$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОВЕРКА КОНТРОЛЯ В ДИАЛОГЕ С ПРОВЕРЯЕМЫМИ

15.02.2011

Многолетние обещания властей создать в Беларуси нормальную бизнес-среду, упростить налоговую систему, снизить фискальную и административную нагрузку на субъектов хозяйствования и «повернуть лицом к предпринимателю» КоАП достигли своей критической массы. Директива Президента от 31.12.2010 № 4 или послужит сильнейшим толчком для реальных реформ в сфере экономики, или станет очередным (если не последним) разочарованием для всего предпринимательского сообщества.

Все, как обычно, решится в министерствах и ведомствах, обязанных претворять в жизнь указания Президента. А несомненным лидером в проводимых реформах должен стать КГК, которому поручено осуществлять контроль за выполнением Директивы. Именно поэтому столь пристальное внимание со стороны руководителей бизнес-союзов и СМИ вызвал состоявшийся 10.02.2011 г. круглый стол, проведенный под руководством председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона. Это мероприятие давало возможность почувствовать, насколько главное контрольное ведомство страны готово к изменению не только законодательства (что, в конце концов, дело нормотворческой техники), но и самого стиля работы с предпринимателями, пересмотру отношения к бизнесу, который должен стать для властей не «дойной коровой», приносящей налоги и штрафы в казну, и не строкой в отчетах, представляемых в международные организации для улучшения имиджа Беларуси, а настоящим партнером в строительстве экономики.

Уже первыми своими словами председатель КГК, назвавший собравшихся в зале «авторитетной бизнес-элитой» и пообещавший организовать в общении с деловыми кругами «дорогу с двусторонним движением», дал позитивный настрой данному мероприятию. Да и его цель — посоветоваться с присутствующими, как совершенствовать порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности с учетом требований Директивы и практики применения Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), — прозвучала вполне современно. «Этот документ стал первым законодательным актом, который создал единые правовые условия для проведения плановых и внеплановых проверок как контролирующими, так и надзорными органами», — отметил А.Якобсон. Учитывая, что Указ № 510 готовился при непосредственном участии многих присутствующих, невольно возникло ощущение, что власти начинают понимать: сегодня «мы оказались в одной лодке», и доплыть до чистой воды по-настоящему конкурентной экономики можно, только если все начнут грести в одну сторону, не мешая, а помогая друг другу.

Статистика свидетельствует, что Указ № 510 явно сыграл свою положительную роль в либерализации предпринимательской деятельности. Если в 2008 г. только контролирующими органами (без учета надзорных) планово было проверено 65 тыс. субъектов хозяйствования, то в 2010-м общее число плановых проверок составило 63 тыс., но уже с учетом проверок надзорных органов. «Таким образом, число проверок финансово-хозяйственной деятельности сократилось ровно в два раза. Однако при сокращении общего количества количество надзорных проверок остается высоким. В 2010 г. их было около 70% от общего числа, а в общем количестве внеплановых — почти 80%. Здесь нам надо серьезно думать», — сказал председатель КГК.

Но если в целом число проверок снижается, то некоторые субъекты этого не ощущают. Так, генеральный директор ОАО «Белинтертранс» Вячеслав Довнар рассказал, что его компанию в 2003–2009 гг. разные контролирующие органы проверили 34 раза: в среднем по 4 раза в год. Логично было бы думать, что с выходом Указа № 510 проверок станет меньше. Не тут-то было: в 2010 г. контролеры наведались в ОАО уже 9 раз, а все потому, что международные автогрузоперевозки отнесены к высокой группе риска. Но чтобы туда попасть, достаточно «засветиться» хотя бы по одному из 78 критериев, перечисленных в Указе, причем некоторые из них присущи массовым видам бизнеса. Есть над чем подумать, чтобы жизнь многих субъектов хозяйствования не осложнялась непрерывными визитами контролеров.

Мысль главы КГК о том, что работа надзорных органов должна быть в основном направлена на профилактику правонарушений, неоднократно повторялась и другими выступавшими. Хочется верить, что все, кто произносил эти слова, вкладывали в них один и тот же смысл. Сам А.Якобсон считает, что «по ряду надзорных органов вместо проверок следует ввести в практику такие формы, как наблюдение, техническая поверка, контроль технического состояния поднадзорных объектов».

Кроме того, по его мнению, настало время провести ревизию количества надзорных органов в целом, пересмотреть их задачи и полномочия, а также многочисленные регламенты и стандарты, порой рожденные в середине прошлого века.

Председатель КГК отметил, что со временем практика применения Указа № 510 выявила в нем много «шероховатостей». Поэтому Президент поручил внести проект указа, предусматривающего его комплексную корректировку с учетом наработанного опыта. А. Якобсон заявил, что в нем не должно быть «резиновых» норм, с помощью которых можно назначать внеплановые проверки, таких, например, как контроль в области окружающей среды — под него при желании можно подвести, что угодно. Или сельхознадзор, который предлагают вообще вывести из-под сферы действия Указа № 510. Но на практике это будет означать: «куда захотел — туда зашел, и проверяй, что хочешь». «Зачем давать право проводить внеплановые тематические проверки Минторгу?» — удивлялся А.Якобсон.

По его словам, в правительстве предложения КГК восприняты и даны поручения доработать проект с учетом требований Директивы и высказанных замечаний. Но эта работа идет непросто, ибо среди чиновников немало желающих сохранить нынешние возможности влияния на бизнес. «Много оппонентов» — посетовал председатель КГК. Также поручено предусмотреть, чтобы все дополнительные включаемые в перечень контролирующих и надзорных органов организации имели право осуществлять проверки только с контрольным списком вопросов, внесенных в чек-листы.

Завершая свое выступление, А.Якобсон сказал то, что давно мечтали услышать предприниматели: «Наказание не должно быть самоцелью. В случае привлечения к ответственности принимаемые меры должны быть соразмерны степени причиненного вреда». И нам было обещано, что этому будет способствовать снижение минимального и максимального размера штрафов, уточнение перечней смягчающих ответственность обстоятельств, расширение сферы применения такого вида административной ответственности, как предупреждение.

Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин поднял, среди прочих, проблему дочерних предприятий, которые после отмены лицензирования бросились создавать некоторые ведомства, перекладывая на них часть своих прежних функций. В частности, подобные организации, занимающиеся настоящим «экономическим разбоем», появились при Минстройархитектуры. Получая сертификат на проведение работ, надо пройти обучение в одной из таких структур. В результате такая сертификация оказалась гораздо дороже лицензирования, и даже для небольшой строительной фирмы с несколькими видами выполняемых работ получение сертификата обходится в 15—20 млн. Br. В. Карягин высказал еще несколько важных предложений: по запрету проверок на основе информации, полученной из анонимных источников, по сокращению т.н. групп риска, по исключению проверок органами ценообразования тех, кто работает по свободным ценам, и т.д. Только пакет согласованных со всеми бизнес-союзами предложений по изменениям в КоАП состоит из 45 пунктов. Озвучивать их за круглым столом, к радости присутствующих, В.Карягин не стал. Впрочем, желающие могут ознакомиться с ними в национальной платформе развития бизнеса на 2011 год.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов поинтересовался у А.Якобсона, зачем КГК ходит на плановые проверки микропредприятий, работающих по «упрощенке». Неужели там есть вопросы, заслуживающие серьезного государственного внимания? «Если мы хотим наш малый бизнес вырастить, а сегодня такая задача стоит в Директиве, нужно смотреть, как, кого и как часто проверяют. Пусть подрастут сначала, а уже потом мы их — по всей строгости закона!» — сказал В. Маргелов

Говоря об изменениях, которые необходимо внести в законодательство в целях реализации Директивы (а только по ценообразованию это около 700 актов), председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского Георгий Бадей предложил принять один, хотя бы временный, документ, в котором будет установлено, что все акты законодательства, не соответствующие Директиве, действуют только в не противоречащих ей пределах. Вряд ли это осуществимо, но, возможно, заставило бы нормотворцев быстрее реформировать законодательство.

Предприниматель в любой стране — это оптимист: ведь он рискует собственными деньгами и имуществом, отдавая бизнесу все свое время и силы. При этом самыми большими оптимистами должны быть отечественные бизнесмены, поскольку многолетняя практика удушения деловой инициативы и репрессивный характер нашего законодательства оставила в их рядах только самых стойких. Но та дополнительная доза оптимизма, которую получил от общения с руководством КГК каждый, кто присутствовал на круглом столе, не смогла полностью нейтрализовать чувство определенной тревоги за судьбы отечественного предпринимательства. Ведь, несмотря на принятие Директивы, в доходной части республиканского и местных бюджетов на 2011 г. отдельными строками значатся поступления от штрафов и конфискации имущества. При этом по сравнению с прошлым годом они только выросли, а по обращенному в госдоход имуществу — более чем в полтора раза.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях