводом Евросоюза. Предварительный аудит инспекции ЕС был проведен еще в 2007 г. Его замечания устранены. Подтянули фермы, поставляющие молоко. Наладили непрерывную цепочку холодильного оборудования, по которой проходит молоко от коровы ( в виде сырья) до корзинки покупателя — уже в виде готовой продукции. Доведены до нужных стандартов раздевалки техперсонала. Так что готовы принять представителей ЕС.

Если компании стран Евросоюза торгуют у нас, то почему мы не можем работать на их рынке? Неплохо было бы стартовать из Германии, где более 1200 магазинов, обслуживающих русскоговорящее население. Пусть дадут зацепиться. И европейский покупатель будет наш: продукты от Савушки из натурального сырья, а цены в 2 раза ниже, чем на Западе…

- В последнее время ряд отечественных производителей жалуется на то, что наша торговля стала требовать плату за «полку» — так называемые маркетинговые услуги. Минторг считает такие требования неправомерными. Платит ли «Савушкин продукт» «за вход», к примеру, в супермаркеты? И в связи с этим: где проще торговать: в Беларуси или России?

— Нет, в Беларуси не платим. В том числе и супермаркетам. Должен отметить, что сегодня в Российской Федерации в какой-то степени торговать проще. Там на полку поставят не каждый товар, а только такой, который уйдет на улет. Так что даже если заплатите «за вход», а продукт окажется неконкурентоспособным, через месяц-два с рынка придется уйти. Удержать российский рынок можно, если продукт к корзине покупателя вести, как малого ребенка, обеспечивая сильную маркетинговую поддержку.

Дома, учитывая то, что отечественный производитель обеспечивает прилавок социально значимыми продуктами по приемлемой для малообеспеченных слоев цене, хотелось бы работать в равных, а может быть, в чуть-чуть лучших, чем иностранный конкурент, условиях. Например, мы хотели бы, чтобы «Савушкин продукт» стоял на одной полке с Даноном, Кампиной, Эрманном и Вим-биль-Данном. Пусть покупатель выберет лучший. Но между иностранным продуктом в местных магазинах не втиснуться. Тем не менее постараемся серьезно потеснить в Беларуси и Данон, и Эрманн, и другие мировые компании. Наши продукты ничуть не хуже, а по многим показателям лучше их. При равных уровнях технологий переработки мы не используем генетически модифицированные и, так называемые, стартерные корма, которые «выдавливают» из коров огромные надои.

- А как вы можете прокомментировать рост цен в стране на молоко и молочные продукты за семь месяцев почти на 30%?

— Ростом закупочных цен на молочное сырье на 60%. А увеличение цены на потребительском рынке на цельномолочную продукцию всего на 30%, и даже меньше, говорит о том, что основная нагрузка «по выравниванию» легла на переработчика.

Сейчас молоко сорта «экстра» стоит 910 Br за литр. Его, а также высшего сорта в основном поставляют нам хозяйства сырьевой зоны компании. Они многого добились за счет внедрения передовых технологий ухода за животными, успехов в растениеводстве. Например, наше хозяйство ЧУП «Савушкино» за 2 последних года удвоило производство молока. Его рентабельность здесь составляет 65%. Селу помогаем деньгами. Практикуем отсрочку платежей, кредитуем закупку оборудования — делаем все, чтобы молочное сырье соответствовало требованиям ЕС.

- Беларусь, по оценкам экспертов, стала серьезным мировым экспортером молока. Каковы дальнейшие перспективы?

— Слабость многих предприятий в том, что они делают ставку на сухое молоко, масло и сыр. Почти каждый белорусский молочник намерен запустить свою линию сыра. Да, в прошлом году, одном из самых успешных для отрасли, на этих продуктах хорошо заработали. С заграницей работали так активно, что временно оголили отечественные полки.

Мы также продаем за границу свою продукцию, в т.ч. сухое молоко, но в разумных количествах. И стараемся не продешевить. Продаем таким компаниям, как «Нестле» и «Марс». Но это не главная статья экспорта. Сегодня 80% продаж за рубеж ОАО «Савушкин продукт» составляет цельномолочная продукция. Тогда, в 2007-м, и мы могли увеличить продажи сухого молока, масла и сыра иностранцам, имея при этом хорошую рентабельность. Но не сделали этого. Остались на рынке цельномолочной продукции Беларуси и России. Даже увеличили ее поставки, хотя многие позиции (молоко, кефир) дома реализуются по нулевой рентабельности. Не получив в 2007 г. сиюминутных барышей, мы выигрываем сегодня, продавая и дома, и за рубеж в основном цельномолочную продукцию.

Экспортировать молоко — это все равно, что сырую нефть. Закупая его, иностранцы потом возвращают нам цельномолочную продукцию, дающую им большую добавочную стоимость. Почему бы эту прибыль местным переработчикам не оставлять дома, в стране? Хороший шанс обновить производство.

- Какие продукты наиболее выгодны для белорусских производителей?

— Можно неплохо заработать, например, на йогуртах. Они нравится потребителям всего мира и являются высоко маржинальным товаром. Не зря в продуктовых портфелях 10 ведущих компаний (Данон, Вим-Биль-Данн и др.) йогурты занимают под 75% объемов производства. Сегодня на рынке Беларуси продается около 40 тыс. т йогуртов в год. У нас этот вид занимает только 5-7% объемов производства. Но это пока. «Савушкин продукт» намерен дома отвоевать 10-15 тыс. т рынка йогуртов. В их производство компания уже вложила 3 млн. EUR.

- В какие еще проекты вкладываете средства? Много ли идет на обновление технологий?

— Деньги под сукном не держим. В 2006 г. пустили на модернизацию производства 28 млрд. Br, в 2007 г. — 42 млрд., в 2008 г. — уже 22 млрд. Br. Льготы, данные государством, также используем в целях обновления. Например, деньги, полученные в 2007 г. в виде льготы по налогу на прибыль (а это 11 млрд. Br), вложили в закупку нового оборудования. Всего за последние 5 лет в приобретение новейших технологий вложено более 50 млн. USD. Инвестиции окупаются максимум за 2-3 года.

За прошедшие годы проектные мощности выросли в 4 раза. Практически полностью ушли от ручного труда. Все техпроцессы автоматизированы и компьютеризированы, происходят в закрытом режиме. По последнему слову техники оборудована сырьевая лаборатория, которая обеспечивает 200 проб в час. Запущена новая линия по фасовке творожных десертов «Наслаждение», мягких творогов «Нежный» и йогуртов в упаковку «четверочка». В этом сегменте «Савушкин продукт» планирует серьезно потеснить зарубежных производителей. Многие проекты направлены на экономию топливно-энергетических ресурсов. Запущены в производство новая котельная, градирни. Хотим достичь западных стандартов в использовании воды. Там на переработку 1 т молока идет 1 т воды. У нас пока — около 3 т. Есть над чем работать. В сутки в среднем мы могли бы перерабатывать до 2 тыс. т. молока. Не хватает сырья.

- Сегодня многие успешные компании выходят на фондовый рынок. Какие на этот счет планы у «Савушкина продукта»?

— На мой взгляд, пока в Беларуси нет сильного законодательного плацдарма, с которого можно было бы стартовать на рынок IPO. Как только он появится, будьте уверены, окажемся в первой десятке.

- И последний вопрос. Когда наконец выведете в люди своего Савушку? Почему ни на одном виде продукции компании нет лица легендарного героя?

— Выведем. Сегодня брэнд «Савушкин продукт» зарегистрирован в РБ и РФ и странах СНГ. Он оценен экспертами по интеллектуальной собственности в 20 млн.USD. Савушка появится на одной из новых линий продуктов.

Беседовала Тамара МАРКИНА