$

2.0963 руб.

2.3894 руб.

Р (100)

3.2894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Бюджет прожиточного минимума

216.90 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Прямые растут, косвенные падают

01.04.2008

Несмотря на многочисленные обещания, государству пока не удается облегчить налоговое бремя.

В 2007 г., как сообщил пресс-центр МНС, налоговая нагрузка на экономику страны с учетом отчислений в Фонд соцзащиты населения достигла 47,3% к ВВП, тогда как в предыдущем году этот показатель составил 45,7%. То есть и по сравнению с 2006 г. рост — 1,6 процентных пункта. Без учета отчислений в ФСЗН уровень налоговых изъятий из ВВП в 2007 г. равен 35,6%, тогда как в предыдущем — 34%.

Увеличение налогового бремени в МНС объясняют опережающим ростом налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2006 г. — 113,4%) по отношению к росту ВВП (темп роста — 108,2%). При этом наибольший удельный вес в ВВП по-прежнему имеют косвенные налоги, доля которых составила 16,5% в ВВП. К слову, высокая доля косвенных налогов из-за более стабильного характера их поступления характерна для большинства стран с переходной экономикой. Собрать в казну такие налоги куда легче, чем прямые, поскольку они практически не зависят от финансового положения предприятий. Да и уровень доходов граждан в странах с развитой рыночной экономикой значительно выше, что позволяет рассчитывать на высокие поступления подоходного налога. Тем не менее удельный вес косвенных платежей в прошлом году снизился по сравнению с предыдущим на 1,3 п.п.

Причину такого снижения налоговики также видят в отставании темпов роста поступлений косвенных налогов (100,7%) от динамики ВВП. Традиционно наибольший удельный вес в ВВП занимает НДС, на который приходится 54,6% всех поступлений косвенных налогов. В результате увеличения экспорта, по которому применяется нулевая ставка НДС, удельный вес НДС в ВВП снизился на 0,3 п.п. и составил 9%.

Сократилась также и доля акцизов до 3,2%. Эту ситуацию налоговики объясняют снижением поступлений акцизов на автомобильное топливо из-за сокращения объемов импорта нефтепродуктов.

Удельный вес в ВВП платежей из выручки от реализации снизился с 3,7% в 2006 г. до 3,1% в 2007 г. Уменьшение поступлений произошло прежде всего за счет освобождения от этих платежей субъектов предпринимательства в малых и средних городах. А поскольку с 2008 г. отменен налог с пользователей автодорог, который уплачивался в размере 1% от выручки, данные платежи в текущем году снизятся еще больше.

Одна из новых тенденций для белорусской налоговой системы — увеличение, пусть и незначительное, всего на 0,1 п.п., доли прямых налогов. Тем не менее их удельный вес составляет 9,3% в ВВП и по-прежнему существенно ниже, чем по косвенным налогам.

Примерно 80% прямых налогов занимают налоги на прибыль и доходы и подоходный налог. По сравнению с 2006 г. их поступление выросло почти на 9%, а удельный вес в ВВП — на 0,1 п.п. и достиг 7,4%. Повышение значимости прямых налогов в значительной мере обусловлено положительной динамикой прибыли субъектов хозяйствования и денежных доходов населения. И все же доля прямых налогов у нас ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

А вот удельный вес смешанных налогов уменьшился в 2007 г. до 2,9%, что в первую очередь связано с отменой единого платежа от фонда заработной платы, который еще в 2006 г. обеспечивал почти 1% ВВП. Кроме того, снизились нормативы отчислений в инновационные фонды для организаций Минэнерго и Минпрома. В результате удельный вес этих отчислений в ВВП также уменьшился на 0,2 п.п., до 1,8%.

Еще одна из интересных тенденций — существенный рост доли прочих налоговых доходов, сборов, пошлин. К ним относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, госпошлины, от поступлений по отмененным налогам прошлых лет, регистрационных и лицензионных сборов. В 2007 г. их удельный вес в ВВП увеличился на 4 п.п. и сложился на уровне 6,9%, тогда как в 2006 г. — лишь 2,9%.

Такие значительные изменения объясняют ростом в 2,7 раза доходов от внешнеэкономической деятельности, которые среди прочих налоговых доходов занимают 95%. При этом удельный вес доходов от ВЭД в ВВП возрос с 2,6% в 2006 г. до 6,5% в 2007 г. в основном за счет таможенных пошлин, прежде всего — на нефть и нефтепродукты, которые были подняты до уровня российских.

Без учета поступлений от ВЭД величина налогового давления на экономику с учетом отчислений в ФСЗН составила 40,8%, что на 2,3 п.п. ниже уровня 2006 г. Тем не менее очевидно, что эти пошлины оказывают влияние на налоговую нагрузку субъектов хозяйствования. Что касается отчислений в ФСЗН, то они остались неизменными и их доля равна 11,7%.

Белорусские налоговики, отвечая на упреки по поводу высокой налоговой нагрузки на экономику, обычно утверждают, что этот показатель демонстрирует только уровень централизации доходов в бюджете и не играет существенной роли. Тем более что в ряде европейских государств, например Швеции, этот показатель еще больше, чем в Беларуси. Однако ведь и уровень жизни в этих странах, как правило, существенно выше. А в соседней России, других странах СНГ и Балтии уровень налоговой нагрузки на экономику значительно ниже. И самое главное: там наблюдается четко выраженная тенденция к уменьшению налогового бремени. В той же России сегодня планируется снизить ставку НДС до 12%. Да, у них там нефть и газ, но и нам надо искать резервы …

Валерия ГЕРАСИМОВА


Менеджмент: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях