Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Психология бухгалтера

Со стороны работа бухгалтера выглядит монотонной, скучной и несложной. Газета Тhе Indереndеnt (США) даже провела исследование, из которого был сделан вывод, что бухгалтерами рождаются, а не становятся, и выбор карьеры предопределен характером...
Со стороны работа бухгалтера выглядит монотонной, скучной и несложной. Газета Тhе Indереndеnt (США) даже провела исследование, из которого был сделан вывод, что бухгалтерами рождаются, а не становятся, и выбор карьеры предопределен характером. Американские исследователи утверждают, что бухгалтеры менее эмоциональны, чем представители иных профессий. Потому-то учетным работникам сложнее сопереживать другим, за что их и считают занудами, причем это качество природное, а не приобретенное. Оно позволяет довольствоваться достаточно низким качеством жизни, мириться с личными неудачами и служебными проблемами.

Но это не совсем так. Бухгалтер постоянно должен принимать рискованные решения. В большинстве случаев этот риск навязывают бухгалтеру как в своей организации, так и вне ее. Риск, связанный с проведением этих решений в жизнь, велик, и отсюда рождается страх -- частый спутник жизни бухгалтера.

Это относится и к тем, кто честно выполняет свой долг, не боится быть безработным, основательно изучил требования нормативных документов. И тем не менее, добиться успеха или хотя бы никогда не нервничать по поводу своей работы удается лишь немногим.

Неустойчивость нервной системы может развиться у бухгалтера из-за субъективных взаимоотношений с коллегами и сослуживцами, администрацией, налоговыми органами, дебиторами и кредиторами. Эти причины -- личные, но в их основе, как правило, лежат объективные обстоятельства, связанные с текущей работой и осмыслением собственного опыта. При этом деление причин на субъективные и объективные довольно условно.

Субъективные причины продиктованы сугубо личными обстоятельствами и существуют всегда. Может ли хорошо работать женщина, если у нее домашние проблемы, в метро украли кошелек и т.д. и т.п.? Все это не имеет никакого отношения к работе, но оказывает на нее непосредственное влияние, психологически проявляясь в двух комплексах -- неуверенности и компенсации.

Первый комплекс возникает, если психику угнетают подобные причины, и, естественно, что хочется как-то компенсировать свои психические травмы. Если бухгалтер не задумывается над психическими аспектами возникающих осложнений, то компенсация проходит естественным образом: он срывает свои эмоции на окружающих, саботирует какие-либо указания начальства или свои обязанности. Иногда это приобретает демонстративные формы: например бухгалтер может основательно потрепать нервы тем, кто пришел за справкой, деньгами и т.п.

Хорошо, если тайно, но ведь бывает и явно. Поэтому компенсация проходит легче, если идет не от сердца, а от ума. Секрет заключается в том, чтобы бухгалтер, осознав собственные проблемы, принял точку зрения других и перестал считать себя ущемленным. Поменяв целевую установку, связанную с ложным пониманием своих прав, он, не ожидая благодарности от других, получает удовлетворение от хорошо сделанной работы -- вовремя сданного отчета, решения сложной учетной проблемы. Именно это позволяет преодолеть на работе сложности своей личной жизни.

Подобные проблемы вечны. Но целевые установки у людей разные. Ловушкой порой становится даже обычное разделение труда. Например, один бухгалтер надрывается над расчетом зарплаты, а бухгалтер по материалам отдыхает, и нет такой силы, которая бы заставила работников выполнять работу другого. А ведь бухгалтера порой пытаются заставить выполнять и не бухгалтерские функции.

За рубежом совсем другой подход: там каждый бухгалтер не работает, а делает карьеру. Всюду люди думают о своем благополучии и успехах. Но стимулы разные, поэтому и реакция неоднозначная. Для наших бухгалтеров стимулом служит трудовой договор: определенные обязанности за некоторую плату. Обязанности могут быть расширены, но дополнительную плату удается получить не всегда.

На Западе главное -- возможность продвинуться, занять более высокую ступень на иерархической лестнице успеха и тем самым улучшить свое благосостояние. Хороший бухгалтер переходит в более крупную фирму, становится аудитором, достигнув значительного успеха, может быть принят в "Большую четверку" или станет финансовым менеджером. Куда расти белорусскому бухгалтеру? При довольно ограниченном рынке труда добиться карьерного роста здесь весьма непросто.

Дополнительным раздражающим фактором является сам предмет деятельности бухгалтера: учет денежных средств и материальных ценностей. Заметим -- чужих. Постоянно работая со значительными суммами, бухгалтер получает скромную, по сравнению с ними, зарплату. Удержаться от соблазна удается не всем, о чем свидетельствует уголовная хроника. Во времена Луки Пачолли, создателя системы двойной записи, бухгалтер приносил обет "бедности и нестяжательства". Сейчас давать клятвы не принято, но, выбирая учетную профессию, надо быть готовым к тому, что богачом на этом поприще не стать. Тому, кто не готов к такому испытанию, лучше поискать другое занятие. И происходит это достаточно часто. Согласно исследованию, проведенному Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (IСАЕW), из бухгалтеров, проработавших более 10 лет, около 30% меняют профессию.

Многие специфические бухгалтерские проблемы объяснимы с помощью теории рефлексов. Ее упрощенно можно представить в виде схемы "Стимул Реакция". Типичным примером является учет затрат и калькулирование себестоимости. Стимулом (воздействием внешней среды) служит норматив затрат, в который надо уложиться. Для бухгалтера важно, чтобы расходы не превышали установленных норм. Для менеджеров -- чтобы технологический цикл производства и реализации дал запланированный результат. Перерасход нормативов отнесения на себестоимость расходов на рекламу, легковой автотранспорт и т.п. -- первичный стимул, вызывающий столкновение бухгалтера с администраторами. В редкой фирме не возникает конфликтов работников с бухгалтерией из-за оплаты и учета телефонных разговоров по мобильнику, закупок за наличные, отчетов по командировкам, оформления договоров и накладных, начислений и удержаний из зарплаты.

Это -- относительно легкие конфликты, от бухгалтера здесь требуется вежливость и предупредительность. Основная задача бухгалтера в том, чтобы в случае необоснованности претензий отказать, но не обидеть просителя. Отказать так, чтобы проситель еще и остался доволен, -- искусство, доступное не всем. Ведь можно просьбу или приказ выполнить так, что проситель или сотрудник возненавидит всю бухгалтерию. В свою очередь у бухгалтера зачастую формируется мнение, что все сослуживцы заняты только тем, как усложнить ему жизнь или, того хуже, -- подставить под удар.

Но бухгалтер работает не на самого себя, а на тех, для кого ведется учет. И тут сразу же возникает почва для нового конфликта. Прежде всего, это отношения между главным бухгалтером и руководителем организации. Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" в ст.7 предписывает: "В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций". Под разногласиями понимаются расхождения во взглядах на экономическую целесообразность решений, принятых руководством, но никак не разногласия юридического характера. Бухгалтер, получив распоряжение, противоречащее требованиям нормативных документов, ни при каких обстоятельствах (даже если директор письменно или второй раз подтвердил его) не должен выполнять это распоряжение. Ибо в Законе сказано, что речь идет о разногласиях в пределах закона, а не в случаях, противоречащих законодательству. В международной практике есть правило: бухгалтер не должен доносить, но и не должен участвовать в незаконных операциях. В Беларуси, согласно 9 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности", "документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами". Главный бухгалтер вправе не подписывать те документы, которые, как он считает, не являются законными. Вся ответственность за противозаконные действия переходит на руководителя, когда он сам подписывает спорный документ. Но если бухгалтер упорно стоит на своем, его могут уволить и заменить менее "строптивым". С другой стороны, порой учетные работники пытаются любой ценой избежать ответственности, требуя, чтобы документы визировались юристом, финансовым директором, руководителями отдельных служб. Развитию гипенгиофобии (боязни ответственности) способствует законодательство -- нестабильное и противоречивое, но весьма сурово карающее любую, даже неумышленную ошибку.

Помимо внутренних у бухгалтера возникают внешние отношения. Необходимо жить в мире и согласии с коллегами из организаций -- дебиторов (чтобы вовремя получать с них деньги) и кредиторов (чтобы иногда отсрочить платежи). Еще нужнее поддерживать хорошие отношения с банковскими служащими и налоговыми инспекторами. Порой добрые неформальные отношения строятся по принципу: "прав тот, у кого больше прав". Однако это не избавляет бухгалтера от обязанности отстаивать интересы своей организации, опираясь на знание законодательства, помощь юристов и аудиторов. Впрочем стремление не принимать самостоятельные решения, а перелагать выбор на консультантов, тоже не лучший выход из положения.

Бухгалтеру сегодня требуется не только знание учета, но и права -- гражданского, трудового. Некоторые не готовы к этому, прежде всего психологически. Убежденность в том, что нормативные документы по самым важным вопросам отсутствуют или противоречат друг другу, а каждый новый нормативный акт создан, чтобы испортить бухгалтеру жизнь, для многих стала основой мировоззрения. В результате появляется страх новизны, ошибочно принимаемый за консерватизм, чувство беспомощного одиночества во враждебном мире. Однако окружающий мир не враждебен, а безразличен бухгалтеру. А это уже хорошо.

На психологию бухгалтеров тяжким грузом ложатся бесчисленные и часто взаимопротиворечивые нормативные документы. Вся деятельность бухгалтера регламентирована ими. Такие документы изданы разными ведомствами и в разное время, а жизнь развивается гораздо быстрее, чем законодательство, поэтому пробелы в данной системе неизбежны. Это не недостаток, а явление совершенно естественное и неизбежное во все времена во всех странах. Существуют определенные правила, выработанные веками, как работать в таких условиях, а любой пробел в законодательстве можно использовать в своих интересах. Нельзя считать, что любые новшества существуют, только чтобы ухудшить жизнь и усложнить работу. Но, открывая очередной номер газеты или журнала, бухгалтер заранее настраивается на то, что снова увидит подвох в новых нормативных актах или разъяснениях.

Бухгалтер должен усвоить значимость тех или иных предписаний. Иногда усвоение идет своеобразно: заранее зная, что так делать нельзя, он прикидывает: "а что за это будет?". Если принятая норма не влечет за собой санкций, она нередко игнорируется, даже, если ее выполнение выгодно предприятию.

Еще одно печальное заблуждение, связанное с психологией учетных работников, -- неучастие в обсуждениях проектов нормативных документов. В результате, когда документы приобретают юридическую силу, все их критикуют, возмущаются, но уже поздно...

Поскольку человек живет в реальном мире, то его благополучие, работа и успехи во многом зависят от собственных впечатлений и ситуаций, а также их восприятия.