$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Пряник для регионов

10.03.2009

На минувшей неделе экономическая ситуация в малых и средних городах обсуждалась на заседании президиума Совмина. Причем особое внимание было уделено развитию на периферии предпринимательской инициативы. Каковы же подходы правительства к решению столь важной задачи?

«Главное — чтобы наши районы максимально переходили от постоянного дотирования со стороны областных и республиканского бюджетов к самодостаточности», — так пояснил суть региональной политики на заседании премьер-министр Сергей Сидорский. Именно эту цель преследует Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг.

В целом, по словам премьер-министра, программа реализуется успешно. В прошлом году, например, темп роста объемов промышленного производства в этих поселениях составил 117,1% к 2007 г., производства потребительских товаров — 113,8%. Положительная динамика, согласно статистике, наблюдается в сфере капиталовложений. Инвестиции в основной капитал достигли 4,66 трлн. Br (12,9% от общего объема по стране). Численность населения, занятого в экономике малых и средних городов, возросла по сравнению с 2007 г. на 36,9 тыс. человек. Здесь создано более 31 тыс. новых рабочих мест.

Вместе с тем, как информирует пресс-служба правительства, С.Сидорский выразил «определенное недовольство» этим процессом. В 2008 г. более 30% регионов не выполнили, в частности, показатели по производству потребительских товаров, 24% — по объему промышленного производства. Что любопытно, в их числе как поселения, где хозяйственная жизнь уже не одно десятилетие еле теплится, так и крепкие, где функционируют отнюдь не запущенные предприятия. К последним, например, можно отнести Несвиж. Здесь объем промышленного производства за 2008 г. составил 89,7% при задании 120%. Рост производства потребительских товаров планировался на уровне 111,5%, а в действительности произошло снижение — 92,8%.

«Как экономист, считаю, что от темпов надо сегодня уходить, — поделилась мнением с корреспондентом «ЭГ» заместитель председателя Несвижского райсполкома Людмила Медведева. — Например, наш молочный завод, чтобы выполнить доведенный прогнозный показатель, должен перерабатывать в сутки 180 т молока. Он может купить нужное количество сырья, переработать и выполнить задание. Но рост цен на молочную продукцию ведь контролируется. И после реализации завод будет иметь порядка 250-260 млн. Br убытков. За 2-3 месяца он станет банкротом. Нужен ли такой темп роста?»

По ее словам, сегодня эффективность экономики малых и средних городов, впрочем, как и больших, следует оценивать по таким показателям, как прибыль и рентабельность расположенных там субъектов хозяйствования.

«Нужно, чтобы предприятие функционировало, трудовой коллектив получал зарплату, а население было обеспечено товарами», — подчеркнула Л.Медведева.

Похожие мнения о причинах невыполнения прогнозных показателей высказали «ЭГ» и представители других «провинившихся» районов — доведенные задания, мол, не соответствовали экономическим реалиям в регионах.

Между тем к этим голосам, похоже, «наверху» не особо прислушиваются. Во всяком случае, в ближайшее время с политикой «темпов» не будет покончено. Причем упор вновь делается на административные рычаги. Об этом свидетельствует содержание свежего нормативного акта — постановления Совмина от 23.02.2009 № 227, которым скорректированы меры по обеспечению контроля за выполнением госпрограммы развития регионов на 2007-2010 гг.

Согласно документу, вместо составления ежегодных региональных программ предусмотрена разработка и утверждение прогнозных параметров социально-экономического развития по каждому малому и среднему городу. Кроме того, постановлением № 227 утверждены 35 мероприятий на текущий год по реализации данной госпрограммы. Так вот, в их числе и мероприятие, связанное с разработкой этих параметров, причем «с учетом доведения повышенных заданий».

Правительство, как показало заседание президиума, будет требовать, чтобы в бюджетах базового уровня не менее 2% доходов составляли поступления от вновь созданных организаций. По словам С.Сидорского, местным властям доведут количественные показатели развития малого и среднего бизнеса.

Готова ли провинция выполнить эти установки? Та часть, которая находится вблизи столицы или областных центров, вполне возможно, осилит задание. Например, в Несвижском районе за 2008 г. зарегистрировано 104 ИП и 53 предприятия негосударственной формы собственности. Поэтому здесь «новички» не подвели и, по словам Л.Медведевой, с двухпроцентной нормой справились.

Труднее придется отдаленным регионам. Хотимск, что в Могилевской области, — типичный их представитель. До областного центра около 200 км. Этот городок с населением 6,9 тыс. человек по итогам 2008 г. провалил правительственное задание. «Очень трудно завлечь в наши края инвесторов, не только иностранных, но и белорусских», — посетовала зампредседателя Хотимского райисполкома Анна Ермоленко. Хотя, по ее словам, в регионе есть чем заняться. «У нас имеются большие залежи трепела — можно открыть строительное производство», — пояснила она.

Как раз на трепел обратили внимание в прошлом году деловые люди из Минска, учредив здесь ООО «Хотимский кирпич». На их решение, безусловно, повлияли льготы, направленные на стимулирование создания в регионах предпринимательских структур. Вместе с тем, это предприятие — пока единственное, чье появление в малом городе является результатом новой экономической политики. Местные власти продали «Хотимскому кирпичу» за одну базовую величину пустующие помещения бывшей ПМК. В ответ учредители пообещали к концу 2009 г. запустить производство и предоставить рабочие места 10-20 местным жителям. То есть, у райисполкома появилась надежда, что удастся снизить безработицу, которая здесь составляет порядка 200 человек.

Согласно постановлению № 227, в этом году будет продолжена политика «пряников» для предпринимателей регионов. В частности, намечается предоставление налоговых льгот организациям, реализующим в малых и средних городах инвестиционные проекты «по модернизации производства в целях выпуска конкурентоспособной продукции, создания новых рабочих мест». Убыточным фирмам обещают реструктуризацию задолженности, иные меры господдержки. Как было отмечено на заседании президиума Совмина, кредитные ресурсы в банках для этого есть.

Вместе с тем за «финансовую терапию» частникам придется расплачиваться собственностью. Согласно постановлении № 227, господдержка убыточному бизнесу будет оказываться с «соответствующим увеличением доли государства в уставных фондах».

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях