Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Контроль
25.01.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проверка проверяющих

Контролирующими органами в прошлом году проведены проверки ряда аудиторских организаций и аудиторов -- индивидуальных предпринимателей. Выявленные недостатки показывают, что государству и аудиторам придется приложить много усилий, чтобы уровень белорусского аудита соответствовал требованиям современной экономики.

Контролирующими органами в прошлом году проведены проверки ряда аудиторских организаций и аудиторов -- индивидуальных предпринимателей. Выявленные недостатки показывают, что государству и аудиторам придется приложить много усилий, чтобы уровень белорусского аудита соответствовал требованиям современной экономики.

В ХОДЕ проверки установлено, что отдельными аудиторскими организациями и аудиторами -- индивидуальными предпринимателями допущены нарушения порядка осуществления аудиторской деятельности, ценообразования, налогового законодательства. Немало претензий вызвано несоблюдением требований постановления Совмина от 10.12.99г. N 209 "О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен". Некоторые из проверенных организаций, оказывающих аудиторские услуги, при определении цен не имели экономических расчетов и расшифровок по статьям затрат либо составляли их формально. Накладные расходы относительно заработной платы в процентном отношении складывались в диапазоне от 43 до 430%. При калькулировании стоимости одного часа уровень плановой рентабельности у одной из организаций составлял до 500%, завышались отдельные статьи затрат. Основным нарушением при формировании стоимости аудиторских услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями, также было отсутствие расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен. К нарушителям применены меры экономической ответственности. Стоит задуматься о том, как может проверять других аудитор, который не в состоянии правильно составить калькуляцию на собственные услуги.

Проверками также установлено, что отдельные аудиторские организации с целью уменьшения уплаты налогов и отчислений с фонда заработной платы и прибыли устанавливали минимальный уровень зарплаты сотрудникам и в то же время перечисляли денежные средства на счета аудиторов -- индивидуальных предпринимателей в виде оплаты за оказание бухгалтерских, аудиторских, консультационных услуг по договорам подряда. При этом нередко нарушались требования ст.ст.656--657 и ст.734 Гражданского кодекса. Иногда договоры гражданско-правового характера на оказание аудиторских услуг заключались со своими работниками, являющимися индивидуальными предпринимателями, или с привлеченными лицами. Имел место случай, когда индивидуальный предприниматель заключил договоры на консультационное обслуживание с аудиторской организацией, руководителем которой он являлся. Какие конкретно услуги оказывал сам себе такой "консультант" в договоре и акте сдачи-приемки не оговаривалось. Отсутствовало и экономическое обоснование стоимости услуг, но перечисленные суммы отнесены на себестоимость, а балансовая прибыль соответственно занижена. В то же время зарплата сотрудников этой организации была менее прожиточного минимума. Такая нехитрая схема "оптимизации" способствовала уклонению от уплаты налогов и сборов. Необходимо отметить, что происходит это не от хорошей жизни. В январе -- июне 2001г. при увеличении общего количества обязательных проверок на 6,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года средняя их стоимость снизилась на 23,1%, общий объем оказанных услуг уменьшился на 18,2% (с 3,3 млрд. руб. до 2,7 млрд.руб.). Более выгодные условия налогообложения аудиторов -- индивидуальных предпринимателей стимулируют рост спроса на их услуги как у заказчиков, так и у самих аудиторских организаций, привлекающих "индивидуалов" в качестве субподрядчиков. Не способствует развитию аудита и действующий порядок нормирования включения в себестоимость затрат на аудит и консультационные услуги.

Обнаружены факты некачественного оказания аудиторских услуг. Проведение аудита выборочным методом иногда осуществлялось с нарушением правила аудиторской деятельности "Аудиторская выборка", утв. постановлением Минфина от 9.07.2001г. N 77: без указания периода, охваченного выборочной проверкой бухгалтерских документов, подвергшихся проверке. В рабочей документации не были отражены все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов. Это, по мнению нарушителей, позволило бы им уходить от ответственности за некачественный аудит.

Такой подход позволяет государственным контролирующим органам иногда собирать после аудиторов "богатый урожай" штрафных санкций за нарушения налогового законодательства налогоплательщиками за период, проверенный аудиторами, в том числе при наличии положительного аудиторского заключения о достоверности отчетности. Впрочем, иногда вина аудиторов не так уж велика. Во-первых, значительную часть этих санкций составляет пеня за несвоевременную уплату налогов, доначисленных предприятиями по результатам аудиторской проверки. Во-вторых, аудиторам не всегда удается уговорить клиента согласиться со своими выводами и внести соответствующие исправления в учет. Хотя согласно ст. 14 Закона "Об аудиторской деятельности" заказчик обязан своевременно устранять выявленные аудитором нарушения законодательства, установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, но механизма реализации этой нормы в законодательстве пока нет. Впрочем, эта проблема существует не только у нас, но и в других странах. Тем не менее за первую половину 2001г. по результатам аудиторских проверок доначислено в бюджет налогов и сборов на сумму 7276,6 млн.руб. Этот процесс шел бы гораздо успешнее, если бы при принятии надлежащих мер по исправлению нарушений на основании выводов аудиторов предприятия не подлежали привлечению к экономической ответственности (например, как это предусмотрено Указом Президента от 10.12.98г. N 602 при проведении ведомственной ревизии).

Инспекциями ГНК выявлены нарушения в исчислении и уплате налоговых платежей и у самих аудиторов, которым предъявлено к взысканию в бюджет налогов и экономических санкций на общую сумму 6,0 млн. руб.

В целях устранения и предупреждения подобных нарушений Министерство финансов Республики Беларусь предлагает срочно принять меры по наведению должного порядка в осуществляемой деятельности. Неукоснительным должно быть соблюдение норм Закона "Об аудиторской деятельности", постановлений Совета Министров и правил аудиторской деятельности, выполнение требований ГК при заключении договоров на оказание аудиторских услуг, а при определении их стоимости -- нормативных актов по ценообразованию. Существенным стимулом развития аудита может стать практика предоставления кредита налогового доверия субъектам хозяйствования, получившим в течение нескольких лет подряд положительное аудиторское заключение.

В целях дальнейшего развития нормативной базы аудита Минфин продолжает разработку правил аудиторской деятельности. Будут приняты рекомендации по формированию цен и тарифов на аудиторские услуги. Существенной корректировке подвергнется также порядок аттестации и обучения аудиторов.

Управление аудита Министерства финансов

От редакции

Первый цикл проверок аудиторских организаций и аудиторов -- индивидуальных предпринимателей показывает, что в 10-летней истории белорусского аудита наступает новый этап: требования качества выходят на первый план. Контроль качества является неотъемлемым атрибутом аудиторской деятельности, которому во всем мире уделяется особое внимание. Качественное проведение аудита включает в себя как соблюдение законодательства и профессиональных правил аудиторами, так и события жизни их клиентов после проверок. Не случайно в странах с рыночной экономикой даже в каждом случае ухудшения финансового состояния компаний рассматривается степень вины аудиторов. И если те не смогли выявить признаки надвигающегося банкротства или нарушения законодательства -- пощады не будет. Мировое аудиторское сообщество не боится "выносить сор из избы", полагая, что тогда будет только чище -- репутация профессии в целом укрепляется, если виновные выявлены и наказаны. Если в Беларуси претензии к аудиторам встречаются достаточно редко, то за рубежом расследования и судебные иски к аудиторским фирмам происходят постоянно. Последним примером тому является скандал, связанный с банкротством крупнейшей энергетической компании США -- Еnrоn. Аудиторская фирма Аrthur Аndеrsеn подвергнута критике за то, что в течение 10 лет визировала ее финансовые документы и не предупредила акционеров об угрозе банкротства, фактически покрывая руководство компании. Когда же было установлено, что аудиторы уничтожили бухгалтерские документы, касающиеся Еnrоn, речь зашла об уголовном деле против Аndеrsеn. Кроме того, будет произведена проверка самой аудиторской фирмы другой, входящей в "Большую Пятерку", -- Dеlоittе & Тоuсhе LLР's под контролем Общественного наблюдательного совета аудиторов США (РОВ).
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений