$

2.1499 руб.

2.4501 руб.

Р (100)

3.2409 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРУЖИНЫ СОЮЗНОЙ ПОДДЕРЖКИ©

06.03.2015

На заседании Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства, прошедшем во вторник в Москве, президенты и главы правительств Беларуси и России подписали ряд соглашений. Однако удалось ли решить все накопившиеся экономические вопросы и какими будут совместные антикризисные меры властей двух стран, пока остается неизвестным.

В официальном сообщении с саммита говорится, что утверждены приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на среднесрочную перспективу до 2017 года включительно — проведение согласованной внешней политики, формирование единого научно-технологического пространства, развитие АПК, создание единого миграционного пространства, общего рынка труда, обеспечение социальной защиты граждан. Утвержден бюджет Союзного государства на 2015 год в объеме почти 5 млрд. RUB, 85% расходов которого будет направлено на финансирование 36 совместных программ и мероприятий.

К сожалению, почти ничего не известно об экономической части повестки дня. Между тем Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул важность дополнительного вопроса, касавшегося плана мероприятий правительств двух стран по углублению торгово-экономического сотрудничества. «Это реакция на реалии сегодняшнего экономического развития двух государств, — отметил А.Лукашенко. — Этот вопрос рассмотрен и утвержден нашими правительствами, что является хорошим сигналом».

Однако на сайте Совмина РБ можно найти лишь скупое сообщение о встрече премьер-министров, а на сайте правительства РФ — начало стенограммы их беседы с взаимным обменом любезностями. О содержании подписанной программы никакой информации нет. Есть данные о том, что проект, подготовленный белорусской стороной, предусматривал ряд мер по устранению барьеров во взаимной торговле, углублению производственной кооперации, унификации условий кредитования и доступа к госзакупкам, а главное — выделение нашей стране компенсационного финансирования в размере 2,5 млрд. USD (см. «ЭГ» № 11 от 13.02.2015). В условиях падения доходов от внешней торговли и давления выплат по внешнему долгу такая поддержка платежного баланса необходима.

Приняты эти предложения целиком или частично, пока неясно. Однако правительство и бизнес Беларуси не может не беспокоить вал программ импортозамещения, поддержки системообразующих предприятий, АПК, инвестпроектов на основе проектного финансирования и т.п. Эффект от них проявится далеко не сразу, но последствия для белорусских экспортеров будут весьма ощутимыми. А вот преференции для российских компаний в области госзакупок становятся заметны уже сейчас. Еще более болезненными являются проявления стагнации в экономике РФ.

СНИЖЕНИЕ инвестиционного и потребительского спроса в сочетании с подорожанием кредитов существенно сказывается на белорусском экспорте в РФ. Процесс этот начался давно. Так, если в 2010 г. взаимный товарооборот вырос на 18,9% (после спада в 2009-м на 31,2%), то в 2011-м — на 40,7%, а в 2012 г. — на 9,7%. В 2013 рост сменился спадом на 9,4%, а в прошлом году — еще на 5,3% (см. диаграмму в печатной версии "ЭГ").

По данным Росстата, доля Беларуси во внешнеторговом обороте России сократилась с 4,1% в 2013 г. до 4% в 2014-м, а Казахстана — с 2,8 до 2,7%. Впрочем, этот тренд касается не только нас — по странам Евросоюза спад был еще заметнее — с 49,6 до 48,2%. В то же время доля США увеличилась с 3,3 до 3,7%, а Китая — с 10,5 до 11,3%.

Вообще, из 20 крупнейших стран-импортеров 17 сократили поставки в долларовом выражении, а увеличить их удалось только США, Казахстану и Бразилии. Например, китайский импорт в Россию за 2014 г. упал на 4,3%, а в IV квартале — на 10,7%. В целом в 2014 г. импорт в Россию сократился, по данным Федеральной таможенной службы, на 9,2%: с 315 млрд. USD в 2013 г. до 286 млрд. Наибольший спад пришелся на IV квартал, когда ввоз товаров сократился более чем на 19% по сравнению с октябрем–декабрем 2013 г. Основным фактором снижения импорта стала девальвация рубля, а также снижение спроса и незначительный рост экономик основных торговых партнеров.

В прошлом году экспорт из Беларуси в Россию инвестиционных товаров снизился на 610,6 млн. USD, промежуточных — на 516,7 млн., потребительских — на 370 млн., в т.ч. продовольственных — на 80,6 млн. С девальвацией российского рубля закупки в РФ многих товаров, в т.ч. большегрузной техники, тракторов для компаний стали невыгодны. Не сбылись и прогнозы дополнительного роста за счет реэкспорта в Россию запрещенной «санкционной» продукции. По данным экспертов Центра развития ВШЭ, импорт товаров санкционных категорий из Беларуси в РФ сократился в IV квартале 2014 г. к аналогичному периоду 2013 г. почти на 11%, из Казахстана — на 22%. Отчасти причиной этого стали активные действия Роспотребнадзора, да и вообще такой бизнес оказался более хлопотным и менее доходным, чем ожидалось.

Концентрация отечественной внешней торговли на одном главном партнере всегда является довольно рискованной. Отметим, что в 2010 г. на долю России приходилось 38,9% общего объема белорусского экспорта и 51,8% импорта, в 2011-м — 34 и 54,5%, в 2012-м — 35,4 и 59,3%, в 2013-м — 45,2 и 53,2%, в 2014 г. — 42,2 и 54,6%. Неудивительно, что события в России оказывают столь значительное негативное влияние на экономику Беларуси. Поэтому ключевым моментом интеграционных процессов является поддержание стабильности у всех или компенсация потерь, обусловленных каждой экстремальной ситуацией, у некоторых.

УЧАСТНИКИ заседания ВГС рассмотрели ход выполнения программы согласованных действий в области внешней политики. Было подписано несколько соглашений в социальной сфере и миграционной политике. Это соглашения о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов, о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию государств — участников Союзного государства, о порядке обмена сведениями о гражданах Беларуси и России, в отношении которых действуют ограничения на выезд; протокол о внесении изменений в соглашение об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства от 24.01.2006 г. Учитывая, что в России в настоящее время рассматривается законопроект об ограничении права на выезд из страны, перечисленные соглашения могут оказаться весьма кстати для реализации новой государственной политики.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Важно
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях