$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Пускать ли частный капитал в энергетику?

15.08.2008

Государство, испытывая дефицит финансовых ресурсов в сфере реализации мероприятий по энергоэффективности, могло бы взять в союзники частный бизнес. Сегодня этому процессу препятствуют медленные темпы институциональных реформ в правовой, экономической и социальной сферах. Нет должного экономического стимула в использовании альтернативных источников энергии, а монопольное положение государства в сфере энергетики не позволяет задействовать механизмы конкуренции. К таким выводам пришли эксперты Совета по развитию предпринимательства, проанализировав развитие энергетики и решение проблем энергоэффективности в Беларуси.

Татьяна БЫКОВА,
 
кандидат экономических наук, главный консультант проекта

Исследования проводились в рамках совместного проекта Совета и ПРООН по формированию благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства. Подготовлена соответствующая аналитическая записка, которая в ближайшее время будет направлена в правительство. Что же отмечается в этом документе?

Исходная позиция — для привлечения частных инвестиций в основные фонды энергосистемы необходимо внести изменения в действующее законодательство. Инженерная инфраструктура общего пользования (водопроводно-канализационное хозяйство, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение) относятся к объектам, находящимся только в собственности государства (ст.2 Закона от 5.05.1998 №156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства»). Поэтому до настоящего времени процессы приватизации в данном секторе практически не происходили, а в качестве источников финансирования государственных программ использовались, в основном, собственные средства госпредприятий, местного и республиканского бюджетов, инновационных фондов министерств.

Не способствует развитию предприятий энергетической отрасли и действующая система регулирования цен. Если удается снизить издержки при производстве энергии, то Министерством экономики, как правило, выдвигается требование по адекватному снижению тарифов, в результате чего сокращается прибыль — главный источник инвестиций.

Непрозрачная система ценообразования вкупе с практикой перекрестного субсидирования не стимулируют потребителей к экономии. Кроме того, льготирование — дополнительное бремя для энергетического сектора, поскольку потери от его применения в отношении определенных групп потребителей никак не компенсируются.

Политика установления индивидуальных льготных тарифов по отношению к одним субъектам хозяйствования и чрезмерный контроль своевременности расчетов по отношению к другим, — как правило, частным, — приводит к неэффективному распределению ресурсов и искажениям на финансовом и товарном рынках.

Таким образом, для привлечения частных инвестиций в производство и сбережение энергии необходимо прежде всего сформировать эффективную систему ценообразования, стимулирующую рентабельную хозяйственную деятельность и бережливость. Уровень тарифов должен обеспечивать возмещение затрат на производство и реализацию энергии, быть одинаковым для всех потребителей определенной тарифной группы без каких-либо исключений и привилегий. Не стоит отказываться и от практики отключения предприятий-должников независимо от их вида деятельности и формы собственности.

Приходится констатировать, что сейчас мероприятия по сокращению потребления топливно-энергетических ресурсов и освоению энерго- и ресурсосберегающих технологий в основном осуществляются с помощью административных мер, которые не всегда дают положительные результаты.

Так, используется обязательное энергетическое обследование организаций, годовое потребление которых составляет более 1,5 тыс. т условного топлива, определяются лимиты потребления, а также осуществляется их включение в состав затрат в пределах установленных норм. В то же время расходы на проведение аудита, разработку норм потребления и лимитов зачастую оказываются выше, чем полученная в результате экономия. Особенно это актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в арендуемых помещениях.

Более рациональным, на наш взгляд, является использование повышенных тарифов на энергию, потребляемую сверх объема, установленного на определенный период (например, за последний год). Пересмотр тарифов может быть предусмотрен по инициативе субъекта хозяйствования при расширении его деятельности и/или модернизации оборудования и производства. Возмещение затрат на потребляемую энергию на арендованных площадях должно происходить на основе договора арендодателя и арендатора. Прежде всего это касается помещений, в т.ч. офисных, являющихся частью строения.

Сейчас регулирование процессов применения современных энергоэффективных технологий и материалов осуществляется через различные нормативы, правила, стандарты, большинство из которых выпущены еще в 80-х годах прошлого века и не учитывают специфики новых разработок в науке и технике. Указанные требования разрозненны по многочисленным документам, что создает дополнительные сложности в их применении.

Отметим также, что при проведении энергосберегающих мероприятий (реконструкции зданий и сооружений) ряд субъектов, в основном частных фирм, столкнулись с проблемой распределения строительных материалов по квотам. В первую очередь удовлетворяются заявки государственных предприятий, остальные обеспечиваются по остаточному принципу. Многие фирмы вынуждены производить закупки за рубежом, неся убытки.

В условиях глобального удорожания энергоресурсов руководство страны сделало приоритетным использование местных источников. В то же время до сих пор не созданы действенные меры экономического стимулирования для их вовлечения. Затраты на производство энергии из местных видов топлива, как правило, оказываются выше, чем из традиционных, что делает их широкое использование малопривлекательным. Кроме того, нет прозрачной процедуры доступа субъектов хозяйствования к местным видам энергоресурсов (добыча торфа, заготовка древесного топлива), а также четкого порядка подключения к общим сетям, продажи излишков энергии третьим лицам и прочее.

По нашему убеждению, для привлечения частных инвестиций в энергоэффективные технологии и использование возобновляемых источников необходимо внедрить специальные компенсационные и стимулирующие меры. К таковым отнесем:

— льготы по налогу на прибыль и доходы в пределах средств, направленных на внедрение энергоэффективных технологий;

— освобождение от таможенных пошлин и НДС при ввозе на таможенную территорию страны оборудования для внедрения энергоэффективных технологий, в т.ч. для производства энергосберегающих электроприборов;

— применение ускоренной амортизации или произвольное начисление износа на оборудование при реализации энергоэффективных инвестпроектов;

— применение нулевой или сниженной ставки НДС на энергию, производимую из возобновляемых и местных источников,

— освобождение работ по проектированию, ремонту и реконструкции основных фондов по энергосбережению от отчислений в инновационные фонды;

— субсидирование из средств республиканского фонда по энергосбережению процентных ставок по кредитам, привлекаемым субъектами хозяйствования для реализации инвестиционных проектов в области энергосбережения.

Необходимо также внедрение системы взаимной ответственности и заинтересованности всех участников данного процесса. Так, в мировой практике получила распространение энергетическая маркировка зданий и электробытовых приборов. Такая мера носит скорее поощрительный, нежели ограничительный характер. Тарифы для маркированных зданий устанавливаются более низкие, а рыночная цена объекта для продажи растет.

Одним из факторов высоких достижений ряда европейских стран в области энергосбережения стало также создание центров энергоэффективности как связующих звеньев между правительством, международными организациями, местными органами власти, компаниями и населением. Их деятельность предусматривает разработку и претворение в жизнь государственной политики в сфере энергосбережения, разработку рекомендаций по совершенствованию данного процесса, предоставление технических консультаций компаниям и населению, стимулирование научных исследований и технических инноваций.

Перечисленные меры могли бы снять множество нынешних проблемных вопросов в реализации одной из первоочередных задач белорусской экономики.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях