$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРУЖИНЫ СОЮЗНОЙ ПОДДЕРЖКИ©

06.03.2015

На заседании Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства, прошедшем во вторник в Москве, президенты и главы правительств Беларуси и России подписали ряд соглашений. Однако удалось ли решить все накопившиеся экономические вопросы и какими будут совместные антикризисные меры властей двух стран, пока остается неизвестным.

В официальном сообщении с саммита говорится, что утверждены приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на среднесрочную перспективу до 2017 года включительно — проведение согласованной внешней политики, формирование единого научно-технологического пространства, развитие АПК, создание единого миграционного пространства, общего рынка труда, обеспечение социальной защиты граждан. Утвержден бюджет Союзного государства на 2015 год в объеме почти 5 млрд. RUB, 85% расходов которого будет направлено на финансирование 36 совместных программ и мероприятий.

К сожалению, почти ничего не известно об экономической части повестки дня. Между тем Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул важность дополнительного вопроса, касавшегося плана мероприятий правительств двух стран по углублению торгово-экономического сотрудничества. «Это реакция на реалии сегодняшнего экономического развития двух государств, — отметил А.Лукашенко. — Этот вопрос рассмотрен и утвержден нашими правительствами, что является хорошим сигналом».

Однако на сайте Совмина РБ можно найти лишь скупое сообщение о встрече премьер-министров, а на сайте правительства РФ — начало стенограммы их беседы с взаимным обменом любезностями. О содержании подписанной программы никакой информации нет. Есть данные о том, что проект, подготовленный белорусской стороной, предусматривал ряд мер по устранению барьеров во взаимной торговле, углублению производственной кооперации, унификации условий кредитования и доступа к госзакупкам, а главное — выделение нашей стране компенсационного финансирования в размере 2,5 млрд. USD (см. «ЭГ» № 11 от 13.02.2015). В условиях падения доходов от внешней торговли и давления выплат по внешнему долгу такая поддержка платежного баланса необходима.

Приняты эти предложения целиком или частично, пока неясно. Однако правительство и бизнес Беларуси не может не беспокоить вал программ импортозамещения, поддержки системообразующих предприятий, АПК, инвестпроектов на основе проектного финансирования и т.п. Эффект от них проявится далеко не сразу, но последствия для белорусских экспортеров будут весьма ощутимыми. А вот преференции для российских компаний в области госзакупок становятся заметны уже сейчас. Еще более болезненными являются проявления стагнации в экономике РФ.

СНИЖЕНИЕ инвестиционного и потребительского спроса в сочетании с подорожанием кредитов существенно сказывается на белорусском экспорте в РФ. Процесс этот начался давно. Так, если в 2010 г. взаимный товарооборот вырос на 18,9% (после спада в 2009-м на 31,2%), то в 2011-м — на 40,7%, а в 2012 г. — на 9,7%. В 2013 рост сменился спадом на 9,4%, а в прошлом году — еще на 5,3% (см. диаграмму в печатной версии "ЭГ").

По данным Росстата, доля Беларуси во внешнеторговом обороте России сократилась с 4,1% в 2013 г. до 4% в 2014-м, а Казахстана — с 2,8 до 2,7%. Впрочем, этот тренд касается не только нас — по странам Евросоюза спад был еще заметнее — с 49,6 до 48,2%. В то же время доля США увеличилась с 3,3 до 3,7%, а Китая — с 10,5 до 11,3%.

Вообще, из 20 крупнейших стран-импортеров 17 сократили поставки в долларовом выражении, а увеличить их удалось только США, Казахстану и Бразилии. Например, китайский импорт в Россию за 2014 г. упал на 4,3%, а в IV квартале — на 10,7%. В целом в 2014 г. импорт в Россию сократился, по данным Федеральной таможенной службы, на 9,2%: с 315 млрд. USD в 2013 г. до 286 млрд. Наибольший спад пришелся на IV квартал, когда ввоз товаров сократился более чем на 19% по сравнению с октябрем–декабрем 2013 г. Основным фактором снижения импорта стала девальвация рубля, а также снижение спроса и незначительный рост экономик основных торговых партнеров.

В прошлом году экспорт из Беларуси в Россию инвестиционных товаров снизился на 610,6 млн. USD, промежуточных — на 516,7 млн., потребительских — на 370 млн., в т.ч. продовольственных — на 80,6 млн. С девальвацией российского рубля закупки в РФ многих товаров, в т.ч. большегрузной техники, тракторов для компаний стали невыгодны. Не сбылись и прогнозы дополнительного роста за счет реэкспорта в Россию запрещенной «санкционной» продукции. По данным экспертов Центра развития ВШЭ, импорт товаров санкционных категорий из Беларуси в РФ сократился в IV квартале 2014 г. к аналогичному периоду 2013 г. почти на 11%, из Казахстана — на 22%. Отчасти причиной этого стали активные действия Роспотребнадзора, да и вообще такой бизнес оказался более хлопотным и менее доходным, чем ожидалось.

Концентрация отечественной внешней торговли на одном главном партнере всегда является довольно рискованной. Отметим, что в 2010 г. на долю России приходилось 38,9% общего объема белорусского экспорта и 51,8% импорта, в 2011-м — 34 и 54,5%, в 2012-м — 35,4 и 59,3%, в 2013-м — 45,2 и 53,2%, в 2014 г. — 42,2 и 54,6%. Неудивительно, что события в России оказывают столь значительное негативное влияние на экономику Беларуси. Поэтому ключевым моментом интеграционных процессов является поддержание стабильности у всех или компенсация потерь, обусловленных каждой экстремальной ситуацией, у некоторых.

УЧАСТНИКИ заседания ВГС рассмотрели ход выполнения программы согласованных действий в области внешней политики. Было подписано несколько соглашений в социальной сфере и миграционной политике. Это соглашения о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов, о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию государств — участников Союзного государства, о порядке обмена сведениями о гражданах Беларуси и России, в отношении которых действуют ограничения на выезд; протокол о внесении изменений в соглашение об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства от 24.01.2006 г. Учитывая, что в России в настоящее время рассматривается законопроект об ограничении права на выезд из страны, перечисленные соглашения могут оказаться весьма кстати для реализации новой государственной политики.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях