Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Экология
03.03.2015 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОЗРАЧНАЯ ЭКОЛОГИЯ©

В Палате представителей готовится к рассмотрению законопроект, регламентирующий общественные слушания по экологическим вопросам и предусматривающий создание на предприятиях, осуществляющих деятельность, относящуюся к экологически опасной, служб охраны окружающей среды. Разработка документа связана с имплементацией норм Орхусской конвенции в отечественное законодательство.

 

В Палате представителей готовится к рассмотрению законопроект, регламентирующий общественные слушания по экологическим вопросам и предусматривающий создание на предприятиях, осуществляющих деятельность, относящуюся к экологически опасной, служб охраны окружающей среды. Разработка документа связана с имплементацией норм Орхусской конвенции в отечественное законодательство.

Беларусь ратифицировала Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, от 14.12.1999 (далее — Орхусская конвенция) и ведет работу по имплементации ее норм в национальное законодательство. Орхусская конвенция основывается на трех важных положениях: обеспечении граждан информацией, связанной с экологическими проблемами, с целью исключить сокрытие правительствами и субъектами хозяйствования фактов негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, участии общественности в принятии решений и возможности через суд защитить свои интересы.

В ДАННОМ СЛУЧАЕ поставлена задача усовершенствовать уже существующую правовую базу в этой сфере. Предлагается внести поправки в законы от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 1982-XII), от 12.07.2000 № 411-З «О республиканских и местных собраниях» и от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха».

Отметим, что нормы законопроекта не влекут за собой проведения процедур трансграничного характера, а касаются общественных обсуждений только на территории Беларуси. Наиболее существенные изменения планируется внести в Закон № 1982-XII. Его предлагается дополнить ст. 152 «Общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчета об оценке воздействия на окружающую среду», которой вводится понятие «общественные обсуждения проектов экологически значимых решений».

Граждане и юридические лица имеют право высказать свое мнение по поводу принимаемых госорганами решений, реализация которых оказывает воздействие на окружающую среду и (или) связана с использованием природных ресурсов. Имеются в виду концепции, программы, схемы, нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в данной сфере, постановления о выдаче разрешения на удаление или пересадку объектов растительного мира. Если в соответствии с законодательством о государственной экологической экспертизе для объектов проводится оценка воздействия на окружающую среду, то общественному обсуждению подлежит отчет о такой оценке. Поступившие в ходе проведения обсуждений (от граждан и юридических лиц) замечания и предложения должны рассматриваться и учитываться госорганом при доработке соответствующих решений.

Однако госорган вправе не проводить общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, связанных со строительством и деятельностью оборонных объектов и объектов военной инфраструктуры (что, в общем-то, объяснимо). Кроме того, законодательные акты Республики Беларусь и ратифицированные нашей страной международные договоры могут предусматривать и иные случаи, когда чиновники имеют основания вынести окончательный вердикт без участия общественности (ст. 152). То есть четкого перечня ситуаций, когда чиновники не вправе принимать решения кулуарно, законопроект, к сожалению, не содержит.

СУЩЕСТВЕННЫМ недостатком является наличие в документе отсылочной нормы: порядок организации и проведения таких общественных обсуждений, последующего обнародования принятых решений определяется Совмином. Логичнее было бы этот порядок разработать заранее и включить в законопроект. Тем более что оппоненты правительства уже подвергли критике аналогичный документ — новую редакцию Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утв. постановлением Совмина от 10.02.2014 № 109.

Специалисты отмечают, что в законопроекте не прописаны условия отказа от принятия экологически значимого решения при наличии негативного мнения граждан и юридических лиц, возможность опротестования ответа госоргана на замечание, ответственность за игнорирование мнения общественности и т.д. Не предусмотрена также и возможность обсуждения экологического воздействия ранее введенных в строй объектов.

Наверное, депутатам при подготовке законопроекта к рассмотрению на сессии следует обратить внимание и на другие недочеты. Так, текст принятого экологически значимого решения должен быть размещен на официальном сайте госоргана и (или) оно обнародуется иным образом. Получается, что он может и не появиться на сайте госоргана, а будет доведен до сведения граждан, например, в виде листовки, вывешенной на стенде малопосещаемой организации? Или здесь имеется в виду что-то другое?

Законопроект наделяет Совмин полномочиями по установлению порядка проведения экологического аудита и предоставляет право уполномоченной Минприроды организации и входящим в ее состав аккредитованным испытательным лабораториям при проведении отбора проб и измерений входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории природопользователя. Последнее дополнение вызвано тем, что природопользователи зачастую перекрывают работникам лабораторий доступ на свою территорию с целью сокрытия реального положения дел.

Обострение экологической обстановки в современном мире усиливает общественное внимание к организациям, которые своей производственной деятельностью оказывают негативное влияние на окружающую среду. Как утверждают специалисты Минприроды, большинство нарушений, выявленных в ходе проверок субъектов хозяйствования высокой группы экологического риска (которые в соответствии с Указом № 510 проверяются чаще, чем предприятия средней или низкой группы риска), связано с незнанием требований природоохранного законодательства и отсутствием в их штате квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды. Поэтому по инициативе Минприроды Закон № 1982-XII предлагается дополнить ст. 951, согласно которой на предприятиях, осуществляющих деятельность, относящуюся к экологически опасной согласно критериям, установленным Президентом, должны быть созданы службы охраны окружающей среды (в пределах штатной численности юридического лица и индивидуального предпринимателя).

ПО СЛОВАМ заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Аллы Наумчик, возглавляющей рабочую группу по подготовке законопроекта, депутаты планируют рассмотреть этот документ в первом чтении на весенней сессии, которая откроется в апреле.

Анна РАДЮК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by