$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Прожиточный минимум:единые подходы в рамках ЕЭП©

10.12.2013

 

Порядок расчета прожиточного минимума — одного из важнейших параметров в сфере социальной защиты населения, являющегося социальным нормативом, скорее всего, будет кардинально изменен в самое ближайшее время. Депутаты планируют принять соответствующий законопроект в первом чтении уже в этом месяце.

Проектом закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума» (далее — проект) предусмотрено внесение изменений в Законы от 6.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (далее — Закон № 239-З) и от 23.07.2008 № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь». Проект направлен на повышение обоснованности состава прожиточного минимума, уточнение социально-демографических групп, для которых рассчитывается бюджет прожиточного минимума, совершенствование организационных и правовых основ процедуры его утверждения.

Но, возможно, еще более важным является необходимость приведения порядка определения прожиточного минимума в соответствие с законодательством наших партнеров по ЕЭП, которое предусматривает при определении этого параметра использовать механизм расчета стоимости непродовольственных товаров и услуг от стоимости минимального набора продуктов питания.

Напомним, что согласно Закону № 239-З в нашей стране в прожиточный минимум входят: продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования, лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, а также услуги детских дошкольных учреждений. Международный же опыт показывает, что при определении прожиточного минимума (потребительской корзины) в него включаются либо только продукты питания, либо к ним добавляются непродовольственные товары и услуги, которые нормируются или их стоимость определяется как доля от стоимости продуктов питания.

В ст. 1 проекта уточнено определение прожиточного минимума как необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определена как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания. Непродовольственные товары и услуги предлагается устанавливать не в натуральных показателях, а в относительных (в процентах от стоимости минимального набора продуктов питания).

По данным статистики, за период с 2008-го по 2012 г. доля расходов малообеспеченных семей (граждан) на питание составила в среднем 50%, а на непродовольственные товары и услуги — 37% (это основные статьи, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека: одежда, обувь, ткани; мебель, предметы бытового назначения; личные услуги, предметы личного пользования; жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, здравоохранение) в общем объеме потребительских расходов. При этом соотношение между потребительскими расходами малообеспеченных семьей (граждан) на питание и непродовольственные товары и услуги за указанный период достаточно стабильно. В связи с этим и предлагается определять стоимость непродовольственных товаров и услуг как фиксированную долю от стоимости минимального набора продуктов питания.

Авторы проекта считают, что такой механизм позволит:

– более гибко и своевременно реагировать на изменение норм потребления продуктов питания и уровня потребления непродовольственных товаров и услуг;

– исключить излишнюю детализацию данных статей расходов, которая в связи с изменениями в потреблении населения, обусловленными расширением доступности дешевых и уцененных после сезона товаров массового спроса, становится излишней;

– получить универсальный аналитический инструмент для сопоставления уровня жизни населения в странах ЕЭП, в т.ч. для сравнения уровня малообеспеченности (бедности).

Еще одним значимым нововведением проекта является дополнение основных социально-демографических групп населения, для которых будет рассчитываться бюджет прожиточного минимума (сейчас это трудоспособное население, пенсионеры и дети), еще одной группой — студенты. Дело в том, что студенчество представляет собой социально-демографическую группу, характеризующуюся значительной численностью (по данным Белстата, в 2012/2013 учебном году студенты составляли 72,8% от общей численности населения нашей страны в возрастной категории от 17 до 21 года), половозрастной структурой и особенной стадией социализации. Поэтому с точки зрения сопоставимости перечней социально-демографических групп населения, для которых рассчитываются действующие в Беларуси и в других странах социальные нормативы, необходимо законодательное закрепление расчета бюджета прожиточного минимума для студентов.

В настоящее время Минтруда и соцзащиты рассчитывает бюджеты прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, передавая полученные цифры для последующего утверждения Совмином. С целью устранения «лишнего звена» в проекте предусмотрена передача права на утверждение бюджета прожиточного минимума трудовому ведомству.

Если проект будет принят в представленном виде, то потребуется внесение изменений в постановления Совмина от 31.10.2001 № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и от 1.02.2011 № 112 «Об утверждении прожиточного минимума в среднем на душу населения и для основных социально-демографических групп и Положения о порядке формирования и расчета бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам». В этом случае именно Минтруда и соцзащиты будет ежеквартально утверждать бюджеты прожиточного минимума в среднем на душу населения и для основных социально-демографических групп.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях