$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Проверенный путь под сомнением

30.01.2009

   Меры стимулирования промышленного производства на 2009 г. утверждены Указом Президента от 23.01.2009 № 48. В нем предусмотрены давно опробованные механизмы предоставления налоговых льгот предприятиям, обеспечивающим рост выручки и прибыли. Помогут ли привычные методы сегодня, когда многие заводы испытывают влияние мирового кризиса?

   В соответствии с Указом с 1 января по 31 декабря 2009 г. организации, включенные в перечень, утверждаемый Совмином и согласованный с Президентом, освобождаются от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. При этом льготируется разница между суммами налогов, подлежащих уплате в 2009 г. и исчисленных за аналогичный период 2008 г. Льготируемая база корректируется с учетом изменений налогового законодательства и индекса цен производителей промышленной продукции.

   Высвобождаемые средства в размере 15% ежемесячно до 23-го числа месяца, следующего за отчетным, будут направляться организациями в бюджеты областей и г. Минска по месту постановки их на учет в налоговых органах. 85% останутся в распоряжении организаций и могут быть направлены на финансирование мероприятий, осуществляемых в рамках их бизнес-планов, в т.ч. на финансовое оздоровление убыточных организаций, инновации, модернизацию, техническое переоснащение производства, повышение качества продукции, пополнение оборотных средств.

   При несвоевременном либо неполном перечислении в бюджет налогов и сборов организации утрачивают право на льготу до полного погашения задолженности по этим платежам. Использование высвобождаемых средств на цели, не предусмотренные Указом, влечет прекращение льготного режима.

   Список предприятий-льготников будет утвержден Совмином в течение двух месяцев. В него могут войти те, кто реализует бизнес-планы, получившие положительные заключения министерств экономики, финансов, соответствующих республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Минского горисполкома.

   Вместе с тем данный механизм, применяемый с 2001 г., в нынешнем году может оказаться по меньшей мере мало эффективным, в худшем случае — бесполезным. Ведь для получения льготы предприятия должны показать рост налоговой базы — выручки и прибыли. Сделать это на фоне мирового кризиса будет непросто. Более того, пока в белорусской экономике наблюдается обратная тенденция. С августа 2008 г. отмечается уменьшение суммы чистой прибыли промышленных предприятий. В ноябре она составила лишь 8,2% по сравнению с июлем. Серьезно упал экспорт (21% к ноябрю 2007 г. и на треть к сентябрю 2008 г.), что на фоне задержки платежей и снижения мировых цен ударило по экспортной выручке.

   В особенно сложной ситуации оказались предприятия тяжелой промышленности, которым в прежние годы традиционно оказывалась налоговая поддержка. Так, в списке льготников-2008, утвержденном постановлением Совмина от 8.04.2008 № 528, значились МАЗ, МЗКТ, ММЗ, МТЗ, БелАЗ, Борисовский завод «Автогидроусилитель», Минский подшипниковый завод и др. Несколько выше шансы воспользоваться льготой у производителей продуктов питания, чьи товары относятся к категории первой необходимости и продаются более стабильно. Правда, и у них возникли сложности с экспортной выручкой.

   Анализ действия Указа от 28.01.2008 № 46 в 2008 г. показал, что в прошлом году аналогичные льготы весьма позитивно сказались на темпах роста промышленного производства. 35 организаций-льготников в январе-октябре прошлого года обеспечили прирост объемов производства продукции сверх доведенных заданий на 436,5 млрд. Br, или на 20,5% в сопоставимых ценах. Сумма высвобожденных средств составила 58,8 млрд. Br, из которых 50,3 млрд. Br направлены на модернизацию и техническое перевооружение производства.

   Впрочем, если в 2009 г. наметится выздоровление мировой экономики и к концу года промышленность сможет поправить валовые показатели, возможно, появится налоговая разница для предоставления льготы. Особенно это вероятно с учетом спада выручки и прибыли в конце 2008 г. Но точно предсказать, сколько продлится кризис и как далеко он зайдет, сегодня не берется никто — ни в целом в мире, ни в отдельных странах. А предприятия нуждаются в эффективной поддержке уже сейчас, чтобы дожить до лучших времен.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях