$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Вопрос-ответ

Проверить и подтвердить,

09.02.2010

В редакцию «ЭГ» в последнее время поступает немало вопросов о сроках представления аудиторского заключения и о необходимости проведения обязательного аудита в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС и ведущих книгу учета доходов и расходов. В частности, это интересует коммерческие организации с иностранными инвестициями, применяющие УСН.

Елена ПАНОВА, аудитор

Согласно ст. 3 Закона от 8.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 3373-XII) ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности открытых акционерных обществ, банков, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, страховых брокеров, резидентов Парка высоких технологий, организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, а также иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. EUR.

Таким образом, любой субъект хозяйствования, отвечающий хотя бы одному из этих признаков, должен пройти аудит за 2009 г. При этом Закон № 3373-XII не делает исключений для предприятий, применяющих УСН. Правда, тут возникает проблема: ст.1 Закона от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» предусматривает, что организации, применяющие УСН (за исключением организаций, уплачивающих НДС, а также республиканских и коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозобществ с долей госсобственности), освобождаются от обязанности ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов, хотя вправе (но не обязаны) вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях. Аналогичная формулировка содержалась в Положении об упрощенной системе налогообложения, утв. Указом от 9.03.2007 № 119, а в 2010 г. она перенесена в п. 1 ст. 291 главы 34 Налогового кодекса.

При этом в п.17 Положения было указано, что информация, содержащаяся в книге учета доходов и расходов, используется, в частности, при проведении в соответствии с законодательством аудита организаций и ИП, применяющих УСН с применением книги, а также при опубликовании согласно законодательным актам отчетности АО, ООО и ОДО и в иных целях в соответствии с законодательством. Такая же норма содержится теперь и в п.1 ст.291 НК.

ПРАВДА, законодатель умолчал, следует ли считать полноценной заменой бухгалтерской отчетности книгу учета доходов и расходов. И если проверить правильность ее заполнения возможно, то говорить о ее достоверности в понимании законодательства об аудите сложно. Но можно. Согласно п.7 Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» плановые проверки в отношении субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска — не назначаются, в частности, если на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих УСН) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Таким образом, авторы Указа не сомневаются, что достоверность книги учета существует и может быть подтверждена аудитором.

ПОСЛЕДНЕМУ для решения задачи придется обратиться к Правилу аудиторской деятельности «Особенности аудита субъектов малого предпринимательства», утв. постановлением Минфина от 18.12.2002 № 163, согласно которому при получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъектов малого предпринимательства, использующих УСН и упрощенную форму бухгалтерского учета и отчетности, следует проверить обоснованность применения УСН и упрощенной формы бухучета и отчетности, соблюдение порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов, а также правильность исчисления валовой выручки. Кроме того, в утвержденной постановлением Минфина от 28.12.2009 № 153 новой редакции Правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» (НРПА от 3.02.2010 № 8/21880, далее — Правила) специальная глава посвящена особенностям подготовки аудиторского заключения по данным книги учета доходов и расходов. Такое заключение должно содержать аудиторское мнение о достоверности данных книги и соответствии совершенных аудируемым лицом финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В вводной части указывается, что аудиту подлежали данные книги учета доходов и расходов. Далее отмечается, что руководство аудируемого лица несет ответственность за ведение учета в книге в соответствии с законодательством, в т.ч. за состояние системы внутреннего контроля, которая должна обеспечивать формирование достоверных данных книги учета доходов и расходов, не содержащих существенных искажений в результате ошибок или недобросовестных действий. В части, содержащей аудиторское мнение, указывается, достоверны ли во всех существенных аспектах данные книги и соответствуют ли совершенные аудируемым лицом финансовые (хозяйственные) операции законодательству. Только за это мнение и отвечает аудитор. Кроме того, рекомендуется указать в аудиторском заключении «по возможности» дату его получения аудируемым лицом, заверенную подписями его руководителей и самих аудиторов. Заключение составляется не менее чем в двух экземплярах, причем к своему аудиторы должны приложить… копию книги учета доходов и расходов или выписку из нее, заверенную руководителем аудируемого лица либо уполномоченным им лицом. Пример подобного заключения представлен в приложении 8 к Правилам.

Но ст.15 Закона № 3321-XII говорит об обязательной публикации годовой бухгалтерской отчетности в случаях, предусмотренных законодательством. В свою очередь, в ст.61 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» говорится об аудиторской проверке бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов, а в ст.88 — об обязательной публикации для всеобщего сведения годового отчета в объеме, определяемом законодательством. При этом публикуется и аудиторское заключение, подготовленное по результатам именно такой проверки.

Следовательно, право на освобождение организаций, применяющих УСН, от ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности не освобождает их от обязанности проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности, если они соответствуют хотя бы одному из критериев ст.3 Закона № 3373-XII.

Отметим также, что согласно ст.13 Закона № 3321-XII организации, подлежащие обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. А срок представления такой отчетности ст.14 Закона № 3321-XII установлен в 90 дней по окончании года.

Напомним, что с 1.07.2009 г. утратило силу постановление Минфина и МНС от 12.03.2004 № 32/38, разрешавшее организациям представлять инспекциям МНС по месту постановки на налоговый учет аудиторское заключение о результатах обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. А потому многие уже старались обеспечить представление аудиторского заключения до 1 апреля, что было достаточно сложно — если, разумеется, аудируемое лицо не позаботилось о поэтапном проведении проверки. Ведь согласно ст.12 Закона № 3373-XII аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее ее результатам, признается судом заведомо ложным. Это грозит аудиторской организации или аудитору — ИП аннулированием лицензии, а лицу, подписавшему такое заключение, — квалификационного аттестата аудитора.

УПОМЯНУТЫЕ Правила, утв. постановлением № 153, вступающие в силу с момента опубликования, устанавливают, что аудиторское заключение по результатам обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предоставляется пользователям в месячный срок с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (п.21). Такой же срок установлен в случае обязательного аудита достоверности данных книги учета доходов и расходов (п. 46 Правил).

В заключение заметим, что с 1.01.2010 г. согласно новой редакции ст.12.31 КоАП штраф на руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя за уклонение от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности уменьшился с 10–50 базовых величин до 5–30. А неустранение выявленных аудитором нарушений законодательства в установленный срок (30 дней с момента получения заключения) и вовсе не влечет какой-либо административной ответственности. Несомненно, это тоже повлияет на отношения аудиторов и их клиентов.