Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПУЛ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Мировая практика подсказывает, что повысить эффективность в энергетическом секторе можно, изменив его организационную структуру...
Мировая  практика  подсказывает, что повысить эффективность в энергетическом секторе можно, изменив его организационную структуру.  Рассмотрим две доминирующие модели  рыночной организации электроэнергетики.

В большинстве стран электроэнергия продается на оптовом рынке, где предложения энергетиков встречаются со спросом оптовых компаний. В основе такой системы лежат две разные модели организации сектора.

Например, Великобритания известна как пионер в области дерегулирования энергетики и вертикальной дезинтеграции после создания системы электрического пула. Сектор был вертикально разделен на три генерирующие компании, национального сетевого оператора и 12 оптовых компаний.

Оптовый рынок функционирует как пул, в котором генерирующие компании продают электроэнергию и самостоятельно приобретают новые мощности. Единая цена устанавливается на уровне, предлагаемом последним производителем, чья электроэнергия была востребована, чтобы удовлетворить весь спрос. Цена на энергию колеблется в течение дня исходя из уровней нагрузки и спроса. Когда спрос и цена являются высокими в период пиковых нагрузок, производители с относительно высокими издержками могут предлагать свою энергию в общий пул. В остальные периоды, когда спрос постоянный, а цены низкие, только производители с низкими затратами производят и продают электроэнергию.

Таким образом, роль пула в том, чтобы способствовать конкуренции в процессе предложения цен. В этом случае именно рыночные силы ответственны за то, что спрос и предложение будут сбалансированы, в то время как государственный национальный сетевой оператор отвечает за то, чтобы это стало возможно технически. Модель пула создает мотивацию для производителей энергии снижать издержки, гарантирует эффективное производство и оптимальное использование мощностей.

Через десять лет после внедрения этой системы цены на электроэнергию в Великобритании были на 10% ниже, чем до реформ. Такой результат побудил и другие страны внедрить модель пула.

Недостатком здесь является то, что производители могут пытаться обойти конкуренцию через кооперацию друг с другом и сократить возможный объем предлагаемой энергии, координируя снижение ее производства для роста цен. Чтобы снизить мотивацию к таким действиям, были предприняты меры, способствующие конкуренции. В частности, в практику ввели двусторонние контракты между производителями и розничными продавцами энергии, дав возможность заранее согласовать объем производства на день, неделю или месяц.

Европейские реформы

Реформы в электроэнергетическом секторе большинства стран начинались с внедрения  элементов конкуренции при производстве электроэнергии. Основными целями реформирования были: сокращение тарифов вследствие роста эффективности (Великобритания, Аргентина, Австрия); привлечение иностранных инвесторов (Бразилия, Аргентина); обеспечение конкуренции с целью предоставления потребителям возможности выбирать поставщика (Норвегия, Австрия); сглаживание разницы в тарифах в разных регионах страны (Норвегия, США).

Однако прежде чем сделать выбор в пользу той или иной системы, должны быть соблюдены несколько общих предварительных условий. Они сформулированы в Директиве ЕС 1996 г., которая считается отправной точкой в реформировании и повышении эффективности электроэнергетики  через обеспечение и стимулирование конкуренции в секторе. Этот документ предполагает право потребителя выбирать наиболее дешевого поставщика. Кроме того, реформа обязывает неограниченный доступ третьих лиц в сети по единым тарифам, дезинтеграцию производства, передачи и сбыта энергии (чтобы избежать перекрестного субсидирования), полную или частичную приватизацию производственных компаний; создание независимого регулирующего органа и улучшение тарифной политики для адекватного отражения в тарифах всех затрат энергетических предприятий.

Страны Центральной и Восточной Европы и Балтии, большинство участниц СНГ уже начали реформы электроэнергетики. В качестве базовой модели реформирования взята директива ЕС. Однако сложность  задач в странах с переходной экономикой отражается в разном уровне успеха. По оценкам, Польша, Чехия и страны Балтии до сих пор не дотягивают до стандартов развитой рыночной экономики и прогресса в реализации структурных реформ в энергетическом секторе.

Их опыт говорит о том, что наиболее важными задачами  являются ужесточение платежной дисциплины, установление цен на уровне, отражающем все затраты, создание независимого регулирующего органа, который соблюдает баланс интересов сторон. Эффективная регулирующая система важна для установления согласованности, предсказуемости, правоспособности, ответственности и прозрачности.

Выводы для Беларуси

Прежде чем начать реформы, нам нужно установить новые правила регулирования сектора. И прежде всего изменить тарифную политику. Уровень тарифов для населения должен быть подтянут до  уровня долгосрочных предельных затрат. Далее следует ликвидировать практику перекрестного субсидирования тарифов для населения промышленными тарифами.

Когда эти меры будут предприняты, потребуется изменить подход к оказанию социальной поддержки определенным группам населения. Целесообразно, чтобы помощь нуждающимся финансировалась всем обществом, а не энергетическими предприятиями.

На практике это может быть реализовано двумя способами. Первый - государство через Министерство финансов возмещает областным энергетическим предприятиям разницу между низким тарифом и нормальным. Однако в этом случае появляются опасения, что облэнерго могут получить стимулы для различного рода злоупотреблений. Например, завышения объема потребления электроэнергии по субсидируемым ценам. Второй способ - государство платит разницу между низким тарифом и нормальной ценой по заранее определенному объему потребления непосредственно потребителям. Преимуществом такой процедуры является то, что домашние хозяйства - обладатели такой льготы- могут сами непосредственно решать, предпочитают ли они потреблять весь субсидируемый объем электроэнергии или снизить потребление и сэкономить деньги.

Если внедрение принципов адресной помощи и ее монетизация ограничены недостатком средств в бюджете или невозможностью должного учета потребления, то схема "жизненно необходимого потребления" может стать частичным решением. В этом случае тариф на "определенный минимум" устанавливается на низком уровне и субсидируется более высоким тарифом на потребление свыше этого объема. В результате льготируемые группы домашних хозяйств могут получать электроэнергию по низким тарифам и мотивированы сокращать потребление.

Понятно, схема "жизненно необходимого потребления" не может быть долгосрочной, поскольку превалирование перекрестного субсидирования по-прежнему снижает прозрачность функционирования сектора, усложняя финансовое планирование, в то время как прямые трансферты населению являются более эффективной формой социальной поддержки.

Третью группу мер составляют мероприятия, способные повлиять на рост эффективности сектора. Это установка недостающих приборов учета со строгим контролем потребления. Отключение неплательщиков, в том числе бюджетных организаций. Создание независимого регулирующего органа, который установит стимулы сокращения затрат. Постепенный доступ "третьих лиц" в сеть "Белэнерго" на недискриминационной основе. И наконец, переход к акционированию и приватизации всех областных энергетических предприятий и связанных с ними, что позволит сократить текущие "политически фиксированные затраты" и увеличить мотивацию менеджеров по общему снижению издержек.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений