$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Прямо или косвенно

10.08.2007

По традиции обсуждение вариантов совершенствования налоговой системы в нашей стране начинается сразу после того, как вступают в действие изменения в налогообложении на текущий год. А когда законодатели приступают к формированию бюджета на следующий год, дискуссия приобретает все более оживленный характер.

Как известно, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено продолжение налоговой реформы, которая «обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы». Для этого планировалась, в частности, «отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов, а также завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки на республиканском и местных уровнях»

Поэтому теперь в правительстве сопоставляют разные варианты взимания налогов на 2008 г., стремясь одновременно сохранить объем поступлений в бюджет и снизить налоговую нагрузку. При этом особенностью нынешнего обсуждения проблемы стало изобилие альтернатив.

Так, по мнению Минфина, следует поднять ставку НДС до 24% и отменить, наконец, отчисления из выручки единым платежом. Увеличение ставки НДС должно компенсировать ликвидацию отчислений в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и дорожный фонд. Это обеспечило бы сохранение источников финансирования ряда госпрограмм. Негативные последствия в этой связи могут испытать только те предприятия, которые уже освобождены от уплаты оборотных налогов.

Ранее сообщалось, что, по оценке Минфина, в случае замены оборотных налогов увеличенной до 24% ставкой НДС доходы бюджета в условиях 2007 г. сократятся на сумму около 115 млрд. Br. При этом основным источником компенсации отменяемых «оборотных» налогов для бюджета станет НДС, уплачиваемый при импорте, т.к. эти суммы будут подлежать вычету плательщикам в среднем через месяц после ввоза товаров. При этом суммы «ввозного» НДС расчетно возрастут на 3 трлн. Br. Напомним, что в 2007 г. поступления «оборотных» налогов составят 3,36 трлн. Br (более 16% доходов республиканского бюджета без ФСЗН), а НДС — 8,3 трлн. (40%). В Минфине также считают, что повышение ставки НДС до 24% позволит максимально ограничить импорт потребительских товаров в связи с их удорожанием из-за включения налога в цену реализации.

Однако МНС и Минэкономики полагают, что ставку НДС можно поднять только до 22%. По расчетам Минэкономики, увеличение ставки НДС до 24% приведет к росту потребительских цен на 3,1% за год, до 22% — на 2,1%, до 20% — на 1,1%. В итоге могут пострадать планы по снижению уровня инфляции на 2008 г. — до 6-8% и в условиях продолжающегося роста стоимости энергоносителей.

Рассматривается также вариант сохранения нынешней ставки НДС и оборотных платежей при ликвидации некоторых местных целевых сборов, унификации ставки налога с продаж на уровне 5% для всех товаров — как отечественных, так и импортных, а также освобождения от налога на недвижимость активной части основных фондов. Впрочем, представители региональных органов власти не одобряют отмену местных налогов. Это и понятно — наличие ресурсов в местном бюджете обеспечивает областным и районным администрациям известную самостоятельность.

Итак, с нового года в Беларуси при формировании бюджета может произойти еще большее увеличение доли косвенных налогов. Многие отечественные специалисты критикуют такое положение дел в экономике страны, ссылаясь при этом на зарубежный опыт. Однако такая позиция отнюдь не бесспорна. Например, по данным консалтинговой компании KPMG, средний налог на прибыль корпораций в мире на 1 января 2007 г. составил 26,8%, а средний НДС — 15,63%. Но при этом повсеместно наблюдается явная тенденция к постепенному снижению налога на прибыль и росту косвенных налогов, в частности НДС.

В большинстве стран корпоративный налог на прибыль за последние пять лет снизился в среднем на 3,9%, до 26,8%. Такое снижение позволяет государству повысить свою инвестиционную привлекательность, стимулирует рост рабочих мест и развитие инфраструктуры. При этом для компенсации снижения налоговых поступлений, как показывает исследование KPMG, правительства чаще всего прибегают к повышению НДС. Это обеспечивает поддержание уровня поступлений от налоговых сборов на прежнем уровне. Более того, межстрановые исследования показывают, что негативное влияние НДС на развитие бизнеса меньше, чем прямых налогов. Дело в том, что эффект от снижения налога на прибыль растянут во времени, а рост НДС непосредственно отражается на стоимости товаров, что перекладывает его тяжесть с предприятий на граждан.

Среди стран Евросоюза за последние 5 лет налог на прибыль был снижен практически везде, не в последнюю очередь для улучшения инвестиционной привлекательности старожилов ЕС, у которых налоговая нагрузка выше, чем у «новобранцев» из Восточной Европы. При этом высокие ставки НДС в Евросоюзе (от 15 до 25%) обеспечивают необходимый уровень налоговых поступлений. С экономической точки зрения, сейчас, когда бюджетный дефицит в целом по Европе невелик, самое время для снижения налога на прибыль.

В Беларуси ставки налога на прибыль (24%) и НДС (18%) соответствуют среднеевропейским и равны российским. При этом бюджетный профицит позволяет несколько сократить налоговую нагрузку за счет отмены оборотных платежей. А вот увеличение ставки НДС — шаг неоднозначный. Ведь помимо всех плюсов и минусов может возникнуть целый ряд проблем, включая возврат налога из бюджета. А потому у нас, помимо перечисленных вариантов, есть и предложение сохранить неизменным ныне существующую систему налогообложения. Быть может, именно это и выбрали бы многие субъекты хозяйствования и бухгалтеры. Ведь к действующим правилам — хорошим или не очень — все уже привыкли. Да и предпочитать синицу в руках журавлю в небе — давняя традиция. К примеру, еще статьи 21 и 22 Статута Белорусско-Литовского 1529 г. предусматривали стабильность налогового законодательства, чтобы никто «не смел придумывать новых мыт, ни устанавливать их, кроме тех, которые были установлены издавна» и утверждали сохранение в неприкосновенности уплату налогов «издавна установившихся обычаев». Впрочем, этот Статут отменен императором Николаем I еще в августе 1840 года…

Леонид ФРИДКИН

Справка.

Как сообщает пресс-служба МНС в январе-июне 2007 г. уровень налоговой нагрузки на экономику, характеризующий удельный вес налоговых доходов в ВВП, с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения составил 48,3% и по сравнению с I полугодием 2006 г. снизился на 0,3 процентных пункта. При этом за счет косвенных налогов сформировано 43,2% доходной части консолидированного бюджета РБ, или 16,8% ВВП. Более 55% всех косвенных доходных источников приходится на НДС. Поступления косвенных налогов в сопоставимых ценах сократились на 1,2%. Платежи, исчисленные из выручки, составляют 3,4% от ВВП.

Прямые налоги составляют 9,5% от ВВП, в т.ч. подоходный налог — 3,2% ВВП. Смешанные налоги (отчисления в инновационные фонды, земельный и экологический налоги) — 2,7, прочие (госпошлина, регистрационные сборы и т. п.) — 6,7, отчисления в ФСЗН — 12,6% от ВВП.