$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Протокол разногласий©

05.08.2014

По итогам 6 месяцев т.г. отрицательное сальдо внешней торговли товарами в Беларуси достигло –866,8 млн. USD. При этом сокращение объемов экспорта и импорта может еще больше усугубиться во II полугодии не только в связи с ухудшением экономической конъюнктуры в соседних странах, но и под давлением геополитических факторов.

В целом объем внешней торговли товарами в январе–июне т.г. сократился по сравнению с I полугодием 2013 г. на 3,9%, в т.ч. экспорт — на 1,5%, до 18 801,5 млн. USD, а импорт — на 6%, до 19 668,3 млн. При этом поставки в страны СНГ снизились на 5%, до 10 657 млн. USD, а импорт из них — на 3,5%, до 11 976,3 млн. В частности, экспорт в Россию снизился на 6,9%, до 7608 млн. USD, а импорт — на 3,4%, до 10 878,1 млн. USD, тогда как экспорт в Казахстан увеличился на 4,9%, до 397,4 млн. USD, а импорт — в 3,6 раз, до 160,6 млн. Таким образом, экспорт в страны Таможенного союза снизился на 6,3%, а импорт — на 2,4%, тогда как по остальным странам СНГ снижение составило 0,7 и 15,3% соответственно.

В то же время экспорт в страны вне СНГ вырос на 3,5%, до 8144,5 млн. USD, а импорт сократился на 9,6% — до 7692 млн., в т.ч. в страны Евросоюза — 6029,6 млн. (рост на 5,8%) и 4576,3 млн. USD (снижение на 8%). При этом положительное сальдо со странами ЕС выросло вдвое по сравнению с I полугодием 2013 г. — до 1453,3 млн. USD, а отрицательное сальдо со странами Таможенного союза увеличилось на 9,8%, до 3033,3 млн. При этом доля стран Таможенного союза во внешнеторговом товарообороте осталась почти неизменной — 49,5% (на 0,1 п.п. меньше, чем годом ранее).

Динамика внешней торговли (см. график) в целом соответствует общей ситуации в экономике и, в частности, в промышленности. Несмотря на усилия правительства по стимулированию экспорта и ограничению импорта, серьезных сдвигов здесь добиться не удается, а сальдо остается отрицательным. При этом в июне белорусским властям пришлось столкнуться с весьма жесткой ответной реакцией Украины на меры нетарифного регулирования, введенные в мае–июне.

В дальнейшем ситуация может обостриться еще больше. С 1 августа Россия ввела запрет на импорт практически всех видов овощей и фруктов из Польши, фруктов и консервов из Молдовы, молочных продуктов и плодоовощных консервов из Украины. Кроме того, российские власти намерены повысить ввозные пошлины на 135 позиций украинских товаров, которые пока ввозятся в РФ беспошлинно по договору о зоне свободной торговли СНГ. Речь идет о продуктах питания, сельхозпродукции, алкоголе, сигаретах, бытовой химии, некоторых видах продукции металлообработки, бытовой техники и товаров легкой промышленности. Пошлины для них планируется поднять до уровня единого таможенного тарифа ВТО — 7,8%. Формально основанием для этого является приложение 6 к Договору о зоне свободной торговли, согласно которому, если участие одной из сторон в соглашении с другими странами ведет к росту импорта в объемах, грозящих ущербом промышленности Таможенного союза, то государства — участники ТС после проведения соответствующих консультаций враве ввести пошлины в отношении такого импорта. В придачу Россия заявляет о намерении приостановления действия договора о зоне свободной торговле с Грузией и Молдовой, по сути, в наказание за подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Пока ни Беларусь, ни Казахстан не подтвердили готовности следовать примеру Москвы. Однако в ближайшем будущем встанет вопрос о неэффективности российских мер, если молдавские и украинские товары будут поступать в две другие страны Таможенного союза. А потому в перспективе можно ожидать давления на Минск и Астану в этом вопросе. Но если ЕС уже заявило о компенсации утраты российского рынка, например по Молдове, то неизвестно, удастся ли Беларуси возместить подобные потери. Если на увеличение экспорта молочных продуктов в РФ можно надеяться (хватило бы ресурсов), то заместить импорт фруктов и овощей из «штрафных» стран гораздо сложнее, не говоря уже о росте цен на них в случае такого сценария.

Роман КУНИЦКИЙ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях