$

2.1278 руб.

2.4089 руб.

Р (100)

3.2546 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Бюджет прожиточного минимума

216.90 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Проверенный путь под сомнением

30.01.2009

   Меры стимулирования промышленного производства на 2009 г. утверждены Указом Президента от 23.01.2009 № 48. В нем предусмотрены давно опробованные механизмы предоставления налоговых льгот предприятиям, обеспечивающим рост выручки и прибыли. Помогут ли привычные методы сегодня, когда многие заводы испытывают влияние мирового кризиса?

   В соответствии с Указом с 1 января по 31 декабря 2009 г. организации, включенные в перечень, утверждаемый Совмином и согласованный с Президентом, освобождаются от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. При этом льготируется разница между суммами налогов, подлежащих уплате в 2009 г. и исчисленных за аналогичный период 2008 г. Льготируемая база корректируется с учетом изменений налогового законодательства и индекса цен производителей промышленной продукции.

   Высвобождаемые средства в размере 15% ежемесячно до 23-го числа месяца, следующего за отчетным, будут направляться организациями в бюджеты областей и г. Минска по месту постановки их на учет в налоговых органах. 85% останутся в распоряжении организаций и могут быть направлены на финансирование мероприятий, осуществляемых в рамках их бизнес-планов, в т.ч. на финансовое оздоровление убыточных организаций, инновации, модернизацию, техническое переоснащение производства, повышение качества продукции, пополнение оборотных средств.

   При несвоевременном либо неполном перечислении в бюджет налогов и сборов организации утрачивают право на льготу до полного погашения задолженности по этим платежам. Использование высвобождаемых средств на цели, не предусмотренные Указом, влечет прекращение льготного режима.

   Список предприятий-льготников будет утвержден Совмином в течение двух месяцев. В него могут войти те, кто реализует бизнес-планы, получившие положительные заключения министерств экономики, финансов, соответствующих республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Минского горисполкома.

   Вместе с тем данный механизм, применяемый с 2001 г., в нынешнем году может оказаться по меньшей мере мало эффективным, в худшем случае — бесполезным. Ведь для получения льготы предприятия должны показать рост налоговой базы — выручки и прибыли. Сделать это на фоне мирового кризиса будет непросто. Более того, пока в белорусской экономике наблюдается обратная тенденция. С августа 2008 г. отмечается уменьшение суммы чистой прибыли промышленных предприятий. В ноябре она составила лишь 8,2% по сравнению с июлем. Серьезно упал экспорт (21% к ноябрю 2007 г. и на треть к сентябрю 2008 г.), что на фоне задержки платежей и снижения мировых цен ударило по экспортной выручке.

   В особенно сложной ситуации оказались предприятия тяжелой промышленности, которым в прежние годы традиционно оказывалась налоговая поддержка. Так, в списке льготников-2008, утвержденном постановлением Совмина от 8.04.2008 № 528, значились МАЗ, МЗКТ, ММЗ, МТЗ, БелАЗ, Борисовский завод «Автогидроусилитель», Минский подшипниковый завод и др. Несколько выше шансы воспользоваться льготой у производителей продуктов питания, чьи товары относятся к категории первой необходимости и продаются более стабильно. Правда, и у них возникли сложности с экспортной выручкой.

   Анализ действия Указа от 28.01.2008 № 46 в 2008 г. показал, что в прошлом году аналогичные льготы весьма позитивно сказались на темпах роста промышленного производства. 35 организаций-льготников в январе-октябре прошлого года обеспечили прирост объемов производства продукции сверх доведенных заданий на 436,5 млрд. Br, или на 20,5% в сопоставимых ценах. Сумма высвобожденных средств составила 58,8 млрд. Br, из которых 50,3 млрд. Br направлены на модернизацию и техническое перевооружение производства.

   Впрочем, если в 2009 г. наметится выздоровление мировой экономики и к концу года промышленность сможет поправить валовые показатели, возможно, появится налоговая разница для предоставления льготы. Особенно это вероятно с учетом спада выручки и прибыли в конце 2008 г. Но точно предсказать, сколько продлится кризис и как далеко он зайдет, сегодня не берется никто — ни в целом в мире, ни в отдельных странах. А предприятия нуждаются в эффективной поддержке уже сейчас, чтобы дожить до лучших времен.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях