Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прозрачный тариф — наживка для инвестора

В европейских странах с переходной экономикой суммарная потребность в инвестициях для модернизации инфраструктуры с 1995г. до 2010г. значительна: автомобильные дороги требуют капиталовложений в размере 100 млрд. USD, железные дороги - 85 млрд. USD, водоснабжение - 290 млрд. USD, электроэнергетика - 270 млрд. USD, телекоммуникации - 170 млрд. USD.
В европейских странах с переходной экономикой суммарная потребность в инвестициях для модернизации инфраструктуры с 1995г. до 2010г. значительна: автомобильные дороги требуют капиталовложений в размере 100 млрд. USD, железные дороги - 85 млрд. USD, водоснабжение - 290 млрд. USD, электроэнергетика - 270 млрд. USD, телекоммуникации - 170 млрд. USD.
 
Если суммировать эти данные, получается, что постсоветским странам (включая Беларусь) необходимо инвестировать 1 трлн. USD, или 5% их суммарного ВВП.  До 2001г. реально направлено в сектора инфраструктуры 50 млрд. USD, в частности в транспортный сектор - 50% всех средств, 18% - в энергетический. Тем не менее этого недостаточно.
 
Инфраструктура Беларуси нуждается в модернизации не меньше. Вопрос в том, из каких источников и на каких условиях мы можем получить для этого инвестиции. Комментирует эту тему для читателей "НЭГ" доктор экономики Немецкой экономической группы в Беларуси Рикардо ЖУЧЧИ:

- Исходить следует из того, что инвестиции придут только в сектор с четким и понятным регулированием, где есть прозрачное формирование тарифов и эффективная структура собственности. Потребность в инвестициях не решается простым впрыскиванием средств, а определяется долгосрочной политикой  инвесторов. Проекты финансируются только при условии получения отдачи - дохода, который зависит от того, каким образом регулируется тариф в отрасли.

Мы вовсе не говорим, что все должно быть завтра приватизировано. Есть определенные рамки, когда инфраструктура остается в руках государства. Важно, чтобы тарифы устанавливались должным образом: предприятия выделяют те издержки, которые нужно снизить, и для этого осуществляют инвестирование.

- Почему у вас сложилось мнение, что сейчас у нас нет стимулов для экономии?

- Встречный вопрос: а зачем людям экономить?

- Коммунальные услуги дороги, поэтому прохладно не только в квартирах, но и в заводских цехах, директорских кабинетах - промышленники вынуждены экономить...

- Да, многие борются за то, чтобы снизить издержки, сэкономить, потому что они добросовестны. Но важно, чтобы система и контракт, который регулирует тарифы, подталкивали вас к тому, чтобы очень хорошо экономить и таким образом контролировать издержки. В ходе исследования мы обнаружили ряд случаев, когда услуги естественных монополий серьезно дорожали, но не очень ясно при этом, почему так резко возросли издержки. Это характерно не только для Беларуси, но и для многих экономик: вам предлагают экономить, но никто вас не контролирует - в этом случае издержки просто растут. А если руководство говорит: нельзя допускать, чтобы издержки превышали определенный порог, то вы будете очень заинтересованы в поиске вариантов их снижения.

- Из мониторинга инфраструктуры Беларуси следует, что темпы реформ значительно замедлились в некоторых секторах.

- Это неверно. Вот в секторе железнодорожного транспорта индекс реформ не изменился. Для автомобильных дорог, действительно, состояние даже немного ухудшилось, но в газовом секторе динамика явно позитивная, т.к. некоторые перекрестные субсидии снизились. В энергетике значение индекса реформ также выросло.

- Вы считаете, что результаты мониторинга важны, поскольку помогают правительству определиться с приоритетами. А каков ваш совет?

- Очень важно, чтобы регулирование тарифов осуществлялось независимым органом. Сегодня большую часть тарифов устанавливает Министерство экономики. С другой стороны, это лучше, чем если бы предприятия устанавливали их самостоятельно. Но мы считаем, что было бы еще лучше, если бы это был независимый от правительства орган, который бы занимался разработкой и регулированием тарифов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений