$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОВЕРЯЕМЫХ УЗНАЮТ ПО РИСКАМ©

29.01.2013

В Беларуси высокий уровень налоговой культуры плательщиков и весьма эффективный налоговый контроль — таков лейтмотив выступления на пресс-конференции первого заместителя министра по налогам и сборам Сергея НАЛИВАЙКО.

Доля платежей, поступивших в казну в добровольном порядке, в общих поступлениях, контролируемых налоговыми органами, возросла по сравнению с 2011 г. на 0,2 процентных пункта и составила 97,3%. По мнению С.Наливайко, это может служить индикатором высокой налоговой культуры. При этом в прошлом году 1776 субъектов хозяйствования, получив от налоговых органов уведомления о проведении проверки, представили уточненные налоговые декларации и уплатили в бюджет добровольно 127,1 млрд. Br.

На 1.01.2013 г. задолженность по налоговым обязательствам составила 32,5 млрд. Br. Таким образом, за последние годы уровень такой задолженности к годовому плану доходов консолидированного бюджета снизился в 6 раз: с 0,12% по состоянию на 1.01.2009 г. до 0,02% на начало текущего года.

В то же время результативность проверок повысилась с 98,9% в 2011 г. до 99,1% в 2012-м. При этом С.Наливайко подчеркнул, что столь высокий показатель обусловлен, прежде всего, тщательным отбором кандидатов для проверки и углубленной предпроверочной подготовкой. То есть ревизоры идут именно туда, где они с очень высокой долей вероятности найдут налоговые нарушения.

О высокой эффективности работы налоговых органов страны, по мнению первого замминистра, свидетельствует тот факт, что, по данным МНС, за счет контрольных мероприятий и принятых мер по взысканию задолженности в консолидированный бюджет в 2012 г. перечислено 2,8 трлн. Br. Это составляет 480% выделенных средств на содержание налоговой службы.

Традиционно наиболее результативным был такой метод проверки, как контрольная закупка: на 1 Br, затраченный на проведение таких закупок, в казну поступило 1080 Br. Хороший эффект дают и проверки обоснованности возврата НДС: они позволили сохранить в бюджете за отчетный период 113,4 млрд. Br. При выявлении фактов уклонения от налогообложения путем сделок с лжепредпринимательскими структурами за 2012 г. в казну доначислено 122,6 млрд. Br налогов. Различные схемы ухода от налогообложения не помогли: тем, кто пытался их применять, по итогам проверок придется доплатить в бюджет 103,9 млрд. Br.

Новый метод налогового контроля — мониторинг только за 3 месяца применения в прошлом году позволил пополнить бюджет на 119,7 млрд. Br налогов, уплаченных в добровольном порядке. Также в 2012 г. налоговики направили 500 материалов проверок в органы финансовых расследований для рассмотрения вопросов о возбуждении уголовных дел. По 33 материалам такие дела возбуждены.

С.Наливайко обратил внимание, что в 2012 г. налоговые органы при планировании проверок использовали принцип управления рисками, что способствовало не только выявлению нарушителей, но и позволяло субъектам хозяйствования оценить эффективность их предпринимательской деятельности. При этом налоговики в своей контрольной работе ориентируются на «зоны риска» и выявление схем уклонения от налогообложения. Время тотального контроля прошло, уверяет первый замминистра. Об этом свидетельствует тот факт, что в прошлом году было проверено всего 7% налогоплательщиков.

За последние два года МНС существенно активизировало и информационно-разъяснительную работу за счет перехода от простейшего информирования к реальному взаимодействию с плательщиками, бизнес-сообществом и СМИ (прямые и горячие телефонные и интернет-линии). Для оперативного разъяснения физическим лицам и индивидуальным предпринимателям актов налогового законодательства в МНС организован cаll-центр — телефонная справочная система, в которой ответы на свои вопросы в 2012 г. получили свыше 6 тыс. человек. В 2013 г. пока в режиме автоответчика call-центр будет обслуживать и организации.

На 1.01.2013 г. к системе электронного декларирования подключены почти 106 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, т. е. 29,2% всех налогоплательщиков. Среди них 67,2 тыс. организаций (58,6%) и 38,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (16,6%). В прошлом году на портал МНС, помимо налоговых деклараций, поступило более 120 тыс. документов в электронном виде. В ближайшей перспективе для плательщиков планируется реализовать ряд новых электронных сервисов и услуг, включая направление физическим лицам извещений об уплате имущественных налогов и об объектах налогообложения, уплате налогов с использованием интернет-банкинга, а также заполнение ряда налоговых деклараций и возможность направления их на портал МНС непосредственно из бухгалтерских учетных систем без установки на компьютере плательщика АРМ «Плательщик».

Таким образом, считают в МНС, внедрение в практику налогового администрирования новых электронных сервисов обеспечит создание одного из компонентов «электронного правительства» по предоставлению государственных электронных услуг в сфере налогообложения.

Кстати, в рамках оптимизации структуры и численности государственного аппарата предлагается сделать МНС структурным подразделением Минфина, т. е. фактически присоединить к финансовому ведомству.

В мировой практике известны несколько вариантов функционирования налоговой службы. К примеру, в ряде государств она входит состав министерства финансов, в других — является самостоятельной структурой в ранге министерства по налогам или по доходам, причем иногда занимающейся сбором не только налогов, но и таможенных пошлин. В некоторых странах СНГ налоговая служба чаще всего представляет собой государственный комитет при правительстве.

В Беларуси налоговая служба давно стала самостоятельным министерством. За это время система налогообложения страны стала лучше как по структуре и количеству платежей, так и в части налогового администрирования. Поэтому спешить с преобразованием МНС, вероятно, все же не стоит.

С.Наливайко полагает, что министерство должно сохранить свой нынешний статус, но при этом «грамотно пройти сокращение численности работников». В условиях развития интернет-технологий, контроля и электронных сервисов оптимизировать численность налоговой службы можно и нужно, не ломая при этом выстроенную систему взаимоотношений с налогоплательщиками. МНС, по словам С.Наливайко, знает проблемы отечественной налоговой системы и пути их решения, позволяющие добиться существенного прогресса в налоговом администрировании в интересах населения, бизнеса и государства, чтобы повысить конкурентоспособность нашей экономики.

Среди таких проблем — недостаточная четкость изложения отдельных статей Налогового кодекса, а также отставание по времени отдельных актов законодательства от изменений и дополнений в НК. Между вступлением в силу очередных корректировок кодекса и появлением актов, регламентирующих применение новшеств, порой проходит немалый срок. Ситуация эта повторяется из года в год, не позволяя налогоплательщикам однозначно знать, что можно и что нельзя именно с 1 января, планировать свою деятельность, денежные потоки, полноценно формировать портфель заказов, цены, финансовые возможности. Иногда приходится месяцами ждать «приведения в соответствие», что отнюдь не компенсируется даже тем, что появляющиеся нормативные акты распространятся «на правоотношения, возникшие с 1 января». Но как их распространить, если договоры уже заключены, отгрузка прошла и деньги уплачены?

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях