$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Проверенный прием

28.12.2010

Цены и задолженность за топливно-энергетические ресурсы для субъектов хозяйствования будут индексироваться по мере изменения курса белорусского рубля к инвалюте. Соответствующее решение содержится в Указе Президента от 22.12.2010 № 670, которым утвержден порядок оплаты задолженности за природный газ, электро- и тепловую энергию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Указ принят в целях возмещения затрат на реализацию энергоресурсов.

В соответствии с Указом № 670 юрлица и ИП производят оплату энергоресурсов, отпускаемых газо- и энергоснабжающими организациями, входящими в состав гособъединений «Белтопгаз», «Белэнерго» и ОАО «Белтрансгаз», по ценам (тарифам) с учетом индексации.

Порядок индексации утверждается Министерством экономики с учетом соотношения установленного Нацбанком официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы, на дату оплаты потребителем и дату установления Минэкономики цен (тарифов) на энергоресурсы. При этом задолженность потребителей за энергоресурсы (за исключением отсроченной или рассроченной задолженности в соответствии с решениями Президента и Совмина), а также газо- и энергоснабжающих организаций и ОАО «Белтрансгаз», образовавшаяся до 1.01.2010 г., фиксируется в белорусских рублях с учетом установленного Нацбанком на 1.01.2010 г. официального курса белорусского рубля к иностранной валюте. Эта задолженность подлежит погашению без пересчета в связи с изменением курса рубля на дату ее погашения.

Газо- и энергоснабжающим организациям, ОАО «Белтрансгаз» и потребителям до 31.12.2010 г. предписано произвести перерасчет задолженности, скорректировать данные бухгалтерского и налогового учета, представить в инспекции МНС уточненные налоговые декларации (расчеты) и при необходимости уплатить налоги. При этом административные взыскания в виде штрафов не применяются и пени не уплачиваются. Задолженность за энергоресурсы, образовавшаяся с 1.01.2010 г., подлежит погашению с учетом ее пересчета в связи с изменением официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы, на дату погашения этой задолженности и дату ее образования.

Действие Указа № 670, вступающего в силу после его официального опубликования, не распространяется на потребителей, производящих оплату энергоресурсов по ценам, установленным в соответствии с законодательством для населения.

Напомним, что подобная индексация уже вводилась в республике постановлением Кабинета Министров РБ от 31.01.1995 № 64 «О мерах по стабилизации финансового положения предприятий (объединений), обеспечивающих потребителей природным газом, электрической и тепловой энергией» — в целях обеспечения республики энергетическими ресурсами, выхода энергоснабжающих предприятий (объединений) из критического финансового положения. Но 10 лет спустя постановлением Совмина от 28.01.2005 № 99 долги за потребленные энергоресурсы было решено реструктуризовать без применения индексации на курс инвалюты. Теперь старый проверенный механизм потребовался снова.

Отметим, что, по данным Белстата, просроченная задолженность за топливно-энергетические ресурсы, включая внутриреспубликанские расчеты, выросла с 250 млрд. Br на начало года до 417 млрд. на 1 ноября, т.е. в 1,7 раза. Из этой суммы более половины приходится на промышленность, 22,5% — на ЖКХ, 15,6% — на сельское хозяйство. При этом на внутриреспубликанские расчеты приходилось 99,8% всей просроченной задолженности за ТЭР, в т.ч. за природный газ — 43,6%, электроэнергию — 21,5%. В то же время энергетические товары составляют треть стоимостного импорта нашей страны — свыше 9 млрд. USD и обеспечивают более половины отрицательного сальдо внешней торговли. Таким образом, рублевые долги за товар, который сам или через основную составляющую приобретается за инвалюту, являются постоянным источником убытков для энергоснабжающих организаций. Указ № 670 по сути вводит для них самую простую форму хеджирования валютных рисков на случай неплатежей и девальвации.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях